В Санкт–Петербурге под председательством министра транспорта РФ Максима Соколова состоялось очередное заседание Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области.
В работе заседания приняли участие губернатор Санкт–Петербурга Георгий Полтавченко, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, заместитель министра внутренних дел РФ Виктор Кирьянов, первый вице–президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, генеральный директор АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области» Кирилл Поляков, руководители транспортных предприятий.
Открывая работу заседания, Максим Соколов отметил, что Программа развития транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области пока не получила адекватного статуса на местах. «Прошлое заседание совета проводилось почти год назад. На нем была представлена специализированная дирекция, которая должна способствовать повышению скоординированности действий всех участников, ответственных за развитие инфраструктуры и транспортной деятельности. Считаю, что этап становления дирекции прошел, и призываю активнее включаться в работу на уровне администраций Санкт–Петербурга и Ленинградской области, а также на федеральном уровне», – сказал министр. Он также призвал руководителей федеральных органов власти включить представителей дирекции в число постоянных участников повседневной работы, особенно по направлениям, которые требуют координации с различными ведомствами.
Кирилл Поляков доложил участникам заседания о промежуточных итогах работы в рамках поручения Корсовета от 19 апреля 2013 года. Так, в течение отчетного периода специалисты дирекции провели работы по мониторингу, обоснованию и корректировке подпрограмм вышеуказанной программы, а также мониторинг мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры города и области. В рамках координации деятельности органов исполнительной власти были сформированы рабочие группы по направлениям деятельности дирекции, подготовлены технические задания на проведение научно–исследовательских работ. В настоящее время ведется обоснование проектирования и строительства объектов транспортной инфраструктуры с участием представителей Минтранса России, правительств Санкт–Петербурга и Ленинградской области, региональных подразделений федеральных агентств, предприятий–монополистов в сфере транспорта, научной общественности и коммерческих организаций. Практическим результатом этой работы стали предложения по реализации отдельных мероприятий программы, а также по внесению изменений и дополнений в Государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
По итогам рассмотрения первого вопроса правительству Санкт–Петербурга и правительству Ленинградской области при участии дирекции поручено в течение месяца сформировать Перечень первоочередных мероприятий по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области, требующих софинансирования из федерального бюджета, на плановый период 2014–2016 годов, направить на доработку предложения по корректировке проекта Программы развития транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года.
Доклад «Об утверждении Генеральной схемы развития железнодорожного узла транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области» сделал начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. По его словам, в соответствии с решениями предыдущего заседания Координационного совета институтом «Ленгипротранс» совместно с ОЖД была проделана работа по корректировке генеральной схемы. В ноябре 2013 года проект генеральной схемы был согласован с правительствами Санкт–Петербурга и Ленинградской области. Однако с учетом ухудшения макроэкономической обстановки и неиндексации железнодорожных тарифов в 2014 году потребовалось привести проект в соответствие с текущими возможностями компании и стратегическими подходами по развитию видов бизнеса.
В доработанном варианте схемы предлагается группировка мероприятий в два блока: обеспеченные финансированием (ФЗ «О Федеральном бюджете на 2014–2016 гг.», одобренная Правительством РФ инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2014–2016 гг.) и требующие определения источников финансирования исходя из коммерческой и социально–экономической эффективности проектов. Прогнозные объемы затрат на реконструкцию и строительство объектов транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области до 2025 года составляют 744,7 млрд руб. Из них обеспечено источниками финансирования 16%, или 118 млрд руб., из которых 70,7 млрд – средства ОАО «РЖД», 8,7 млрд – средства федерального бюджета, 38,7 млрд – внебюджетное финансирование. Дополнительная потребность финансирования на реализацию мероприятий генеральной схемы составляет 626,7 млрд руб. После 2016 года ОАО «РЖД» сможет направить на эти цели еще 28,4 млрд руб. Вместе с тем стоит подчеркнуть, что в целом затраты ОАО «РЖД» на развитие, модернизацию и обновление инфраструктуры и подвижного состава в Санкт–Петербурге и Ленинградской области на период 2013–2016 гг. составят 151,8 млрд руб. В рамках данных мероприятий ключевое место отводится усилению участка Сонково – Будогощь – Мга.
Реализация генеральной схемы будет способствовать увеличению скоростей в транспортном сообщении между центральными районами, новыми зонами развития городской агломерации Санкт–Петербурга и Ленинградской области, повышению качества услуг общественного транспорта и улучшению транспортных связей с регионами РФ и другими странами. В этой связи предлагается следующее: ОАО «РЖД» до 1 мая 2014 года передает скорректированную генеральную схему для согласования в правительства Санкт–Петербурга и Ленинградской области. После этого согласованный документ будет предложен к утверждению на следующем заседании Координационного совета. Также необходимо синхронизировать программу развития транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области до 2020 года с утвержденной генеральной схемой развития ж.–д. узла в целом, в частности, по финансированию путепроводов (в генеральной схеме развития железнодорожного узла путепроводы учтены. За счет ОАО «РЖД» осуществляются их проектирование и вынос коммуникаций, однако, строительство путепроводов должно вестись за счет средств федерального или местного бюджетов, предусмотренных на развитие автодорожного хозяйства). На базе утвержденной генеральной схемы будет сформирована программа реализации первоочередных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области.
По результатам рассмотрения проекта программы первоочередных мероприятий межведомственной рабочей группе по развитию транспорта необходимо подготовить предложения по определению источников финансирования и государственной поддержке мероприятий генеральной схемы (по аналогии с работой, проводимой по реализации генеральной схемы развития Московского транспортного узла).
Вадим Морозов прокомментировал итоги работы ОАО «Ленгипротранс» – разработчика Генеральной схемы развития железнодорожного узла транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области. В частности, Вадим Морозов обратил внимание на необходимость доработки проекта с учетом новых макроэкономических условий, в которых сегодня работает предприятие. Разработчикам предлагается учесть в проекте необходимость выноса грузовых дворов ОАО «РЖД» с территории города только после завершения строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов терминально–логистической инфраструктуры компании.
Максим Соколов отметил существенные преимущества железнодорожного транспорта для развития агломераций. Прежде всего, в связи с большими провозными возможностями. Кроме этого, немаловажную роль играет его экологичность. Министр напомнил участникам заседания, что развитие пассажирского пригородного железнодорожного сообщения является приоритетом в крупных городах.
Участникам заседания были презентованы разработки в рамках «Концепции создания линий пассажирского легкого рельсового транспорта (ЛРТ) в Санкт–Петербурге и районах Ленинградской области, прилегающих к Санкт–Петербургу». Представлены предложения по формированию линий ЛРТ, которые соединят центральные районы Санкт–Петербурга и новые зоны развития городской агломерации с учетом зон тяготения и в соответствии с динамикой численности населения, а также прогнозом спроса на передвижения. На основе представленной информации правительству Санкт–Петербурга и правительству Ленинградской области предложено учитывать схему развития ЛРТ при формировании градостроительной документации.
Юрий ПАВЛОВ
10.04.2014