Председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов – о проблемах возрождения Северного морского пути (СМП)
– Вячеслав Алексеевич, чем, на ваш взгляд, объясняется возрастание интереса к Северному морскому пути?
– Конец ХХ и начало ХХI столетий характеризуются повышенным интересом ведущих государств мира к арктической циркумполярной зоне, в том числе к российской Арктике и Северному морскому пути. Этот интерес определяется двумя важнейшими факторами. С одной стороны, СМП может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. С другой стороны – СМП интересен как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России. Прогнозируемые последствия глобального потепления климата и активизация пиратских нападений на суда, следующие южными маршрутами, повышают интерес судовладельцев к арктическим трассам. Однако СМП сможет конкурировать с южными маршрутами только при условии, если он будет экономически выгоден и его инфраструктура обеспечит максимальное снижение дополнительных рисков при плавании в арктических льдах.
– Судоходство по трассам СМП невозможно без ледокольного обеспечения…
– Разумеется. Задачи обновления ледокольного флота решаются в рамках реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» и «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы.
В 2007–2009 годах построены 3 ледокола, в том числе атомный ледокол «50 лет Победы» мощностью 54 МВт, линейные дизель–электрические ледоколы нового поколения «Москва» и «Санкт–Петербург» мощностью 16 МВт.
К 2014 году в рамках реализации ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы предусмотрена разработка технических предложений для создания атомного ледокола–лидера мощностью 110–130 МВт для круглогодичной работы на СМП. Кроме того, к 2015 году планируется разработка организационно–технологического проекта постройки в России атомных ледоколов повышенной мощности (150–200 МВт) для освоения арктического континентального шельфа России и устойчивой работы СМП. Для реализации этого проекта будет разработана принципиальная технология строительства ледоколов повышенной мощности на отечественных судостроительных предприятиях.
Универсальный атомный ледокол и дизель–электрические ледоколы нового поколения будут многофункциональные, способные выполнить не только работы по проводке судов, но также работы по спасению людей, судов и ликвидации аварийных разливов нефти
в море. Три универсальных атомных ледокола с переменной осадкой будут способны работать как на морских участках, так и в мелководных районах устья Енисея, Обской губы и в других прибрежных районах арктических морей.
Важным направлением развития СМП является развитие системы навигационного обеспечения и улучшение системы связи.
– Что нового планируется предпринять в этой области?
– В соответствии с ФЦП «Глобальная навигационная система» в Карском море на острове Олений в 2003 году введена в эксплуатацию первая в мире арктическая контрольно–корректировочная станция глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. В 2009 году в Арктике развернуты еще 2 аналогичных станции – на мысе Стерлигова и в устье реки Индигарка. В 2010–м аналогичные станции будут созданы на островах Столбовой и Каменка. До 2020 года планируется развертывание сети контрольно–корректирующих станций ГЛОНАСС/GPS вдоль всех традиционных трасс СМП.
Реализация этих планов позволит использовать станции для выполнения гидрографических, лоцмейстерских и дноуглубительных работ, а также для осуществления лоцманских проводок судов на устьевых участках сибирских рек.
В подпрограмме «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» предусмотрено строительство 3 гидротехнических судов класса Arc–7 водоизмещением 2000–3500 тонн, 3 лоцманских судов класса Ice–3 водоизмещением 135 тонн, 6 специализированных гидротехнических катеров, оснащенных многолучевыми эхолотами, а также модернизация 3 гидротехнических судов серии «Федор Матисен» и «Дмитрий Овцын» водоизмещением 1650 тонн.
В 2008 году на 10–й сессии Комиссии Международной гидрографической организации по передаче навигационных предупреждений было принято решение об организации в Арктике 5 районов НАВАРЕА. (НАВАРЕА – условное слово, обозначающее районное навигационное предупреждение. Оно передается с добавлением цифры, указывающей номер района.) России поручено провести организационные и технические мероприятия по созданию в своих полярных водах районов НАВАРЕА ХХ и ХХI. Обеспечить функционирование районов НАВАРЕА ХХ и ХХI поручено ФГУП «Гидрографическое предприятие», являющемуся национальным координатором по сбору, подготовке и передаче информации по безопасности мореплавания в районы НАВАРЕА ХХ и ХХI Всемирной службы навигационных предупреждений.
И конечно, необходимым условием развития СМП является современный уровень организации аварийно–спасательного оборудования. В рамках реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» ведутся работы по проектированию аварийно–спасательных судов нового поколения общим количеством 37 единиц.
В целях повышения аварийно–спасательной готовности в Арктике предусматривается создание морского спасательного центра в морском порту Тикси, на который планируется возложить функции координатора по поиску и спасению в восточном районе Арктики. Кроме того, планируется создание передовых, специализированных аварийно–спасательных баз реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов.
– Сегодня интерес к СМП проявляют иностранцы…
– В настоящее время плавание по СМП осуществляется на недискриминационной основе для судов всех государств по законам и правилам, установленным Российской Федерацией, и в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Обязанность России перед мировым сообществом состоит в том, чтобы обеспечить принятие мер, позволяющих предотвратить и сохранить под контролем экологию региона в условиях развития хозяйственной деятельности в Арктике. Частным перевозчикам оказываются услуги по обеспечению безопасных условий плавания. Сюда входит проводка судов ледоколами, навигационно–гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, несение аварийно–спасательной готовности, связь.
В дальнейшем особое внимание необходимо уделить наращиванию усилий приарктических государств по созданию единой региональной системы поиска и спасения, а также усилий по предотвращению техногенных катастроф. Это крайне важно для экологии региона, для охраны особо ранимой северной природы на море и прилегающих территориях.
– Существует несколько Международных организаций циркумполярных государств. Насколько эффективна деятельность этих организаций в целях устойчивого развития Арктики и регионов Севера?
– Северные страны создали ряд правительственных и неправительственных международных организаций, таких как Северный Совет, Парламентская конференция Балтийского моря, Совет Баренцева/Евроатлантического региона, Некоммерческое партнерство «Северного морского пути», Конференция парламентариев Арктического региона со своим рабочим органом – Постоянным комитетом Арктического региона. Много лет существует программа «Северного измерения», главная цель которой – сотрудничество государств Евросоюза с российским Северо–Западом. К сожалению, конкретных результатов пока мало. Главная причина – отсутствие единой политики, координации как внутри Евросоюза, так и в России.
Надо сказать, что сегодняшний миропорядок, сформированный международными организациями, не в полной мере учитывает роль парламентариев в процессе межгосударственного общения. Существующие формы парламентского сотрудничества, к сожалению, не отвечают требованиям ХХI века и той роли, которую Арктика играет в жизни планеты. С учетом того, что роль арктического региона в современных условиях неумолимо возрастает, требуется активное взаимодействие не только исполнительных, но и представительных органов власти: центральных, региональных, местных.
Беседу вел Алексей КАЗАКОВ,
обозреватель «ТР»