В Астрахани под председательством заместителя председателя Правительства РФ Сергея Иванова состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на котором были рассмотрены вопросы реализации национальной морской политики на Каспийском региональном направлении, а также вопросы комплексного решения проблемы судоходства на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации.
Выступая по первому вопросу повестки дня заседания Морской коллегии, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский сообщил, что Минтранс России последовательно работает над совершенствованием и развитием договорных отношений с прикаспийскими государствами в сферах, которые могут быть урегулированы независимо от определения правового статуса Каспийского моря. В частности, в области безопасности мореплавания, вопросах морского и авиационного поиска и спасания, морского образования, портового контроля и защиты морской среды от загрязнения с судов.
Немаловажным аспектом, затрагивающим безопасность мореплавания и связанным с окружающей средой, является осуществление контроля со стороны государства флага. Разработан и готовится к подписанию меморандум «Об осуществлении контроля со стороны государства порта» между Минтрансом России и Министерством дорог и транспорта Ирана, который будет открыт для присоединения остальных Прикаспийских государств. В настоящее время назрела необходимость создания «Каспийского меморандума», участниками которого будут морские администрации всех пяти Прикаспийских государств. Это должно способствовать ограничению субстандартного судоходства на Каспии и тем самым повышению уровня безопасности мореплавания, подчеркнул Виктор Олерский.
Замминистра отметил также, что в целях обеспечения безопасности судоходства и контроля за соблюдением судами разрешенных районов плавания введена в эксплуатацию Региональная информационная система наблюдения за судоходством в Азово–Черноморском и Каспийском регионах Российской Федерации (РИСС–ЮГ). Информационная система построена таким образом, что способна обеспечить интеграцию всех Прикаспийских государств. Технология объединения сетей АИС и обработки данных позволит осуществлять поддержку принятия управленческих решений по оптимизации транспортных потоков и размещения средств навигационного обеспечения, введение систем разделения движения судов на Каспийском море и послужит дальнейшей интеграции каспийских стран по обеспечению безопасного судоходства в регионе.
В целом создание «Каспийского меморандума», заключение двусторонних соглашений в области торгового мореплавания, проведение регулярных встреч и учений позволят повысить уровень безопасности мореплавания, сохранить уникальную экосистему Каспия, а также сблизить позиции Прикаспийских государств по проекту пятистороннего соглашения по торговому мореплаванию.
Касаясь вопросов развития МТК «Север–Юг», Виктор Олерский сказал, что Каспийское море, безусловно, является ключевым звеном в развитии водной составляющей коридора «Север–Юг», тем не менее в настоящее время потенциал коридора реализован минимально. Для максимальной реализации потенциальных возможностей МТК «Север–Юг» перед российской стороной стоит задача модернизации и дальнейшего развития портовых мощностей на побережье Каспийского моря.
Среди основных направлений реализации национальной морской политики на Каспийском региональном направлении Виктор Олерский назвал развитие портовой инфраструктуры, целенаправленную работу по защите российского флага в бассейне, совершенствование нормативной правовой базы, а также процедур таможенного и пограничного оформления, тарифной политики.
Виктор Олерский отметил, что транспорт является важным, неотъемлемым элементом и составной частью общей государственной политики России на Каспии, в связи с чем все обозначенные вопросы должны решаться в рамках проводимой Россией политики на Каспийском направлении и носить комплексный характер, учитывающий интересы государства и российских приморских регионов.
Вопросы комплексного решения проблемы судоходства на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации были затронуты в выступлении руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александра Давыденко.
В европейской части страны функционирует Единая глубоководная система Российской Федерации (ЕГС), которая в своем современном виде была сформирована к 50–м годам XX века. Она базируется на великой русской реке Волге, в ее состав входят: Беломоро–Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго–Донской канал и Волго–Балтийский водный путь, которые обеспечивают транспортную связь между 5 морями (Белым, Балтийским, Азовским, Черным и Каспийским). Кроме того, действует Северо–Двинская шлюзованная система, проходящая по заповедным историческим местам русского Севера и соединяющая Волго–Балтийский водный путь с реками Сухона и Северная Двина.
На основном протяжении ЕГС установлены гарантированные глубины судового хода 4 м, за исключением нескольких участков. Реализация ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» уже позволила ликвидировать одно из «узких» мест на Кочетовском гидроузле.
Александр Давыденко отметил, что работа по устранению «узких» мест на внутренних водных путях ЕГС продолжается. Решение этой проблемы позволит обеспечить рост объемов перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом, увеличить привлекательность ЕГС как транспортной артерии и реализовать транзитный потенциал Российской Федерации.
По словам Александра Давыденко, в рамках комплексного подхода Росморречфлот ведет работу по оснащению внутренних водных путей современными системами связи и навигации. В части повышения эффективности использования имущественного комплекса Росморречфлот продолжает работу по реализации Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации. На сегодняшний день проводится анализ и подготовка предложений по дальнейшему эффективному использованию федерального имущества в речных портах. Эти мероприятия направлены не только на решение текущих задач, но и на подготовку к открытию внутренних водных путей Российской Федерации. Минтрансом России разработан и выполняется комплекс мер по открытию внутренних водных путей РФ для плавания судов под флагами иностранных государств, что связано с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Александр Давыденко сообщил, что Минтрансом России совместно с Росморречфлотом создана рабочая группа, которая приступила к разработке Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Это даст возможность нового концептуального подхода к строительству флота, обеспечению безопасности судоходства, развитию туризма, современного информационного обеспечения, развитию портово–логистических мощностей в транспортных узлах на внутренних водных путях, совершенствованию законодательства.
Любовь ЧАЙКИНА