В Комитете Государственной думы РФ по транспорту в 2014 году шла работа над 17 законопроектами в сфере транспортной отрасли. Об итогах и наиболее важных изменениях в российском законодательстве в сфере транспорта рассказал на своей пресс–конференции председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.
По его данным, десять законопроектов в прошлом году были приняты, еще семь – приняты в первом чтении. Депутат подробно остановился на нескольких законопроектах в сфере воздушного транспорта. В частности, много дискуссий, по словам Евгения Москвичева, вызвал законопроект «О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей гражданских воздушных судов). За последний год рост авиаперевозок в России составил 18%, и специализированные вузы не успевают за потребностями рынка, прокомментировал необходимость этого документа депутат.
Еще один актуальный для отрасли законопроект – «О внесении изменения в статью 46 Воздушного кодекса Российской федерации» (в части уточнения порядка проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства на приаэродромной территории). Его важность в том, что он регламентирует правила застройки близлежащих к аэропортам территорий, чтобы «в случае необходимости расширения аэропортов не приходилось сносить гражданские постройки».
Также нашли свое отражение в законотворческом поле проблемы сертификации аэродромов и вертодромов для гражданской авиации, правила «возвратности» билетов и ряд других.
В 2015 году члены профильного комитета намерены внимательно рассмотреть законопроекты, касающиеся развития малой авиации. По мнению Евгения Москвичева, площадки для малых самолетов должны располагаться большей частью рядом с федеральными дорогами, что призвано снизить стоимость их содержания, а это, в свою очередь, должно сказаться на уменьшении стоимости билетов.
В прошлом году два законопроекта касались железнодорожного транспорта. В частности, это проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» (об уточнении порядка перевозки порожнего подвижного состава, вопросов нахождения порожнего подвижного состава на инфраструктуре железнодорожного транспорта). Документ вызвал множество вопросов со стороны бизнеса, и законотворцам пришлось существенно его переработать, чтобы учесть требования всех участников рынка.
Второй законопроект – «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской федерации» и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте». Он касается в том числе безбилетников и предусматривает, что пассажир, который не успел купить билет в кассах, может приобрести его прямо в вагоне (без места). А если отказывается это сделать, то все вопросы будут решаться не в административном порядке, как раньше, а только в судебном.
В 2015 году членам комитета предстоит обсудить еще один социально важный законопроект – о пригородном пассажирском транспорте, над которым в настоящее время работают эксперты в Правительстве РФ и Минтрансе России. Законопроект призван создать условия для прозрачного формирования тарифов на железнодорожном пригородном транспорте, а также определить общие «правила игры».
Также в прошлом году думцы рассмотрели один законопроект в сфере внутреннего водного транспорта, два – в сфере морского транспорта. В частности, вводится понятие «удостоверение личности моряка», что позволяет его владельцу быть внесенным в единый международный реестр.
Два законопроекта, над которыми велась работа в 2014 году, касались автомобильного транспорта. В частности, один из них – в отношении контроля за международными автомобильными перевозками.
Кроме того, в настоящее время идет работа над законопроектом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземных электрическим транспортом по межрегиональным, межмуниципальным и муниципальным маршрутам и о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Председатель комитета отметил, что этот закон ждут регионы, поскольку без него не могут принимать собственные законодательные акты. Сам закон призван обеспечить прозрачное проведение конкурсов, что будет способствовать более стабильной работе компаний малого бизнеса.
Для справки: ежегодно в России всеми видами транспорта перевозятся порядка 12 млрд пассажиров.
Также по одному законопроекту в прошлом году было принято в области безопасности дорожного движения и в области транспортной безопасности.
Всего в 2015 году планируется рассмотреть порядка 30 законопроектов. «Не все они будут приняты, некоторые будут отклонены, – прокомментировал Евгений Москвичев. – Например, в настоящее время от регионов поступают предложения сделать платными дороги для 12–тонников. Однако мы считаем, что на данном этапе это неправильно, потому что пока нет практики даже по федеральным дорогам. Мы вернемся к этому вопросу, когда приведем в порядок региональные и муниципальные дороги».
Также он рассказал о направленных комитетом в адрес вице–премьера Аркадия Дворковича предложениях «облегчить судьбу транспортников». Так, в частности, одно из предложений – отменить транспортный налог с 2016 года. Собираемость этого налога сейчас настолько низка, что проще будет полностью отменить его и заменить повышенным акцизом на бензин, полагают депутаты. Напомним: сейчас транспортный налог взимается с каждого автовладельца в зависимости от количества лошадиных сил в двигателе и региональной ставки. «Надо, наверное, с 2016 года отменить транспортный налог, – сказал Евгений Москвичев. – Сегодня транспортный налог должны платить почти 45 млн граждан России. Его сегодня очень тяжело собрать. Почти 50% субъектов Российской Федерации каждый год его не собирают». По словам депутата, один дополнительный рубль в цене на топливо даст почти 100 млрд руб. дохода на то, чтобы содержать дороги в регионах. Эти средства позволят привести в порядок региональные и муниципальные дороги в течение трех–четырех лет.
Второе предложение заключается в том, чтобы облегчить налоговую базу компаний и обнулить НДС для всех видов транспорта, в первую очередь для пригородного железнодорожного транспорта и для внутрироссийских авиационных перевозок. Евгений Москвичев уверен, что это поможет несколько снизить стоимость проездных билетов и, следовательно, сократить убытки местных бюджетов. Также есть инициатива просить Правительство РФ разрешить отодвинуть на год или два выплату утилизационного сбора для тех, кто покупает новые автомобили высокого экологического класса. Подобная своеобразная «амнистия», по мнению думцев, может способствовать обновлению парка и немного снизить налоговое бремя, растянув его во времени.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»
2.04.2015