В Екатеринбурге состоялось XХIII пленарное заседание международной ассоциации «Координационный совет по Транссибирским перевозкам». С докладом на тему «Текущая ситуация и проблемы функционирования транспортного коридора Транссиб. Меры по повышению конкурентоспособности перевозок грузов по транспортному коридору Транссиб» выступил заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов.
Он отметил, что на сегодняшний день при активной поддержке государства осуществляются работы по развитию Восточного полигона, где расположена инфраструктура международного транспортного коридора «Восток – Запад». Основу евро–азиатского направления «Восток – Запад» составляет Транссибирская магистраль, которая, пересекая по суше территорию России, обеспечивает выход на востоке на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая, Монголии и Казахстана, а на западе – через российские порты и пограничные переходы в европейские страны. При формировании международных транспортных коридоров Транссибирская магистраль включена в проекты «ЭСКАТО» ООН в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией. Алексей Цыденов подчеркнул, что в силу особенностей географического положения Транссибирская магистраль играет важную роль в обеспечении единого экономического пространства Российской Федерации и транспортной доступности Сибири и Дальнего Востока.
В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года на сегодняшний день реализован целый комплекс мероприятий по электрификации направлений Транссибирской магистрали, строительству и реконструкции мостов, тоннелей, крупных сортировочных и припортовых станции. Алексей Цыденов отметил, что общая потребность в инвестициях на первоочередные мероприятия по развитию и модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона составляет порядка 562 млрд руб. Реализация запланированных мероприятий позволит обеспечить перевозку дополнительно 55 млн тонн грузов. В рамках развития Восточного полигона планируется специализация Транссибирской магистрали для обеспечения ускоренного пропуска специализированных контейнерных поездов и пассажирского движения.
Важное значение для обеспечения устойчивых связей между Европой и странами Азиатско–Тихоокеанского региона, привлечения грузов на Транссиб имеет развитие международных транспортных коридоров Приморье–1 и Приморье–2, а также организация прямого железнодорожного сообщения между Республикой Корея и Российской Федерацией, что станет возможным при восстановлении Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб через пограничный переход Хасан – Туманган.
По мнению Алексея Цыденова, сегодня имеется ряд задач, решение которых позволит усилить конкурентоспособность перевозок грузов железнодорожным транспортом. Одна из них – повышение пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта. Ограничения пропускной способности во многом обусловлены несвоевременной уборкой приватных вагонов с железнодорожных путей общего пользования. В прошедшем году Госдумой РФ в первом чтении был принят законопроект, которым вносятся изменения в основополагающие для железнодорожной отрасли законы – «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Его цель – адаптировать нормативную базу к новым условиям работы железнодорожного транспорта на основе десятилетнего опыта ее применения, и в том числе решить проблему несвоевременной уборки порожних вагонов после выгрузки.
В частности, законопроектом предлагается закрепить принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени и усилить ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки. «Реализация положений законопроекта создаст условия для стимулирования участников перевозочного процесса, в том числе подтолкнет операторов железнодорожного подвижного состава и владельцев вагонов к эффективному использованию потенциала инфраструктуры железнодорожного подвижного состава и имеющегося у них вагонного парка», – сказал замминистра.
Другим важным вопросом нормативного регулирования в рамках повышения пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта, на который обратил внимание Алексей Цыденов, является привлечение средств частных инвесторов в развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования. По его словам, для решения этой задачи Минтрансом России разработан законопроект, положения которого предусматривают снятие ограничений на оборот части недвижимого имущества ОАО «РЖД», а также взаимодействие владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (перевозчика) с пользователями услуг железнодорожного транспорта на основе долгосрочных соглашений. Указанные изменения должны мотивировать частных инвесторов вкладывать средства в строительство и обновление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В настоящее время Минтранс России дорабатывает законопроект и до конца года внесет его в Правительство Российской Федерации.
По мнению Алексея Цыденова, важными задачами являются также эффективное применение логистического потенциала Транссибирской магистрали и комбинированное использование преимуществ каждого из видов транспорта, участвующего в перевозках в регионы Сибири и Дальнего Востока. Замминистра проинформировал участников заседания о реализуемом Минтрансом России комплексе мер, направленном на совершенствование организации таких перевозок. В частности, министерством подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части порядка заключения и содержания договора, заключаемого между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком. В рамках работы над законопроектом были рассмотрены различные подходы к организации взаимодействия между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком и формы договора между ними.
Большое значение в законодательном плане в области взаимодействия различных видов транспорта имеет проект федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», разработанный Минтрансом России. Законом будут установлены правовые основы осуществления прямых смешанных (комбинированных) перевозок и урегулированы отношения, возникающие между транспортными организациями, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) и пассажирами при организации и осуществлении перевозок грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении.
По словам Алексея Цыденова, Минтрансом России проводится работа по подготовке комплекса проектов нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности контрейлерных перевозок. Реализация на практике положений указанных актов позволит упростить контрольные процедуры, проводимые уполномоченными государственными органами при перемещении контрейлеров через государственную границу.
Докладчик также подчеркнул, что важнейшим мероприятием, направленным на повышение конкурентоспособности Транссиба, является проведение эффективной тарифной политики. С 1 января 2014 года при перевозках транзитных грузов по территории Российской Федерации, в том числе и для стран – участников ЕЭП, применяется Тарифная политика, предусматривающая для всех пользователей услугами железнодорожного транспорта единый порядок применения тарифообразования. В целях сохранения в 2014 году уровня железнодорожных тарифов на транзитные перевозки грузов стран – членов ЕЭП в направлении российских портов на уровне 2013 года и с учетом взятых Российской Федерацией обязательств в рамках ВТО и ЕЭП, а также в рамках выполнения поручения Правительства РФ, ОАО «РЖД» было наделено правом изменения уровня ставок Тарифной политики в соответствии с положениями Тарифного соглашения.
В этот же день в Нижнем Тагиле Алексей Цыденов принял участие в пленарном заседании «Транспортное машиностроение: влияние новых институциональных механизмов на развитие отрасли», проводимом в рамках Уральского транспортного салона «Магистраль–2014». Там он выступил с докладом на тему «Железнодорожное машиностроение 1520: идеология прогресса в постиндустриальной экономике».
Как считает замминистра, эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе. В целях эффективного развития железнодорожного транспорта Российской Федерации Минтрансом России разработаны основополагающие документы в этой области.
Ожидаемыми результатами реализации мероприятий Государственной программы «Развитие транспортной системы» будут введение в эксплуатацию 2,6 тыс. км новых железнодорожных линий, сокращение доли протяженности «узких мест» к 2020 году до 5,1%, увеличение парка локомотивов на 5880 единиц, парка грузовых вагонов – на 160,6 тыс. единиц, пассажирских вагонов – на 7,7 тыс. единиц. Планируется, что объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом возрастет к уровню 2011 года в 1,3 раза, в том числе в Московском транспортном узле – в 2,25 раза. Транспортная подвижность населения на железнодорожном транспорте увеличится в 1,23 раза и составит в 2020 году 1200,4 пасс.–км на 1 жителя.
Алексей Цыденов отметил, что высокие темпы развития железнодорожного транспорта подталкивают производителей железнодорожной техники к разработке инновационной продукции. Для грузовых вагонов нового поколения были разработаны тележки с повышенными осевыми нагрузками. Особенностями конструкции являются: конструкционное исполнение литых деталей тележки, фрикционный узел гашения колебаний (скользуны, клинья гашения колебаний, пружины рессорного комплекта).
«Учитывая мировые тенденции в железнодорожном пассажирском сообщении, основными направлениями совершенствования конструкций пассажирских вагонов являются повышение их экономичности и комфортности, в частности – создание двухэтажных вагонов и вагонов микст–класса, включающих купе классов СВ и люкс, а также увеличение конструктивных скоростей, позволяющих сократить время пребывания пассажиров в пути», – сказал замминистра.
По его словам, за последнее время освоено производство целой линейки новых серий локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, иного подвижного состава и их составных частей.
По мнению Алексея Цыденова, реализация новых технических решений позволит создать новое поколение подвижного состава, задать долгосрочные технологические ориентиры инновационного развития железнодорожного транспорта и машиностроительного комплекса Российской Федерации, а также обеспечить преимущество отрасли для создания лидирующих позиций в посткризисной конкурентной борьбе.
Юрий ПОЛИКАРПОВ
11.09.2014