Важным звеном в обеспечении потребностей экономики страны в перевозках внешнеторговых грузов, а также завоза топлива и снабжения районов Крайнего Севера являются российские морские порты. В них работают 250 стивидорных компаний. В 2009 г. ими перегружено 496 млн тонн грузов, в том числе 200 млн тонн сухих грузов и 296 млн тонн наливных.
Нефтеналив, уголь, металлы, минеральные удобрения и контейнерные грузы составляют основу грузооборота. Около 60% объемов перевалки приходится на долю нефти и нефтепродуктов.
По итогам 2009 г. общий грузооборот портов вырос на 9,2% в сравнении с 2008 г., несмотря на мировой экономический и финансовый кризис.
Операторам морских терминалов удалось обеспечить потребности внешней торговли страны, минимизировать последствия кризисных явлений, обеспечить дальнейшее развитие и экономическую привлекательность.
В 1–м квартале 2010 г. объем перевалки грузов в морских портах России вырос по сравнению с 1–м кварталом 2009 г. на 11,0% , в том числе сухих – на 15,3% , наливных – на 8,5%.
Хорошая динамика была отмечена в перегрузке сухих грузов по всей основной номенклатуре. Рост перегрузки металлов составил 11,5%, минеральных удобрений – 33,1%, грузов в контейнерах – 40,2%, угля – 15,2%, лесных грузов – 25,6% и зерна – 11,0%.
Основная доля объемов перевалки грузов приходится на Северо–Западный бассейн – 42,5%, в Южном бассейне перегружается 35,6% грузов и в Дальневосточном – 21,9%.
В морских портах Северо–Западного бассейна грузооборот вырос на 2,9%, за счет сухогрузов, и составил 52,2 млн т. В Южном регионе операторы морских терминалов перевалили 43,8 млн т грузов, что выше уровня 2009 г. на 3,8%. Такой рост достигнут благодаря увеличению поставок черных металлов, зерна, грузов в крупнотоннажных контейнерах, а также нефтепродуктов.
Объем перевалки в морских портах Дальневосточного бассейна вырос в 1,5 раза – до 26,9 млн т в основном за счет наливных грузов, угля и грузов в крупнотоннажных контейнерах. Столь высокая динамика роста перегрузки грузов в Дальневосточном бассейне была обеспечена благодаря вводу новых перегрузочных мощностей для углеводородов в порту Козьмино (мощностью 15 млн т) и в порту Пригородное (мощностью 12 млн т), а также для перегрузки угля в порту Ванино (мощностью 12 млн т). Производилась модернизация угольных комплексов в портах Восточный, Посьет и подключение универсальных причалов для переработки угля в портах Находка, Ванино.
Необходимо отметить, что грузооборот дальневосточных портов вырос на 15% в 2009 г. и в 1,5 раза за 1–й квартал 2010 г., что свидетельствует о нарастании объемов торговли со странами Азиатско–Тихоокеанского региона.
Такой рост в 1–м квартале 2010 г. был обеспечен слаженной работой железнодорожников и портовиков на транспортных узлах.
Совместная работа ОАО «РЖД» и ЗАО «Морцентр–ТЭК» по координации перевозок позволила ежемесячно наращивать выгрузку вагонов в морских портах России. Так, в апреле этого года среднесуточная выгрузка вагонов была доведена до 6400 вагонов, что на 450 вагонов больше, чем в марте. И это не предел. Портовикам поставлена задача перевалить в 2010 г. 550 млн тонн грузов, обеспечить выгрузку 6500 и более вагонов в среднем в сутки. Для этого необходимо распределить нагрузку на транспортную инфраструктуру таким образом, чтобы максимальные объемы перевозок приходились на благоприятный погодный период. Портовики будут осуществлять ввод новых терминалов, особенно на Дальнем Востоке, а железнодорожники – реконструкцию и развитие железнодорожных подходов к портам.
Следует отметить, что ОАО «РЖД» в апреле этого года не приняло к перевозке 250 тыс. тонн экспортных углей, в мае – 850 тыс. тонн по причине «отсутствия технических и технологических возможностей инфраструктуры – превышения заявленных объемов, установленных нормативов передачи через междорожные стыковые пункты». При этом портовые перерабатывающие способности позволяют переработать все заявленные объемы. Данный факт вызывает опасение, что «пиковый» объем перево-зок традиционно придется на осенне–зимний период, что негативно скажется на качестве предоставляемых транспортных услуг и приведет к дополнительным издержкам.
В целях обеспечения потребностей внешнеторговых перевозок необходимо рассмотреть ряд организационных мер, которые позволили бы увеличить объемы принимаемых к перевозке грузов. К ним относятся вопросы более четкого планирования перевозок с учетом узких мест, организация движения по расписанию с учетом ремонтных работ, проведение регулярных селекторных совещаний с участниками транспортного процесса и ряд других.
Особое внимание должно быть обращено на ускорение реконструкции и усиление железнодорожных подходов к морским портам в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)».
Программой предусматривается также развитие инфраструктуры морского транспорта для обеспечения необходимых темпов роста экономики страны, в том числе развитие терминальных комплексов морских портов Мурманск, Усть–Луга, Калининград, Новороссийск, Тамань, Оля, Восточный.
Реализация планов строительства транспортной инфраструктуры, обозначенных в ФЦП, позволит к концу 2015 г. иметь портовые мощности, не только обеспечивающие потребности экономики страны (планируется довести грузо-оборот морских портов до 770 млн тонн в год), но и создать 15%–ный резерв для развития транзита и регулирования общей транспортной системы в периоды пиковых нагрузок.
Серик ЖУСУПОВ,
исполнительный директор
Ассоциации морских торговых портов