с докладом «О состоянии транспортного комплекса и основных направлениях его развития».
Максим Сколов подчеркнул, что деятельность Минтранса России была сосредоточена на следующих приоритетных направлениях: улучшение качества и доступности услуг пассажирского транспорта; повышение уровня безопасности на транспорте; развитие механизмов государственно–частного партнерства.
Министр отметил, что в связи с тем, что в состав России вошли два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь, перед отраслью встали новые задачи. Важнейшей стратегической задачей для Минтранса России является обеспечение надежного транспортного сообщения с полуостровом и коренная модернизация его транспортной системы.
В сжатые сроки были разработаны программы субсидирования авиаперевозок из регионов России. Ведется системная работа с авиакомпаниями по увеличению количества авиарейсов в Крым, одновременно осуществляется переход на воздушные суда большей вместимости. Уже сегодня порядка 50 регулярных и 10 чартерных рейсов осуществляются в Крым ежедневно. Буквально на днях введена в строй реконструированная рулежная дорожка в аэропорту Симферополя, что позволило в 3 раза увеличить количество взлетно–посадочных операций.
Для сообщения через Керченскую переправу используются 4 морских парома, перевозящих автотранспорт и пассажиров. Для увеличения пропускной способности переправы были разделены грузовые и пассажирские потоки. И уже 5 грузовых паромов работают на направлениях Новороссийск – Феодосия, Геленджик – Керчь и Темрюк – рыбный порт Керчи.
По словам Максима Соколова, ключевую роль в транспортном обеспечении Крымского полуострова играет использование «мультимодальной» системы проезда по принципу «единого» билета. В мае – июне текущего года по «единому» билету перевезены более 50 тыс. человек. Уже проданы порядка 135 тыс. таких билетов. Ожидается, что с учетом увеличения количества авиарейсов, возможностей железной дороги и паромной переправы на территорию Крыма будут перевезены порядка 3 млн человек.
В настоящее время полным ходом идет подготовка к строительству транспортного перехода через Керченский пролив с использованием механизмов государственно–частного партнерства.
Министр отметил, что свообразной визитной карточкой транспортной отрасли России стали уникальные объекты транспортной инфраструктуры, построенные к зимней Олимпиаде в Сочи. В результате город стал современным транспорт-
но–пересадочными узлом мирового уровня. Безусловно, этот опыт будет использован и при организации Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Максим Соколов подчеркнул, что по ряду показателей в отрасли наблюдается ощутимый рост. Так, экспорт транспортных услуг в 2013 году вырос почти на 10% по сравнению с предыдущим годом и составил в стоимостном выражении более 18,5 млрд долларов США. Среднемесячная заработная плата работников транспортного комплекса увеличилась почти на 10% и составила более 37 тыс. руб.
Вместе с тем глобальные негативные тенденции в мировой и отечественной экономике и связанные с ними ограничения финансирования транспортного комплекса не могли не отразиться на ряде основных показателей его работы. По сравнению с 2012 годом наблюдалось относительное снижение объемов перевозок пассажиров и грузов на автомобильном, внутреннем водном и железнодорожном транспорте.
Министр напомнил, что с учетом новых глобальных вызовов была скорректирована Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, надежным инструментом которой стала обновленная Государственная программа «Развитие транспортной системы до 2020 года». Особое внимание в программных документах отрасли уделяется развитию региональных транспортных систем, в первую очередь Дальнего Востока, Арктики, Северного Кавказа, Калининградской области и Московского транспортного узла.
Максим Соколов подробно охарактеризовал результаты деятельности всех видов транспорта в 2013 году.
Так, за прошлый год грузооборот морских портов России вырос на 4% и составил рекордные 590 млн тонн. Объем финансирования в портовую инфраструктуру из федерального бюджета составил около 27 млрд руб. При этом неуклонно растет число проектов с участием частных инвесторов. Морской флот в 2013 году пополнился 35 транспортными судами общим дедвейтом около миллиона тонн.
Стратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года предполагает создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный. В навигацию 2014 года объем перевозок грузов почти на 16% превышает прошлогодние показатели. За 5 месяцев текущего года по рекам уже перевезены более 2 млн пассажиров.
В сфере авиаперевозок объем перевозок пассажиров за прошедший год вырос на 14% и составил почти 85 млн человек. Всего в аэропортах Российской Федерации в 2013 году обслужены более 100 млн пассажиров. В текущем году рост перевозок на внутренних линиях существенно опережает темпы роста на международных и составляет 15%.
Активно развиваются аэродромная инфраструктура и система управления воздушным движением. Введены в эксплуатацию после реконструкции 6 взлетно–посадочных полос в аэропортах Казани, Абакана, Магадана, Пензы, Внуково и на аэродроме Бугуруслан, а также новые аэровокзальные комплексы в Белгороде, Казани, Москве – Внуково и Санкт–Петербурге. Продолжается строительство и реконструкция новых международных аэропортов в Калининграде, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове–на–Дону.
Министр транспорта поблагодарил депутатов за оперативную подготовку законодательной базы в отношении развития рынка труда, невозвратных тарифов, багажа и питания, благодаря чему стала возможна деятельность низкобюджетного перевозчика – компании «Добролет».
Говоря об удвоении объемов дорожного строительства в ближайшие десять лет как на федеральной, так и на региональной и муниципальной сети, Максим Соколов констатировал, что некоторые регионы не выполняют обязательства по наполнению региональных фондов, и просил депутатов обратить самое пристальное внимание в своих регионах на этот вопрос.
Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов сообщил, что в 2013 году на объектах транспортного комплекса было проведено 14 контрольных и экспертно–аналитических мероприятий, в ходе которых был выявлен ряд проблем. В частности, из 78 целевых индикаторов и показателей госпрограммы плановое значение достигнуто по 56. Росморречфлот не в полном объеме выполнил целевые показатели и индикаторы по приросту производственной мощности российских портов и поставкам судов обеспечивающего флота; Росавиация по подпрограмме «Гражданская авиация» не достигла плановых показателей по количеству пассажиров, перевезенных воздушными судами местных авиалиний, а также по приобретению воздушных судов и тренажеров для учебных заведений; Росавтодор по подпрограмме «Автомобильные дороги» не достиг плановых показателей по приросту количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (план – 250, факт – 226 поселков), а также по строительству и реконструкции автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, предусматривающего федеральное софинансирование (план – 678 км, факт – 528,9 км).
По мнению Счетной палаты РФ, недостаточно проработан механизм ГЧП, что негативно влияет на релизацию крупнейших комплексных проектов в сфере транспорта, например, строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт–Петербург. Существующая система долгосрочного инвестиционного планирования оказалась несовершенной и инерционной. Так, продолжительность выполнения
Госкомпанией «Автодор» предварительных мероприятий по проекту до начала строительства участка автомобильной дороги Москва – Санкт–Петербург составила более 8 лет, что привело к потере актуальности ряда принятых решений.
Анализ результатов структурной реформы железнодорожного транспорта установил наличие серьезных проблем в сфере нормативно–правового и тарифного регулирования рынка грузовых железнодорожных перевозок. По словам Валерия Богомолова, Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом принята, но запаздывает Федеральный закон «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ», который предусматривает формирование новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом во всех видах сообщения, включая дальнее и пригородное, с формированием госзаказа. За период реформы не удалось достичь кардинального улучшения технико–экономических, эксплуатационных и финансовых показателей железнодорожного транспорта.
В гражданской авиации актуальными остаются проблемы в развитии региональной и местной авиации. Для вузов, ведущих подготовку авиационного персонала, характерны старение преподавательского состава и низкая зарплата, а также недостаточно развитая материально–техническая база.
В сфере внутреннего водного транспорта отмечается высокая степень износа инфраструктуры и транспортных средств.
В ходе дискуссии депутаты задали министру транспорта вопросы, многие из которых так или иначе касались проблем Крыма. Николай Коломейцев обратил внимание на крайнюю степень изношенности транспортной инфраструктуры полуострова, на необходимость задействования мощностей самого глубоководного крымского порта в Феодосии в перевалке грузов. Максим Соколов заверил, что развитие дорожной сети Крыма является одним из приоритетов, и уже ведутся работы по строительству обходов Симферополя и Севастополя. «Что касается деятельности портов – это большой, системный вопрос. Порты в Крыму работали в основном не на прием, а на экспорт грузов, в 2013 году общий оборот достигал порядка 8 млн тонн, причем российских грузов было менее 2 млн тонн. Крымские порты будут задействованы в общей системе портов Азово–Черноморского бассейна», – сказал министр транспорта.
Анатолий Сикорский еще раз привлек внимание к Керченской паромной переправе, где, по его мнению, сложилась «сложная ситуация: многокилометровые пробки, время ожидания 14–18 часов, рост бытовой коррупции со стороны перевозчиков». Максим Соколов успокоил депутата, сказав, что многие проблемы переправы уже решены, многокилометровых пробок больше нет: «Я ежедневно через каждые три часа получаю информацию о ситуации на переправе. Сейчас Керченская переправа работает в штатном режиме». По его словам, в первой половине июля 2014 года на Керченской переправе начнет курсировать дополнительный грузопассажирский паром большой вместимости.
Сергей Гаврилов поинтересовался, рассматривает ли Минтранс вопрос создания базовой авиакомпании в Крыму и включения ее в программу субсидирования лизинговых платежей в целях приобретения отечественных самолетов? Максим Сколов напомнил, что программа субсидирования лизинговых платежей в объеме 2,2 млрд руб. рассчитана на долгосрочный период. В рамках этой программы уже закуплены 66 самолетов для региональной авиации. Минтранс, безусловно, поддержит создание базовой авиакомпании Крымского ФО. В настоящее время 30 городов РФ имеют прямое авиасообщение с Крымом. Также министерство нацелено на долгосрочную поддержку внутреннего рынка авиаперевозок. По словам Максима Соколова, в 2013 году наблюдался 10%–ный рост этого рынка, в 2014 году рост составил 15%. В ходе реализации Программы субсидирования авиационных перевозок на территории Северо–Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов и формирования региональной маршрутной сети открыты более 60 новых внутри-
региональных маршрутов.
Александр Каминский попросил министра прокомментировать ситуацию, сложившуюся в сфере пригородных железнодорожных перевозок. Максим Соколов заверил, что, несмотря на то, что этот вопрос находится в исключительной компетенции субъектов РФ, Правительство РФ принимало и принимает решения по поддержке этого вида сообщения. Чтобы снизить нагрузку на регионы, установлен льготный тариф пригородным компаниям за пользование инфраструктурой в размере 1%. Ежегодно на компенсацию инфраструктурного тарифа направляется по 25 млрд руб. На сегодняшний день подписаны соглашения с 45 регионами, у остальных субъектов Федерации очень непростое финансовое положение, не позволяющее им компенсировать пригородным компаниям выпадающие доходы в полном объеме. Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, одобренная Правительством РФ, определяет ключевые принципы организации, регулирования и финансирования деятельности комплекса пригородных пассажирских перевозок, что позволит обеспечить потребности населения в качественном пригородном сообщении и создать условия для устойчивого развития этого сегмента отрасли железнодорожного транспорта.
В процессе обсуждения народные избранники высказали и свои предложения по улучшению работы транспортной отрасли. Так, Василий Швецов считает необходимым ввести на федеральном уровне ответственность для лиц, осуществляющих нелегальные внутрирегиональные перевозки. Виталий Ефремов предложил, в частности, ввести квалификационные требования для допуска перевозчиков, экспедиторов и операторов. По его мнению, необходимо также увеличить численность транспортных инспекторов и установить им зарплату на уровне сотрудников МЧС. Олег Нилов подготовил законопроект по внесению изменений в закон о трудовых пенсиях, направленный на то, чтобы внести в список льготных категорий водителей–дальнобойщиков.
В заключение министр транспорта поблагодарил депутатский корпус за конструктивное обсуждение проблем транспортной отрасли и поддержку законодательных инциатив. В настоящее время в Государственной думе находятся 15 законопроектов, подготовленных Минтрансом и внесенных Правительством Российской Федерации. Максим Соколов призвал депутатов продолжить работу по рассмотрению и принятию этих законопроектов. Со своей стороны Минтранс готов решить все поставленные перед ним задачи и достойно ответить на самые непростые и амбициозные вызовы, так как от результатов этой работы зависит не только конкурентоспособность отечественной экономики, но и качество жизни наших сограждан.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
Фото Владимира БУРНОВА
10.07.14