Профессиональное сообщество волнуют деятельность транспортных профессиональных союзов, недостаточный уровень подготовки водителей, а также бюрократизм в подготовке и принятии отраслевых законов. Именно эти вопросы стали темой открытого заседания Общественного совета Министерства транспорта РФ, которое проходило в рамках «Пассажирского форума – 2012».
О проблемах ПЛС
С докладом на заседании выступил президент Профсоюза летного состава (ПЛС) России Мирослав Бойчук. Он затронул сразу несколько тем, волнующих профсоюз. Одна из них – заключение коллективного договора. По его словам, в настоящее время в авиационной отрасли России работают несколько профсоюзов, число членов которых превышает 15 000, а количество работников, состоящих в ПЛС, составляет лишь 10% от этого числа. В связи с этим при заключении коллективного договора профсоюзу летного состава не всегда удается добиться своих целей, и его деятельность становится неэффективной. Мирослав Бойчук привел пример альянса «Скай Тим», куда входят 15 авиакомпаний, и при этом все летные профсоюзы альянса имеют отдельный коллективный договор. «Это правильно, потому что позволяет прописать все особенности, которые присущи такой специфической профессии, как пилот», – считает он.
Проблемой Мирослав Бойчук назвал и негласный запрет на образование общественных организаций в некоторых авиакомпаниях. «Мы столкнулись с тем, что профсоюзные активисты, которые начинают выступать на тему безопасности полетов, в том числе в прессе, становятся неугодными, и их увольняют», – рассказал он. В частности, речь шла о незаконно уволенном сотруднике ОАО «Авиакомпания «Россия» – вице–президенте ПЛС Олеге Буленкове.
Вообще, по мнению президента ПЛС, отсутствие в авиакомпании профсоюзной организации негативно сказывается на безопасности полетов. Он напомнил об участившихся случаях авиационных происшествий в 2011 году и подчеркнул, что, как показала проверка, в этих компаниях не было профсоюзов и общественных организаций.
Его выступление прокомментировали руководители Минтранса России. Так, статс–секретарь – заместитель министра транспорта Сергей Аристов отметил, что существует федеральный закон, регулирующий профсоюзную деятельность, обязанности и требования работодателя и исполнительной власти. Поэтому никакого дополнительного циркуляра, усиливающего позиции ПЛС, быть не может.
Также со своим комментарием выступил заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. По его мнению, коллективный договор – это сильнейший инструмент по консолидации коллектива, и «разбегаться» по специализациям было бы неправильно. При обсуждении коллективного договора, как правило, приглашаются представители всех профессиональных организаций. «Однако амбиции ряда профсоюзных лидеров не позволяют им сесть за стол переговоров вместе с техниками и инженерами», – сказал Валерий Окулов. Он отметил, что профсоюз авиаработников добровольно отказывается принимать участие в подготовке коллективного договора. При этом все те положения, которые касаются специфики летного труда, включаются в обязательном порядке в коллективный договор. По словам Валерия Окулова, требование, чтобы коллективный договор был заключен с этой категорий специалистов, имеет место, но его не разделяет большинство летного состава.
При этом замминистра подчеркнул, что нельзя связывать снижение уровня безопасности с отсутствием общественной организации в компании. Основным регулирующим фактором в обеспечении безопасности остается персональная ответственность летного состава, считает он. В то же время наличие в авиакомпании профсоюзной организации – это полезная вещь, но разводить профсоюзы по специализации – это вопреки интересам авиакомпании и отрасли в целом, резюмировал он.
Об обучении водителей
Вторую тему для обсуждения в рамках заседания Общественного совета дало выступление президента Ассоциации юношеских автошкол Ольги Никоновой о реформировании системы подготовки и допуска водителей к управлению автотранспортными средствами. По ее словам, система подготовки водителей не выдерживает критики, и главной проблемой остается низкий уровень мастерства тех, кто садится за руль легкового, грузового или пассажирского транспорта. Причиной Ольга Никонова называет несовершенство законодательства, разночтения в котором прямо не запрещают самоподготовку будущих водителей. По ее данным, только в Москве за последнее время 2 млн автолюбителей предпочли самостоятельное обучение профессиональному.
Коллегу поддержал начальник управления Госавтодорнадзора Сергей Гусаров, который выразил озабоченность низкой подготовкой водителей, осуществляющих коммерческие перевозки как пассажиров, так и грузов.
Прокомментировал ситуацию член комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям Михаил Блинкин. По его мнению, сейчас стало очевидным, что необходимо менять систему подготовки водителей и выдачи прав. «Сейчас она халтурная», – критически высказался эксперт. Он привел в пример опыт зарубежных стран, где давно используется хорошо зарекомендовавшая себя трехступенчатая система водительских прав. Первая ступень позволяет молодому водителю сесть за руль автомобиля, если рядом с ним на пассажирском сиденье находится лицо, обладающее full license (полными правами). Права второй ступени позволяют ездить по улицам, но без выезда на скоростные шоссе. И лишь права третьей ступени (full license) можно считать полноценными.
Михаил Блинкин подчеркнул довольно строгий и жесткий подход к выдаче прав даже первой ступени: их не выдают уже по факту неправильной техники парковки. «У нас же в городе половина всех водителей не умеют правильно парковаться», – досадует он. Следствием поголовной выдачи прав в России становится статистика смертности: если в странах с трехступенчатой градацией прав на 100 тыс. населения приходятся 10 смертей на дорогах, то в России – больше сотни.
Резюмируя развернувшуюся дискуссию, ведущий заседания, председатель Общественного совета Минтранса России Анатолий Кучерена предложил рассмотреть этот вопрос на Комиссии по безопасности дорожного движения под руководством Игоря Шувалова. Любопытно, что законопроект, который мог бы способствовать регулированию проблемы с подготовкой водителей, находится на втором чтении в Государственной думе с 2010 года, однако надежды на его скорейшую доработку мало.
Во всем виновата бюрократия
В этом контексте показательным стал доклад директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса России Алексея Дружинина о реализации плана законопроектной деятельности Министерства транспорта в 2011 году. По его данным, в прошлом году Госдума приняла 11 федеральных законов, разработанных Минтрансом России, это при том, что в план законопроектной деятельности были включены 89 законопроектов. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находятся 15 законопроектов, причем часть из них с 2007 года, а в Правительстве РФ – для последующего внесения в Госдуму – 17 законопроектов. «Остальные завязли в круге межведомственного согласования», – печально отметил Алексей Дружинин. Главная причина – проволочки в согласовании нормативно–правовых актов с заинтересованными ведомствами.
Что касается планов на 2012 год, то в очереди на согласование значатся пять законопроектов, большинство из которых имеют системный характер для отрасли. Это закон о метрополитенах и других видах скоростного транспорта, закон об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по межрегиональным маршрутам, закон о внесении изменений в законодательные акты по вопросам строительства и реконструкции аэропортов, закон о внесении изменении в Воздушный кодекс в области подготовки авиационного персонала.
* * *
По итогам работы заседания и с учетом данных поручений было решено не принимать протокольное решение, а вернуться к озвученным проблемам для их проработки на следующем заседании Общественного совета.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»
19.04.2012