Предметом обсуждения стали вопросы развития Байкало–Амурской и Транссибирской магистралей, а также проект Стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года.
В работе коллегии приняли участие председатель комитета Госдумы РФ по транспорту Евгений Москвичев, председатель комитета Госдумы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов, руководители подведомственных агентств и службы, представители субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций транспортной отрасли.
Открывая заседание, министр транспорта РФ Максим Соколов подчеркнул важность и актуальность вынесенных на повестку дня вопросов. По мнению министра, первый вопрос получил определенный динамизм после того, как летом этого года на Санкт–Петербургском экономическом форуме Президент России заявил о том, что этот проект развития БАМа будет поддержан, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния. А с учетом приближающегося юбилея БАМа, который будет отмечаться в следующем году, вопрос приобретает особую актуальность.
Развитие БАМа и Транссиба, отметил Максим Соколов, рассматривается с учетом перспектив и приоритетов развития нашей страны, мировой экономической конъюнктуры. В связи с этим тем более актуальным является вопрос обеспечения транспортной доступности Дальнего Востока и рынка стран Азиатско–Тихоокеанского региона.
Грузооборот на Восточном полигоне вырос за прошедшее десятилетие более чем на 50%, с 240 до 570 млрд ткм, при среднесетевом росте по сети железных дорог всего на 33%. Даже в текущем году, при явном замедлении темпов экономического роста и снижении объемов железнодорожных перевозок на 3% к уровню прошлого года, в восточном направлении сохраняется рост объемов перевозок. Однако главным сдерживающим фактором в наращивании перевозок остается недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры.
Максим Соколов напомнил, что на Санкт–Петербургском экономическом форуме Президентом России было озвучено решение о выделении 450 млрд руб. из Фонда национального благосостояния на реализацию крупнейших транспортных проектов. Два из них касаются российских железных дорог. Это создание высокоскоростных магистралей и развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Министр отметил также важность предстоящей реконструкции Центральной кольцевой автодороги в Московской области, которая позволит снять все инфраструктурные ограничения в транспортных коридорах Север – Юг и Запад – Восток.
В развитие поручений президента в Правительство РФ, сообщил Максим Соколов, направлен подготовленный министерством сетевой план–график проведения работ по определению основных параметров, направлений и механизмов реализации проекта модернизации БАМа и Транссиба.
По итогам выполнения мероприятий, предусмотренных этим планом–графиком, прирост пропускных способностей в восточном направлении, по расчетам, к 2018 году составит более 55 млн тонн по сравнению с уровнем прошлого года. Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры увязаны с планами по развитию портовых мощностей Приморья, транспортных узлов и сухопутных пограничных переходов.
По согласованным с Минэкономразвития экспертным оценкам, развитие восточного полигона позволяет задействовать дополнительно до 40 тыс. рабочих мест как в период проведения самих работ, так и в последующий период эксплуатации. И если в период строительства в первую очередь это будут строители и монтажники, то в период эксплуатации появятся рабочие места на промышленных и добывающих предприятиях, деятельность которых стала возможной за счет обеспечения транспортной доступности в Байкальском регионе, южной Якутии и других областях ДВФО.
Говоря о проекте Стратегии развития внутреннего водного транспорта, министр отметил, что после одобрения Правительством РФ обновленной транспортной стратегии министерство планомерно вносит соответствующие изменения в отраслевые стратегии по видам транспорта. Документ будет рассмотрен Правительством РФ в ближайшее время, и еще можно внести последние коррективы в подготовленный проект.
Министр отметил, что развитие внутреннего водного транспорта является важным вопросом для формирования новых транспортных и транзитных цепочек. Сеть внутренних водных путей России имеет самую большую протяженность в мире и составляет 101,7 тыс. км. В то же время на долю внутреннего водного транспорта приходится менее 2% от общего объема перевозок грузов в стране. Внутренний водный транспорт, считает министр, нуждается в восстановлении инфраструктуры водных путей, портов, строительстве новых судов и привлечении грузопотоков. Он также отметил, что подготовленная Минтрансом Стратегия развития внутреннего водного транспорта до 2030 года направлена на выявление не только проблем, но и определение путей их решения. На сегодняшний день завершено широкое общественное обсуждение проекта стратегии в экспертных организациях, предприятиях, федеральных органах исполнительной власти. Проект стратегии получил положительные отзывы на Экспертном совете при Правительстве РФ. Получено положительное заключение Общественного совета Минтранса России.
С докладом о развитии Байкало–Амурской и Транссибирской магистралей на заседании коллегии выступил генеральный директор ОАО «ИЭРТ» Федор Пехтерев. По его словам, общая потребность в инвестициях по программе развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона в период 2013–2017 годов, разработанной ОАО «РЖД», составляет 562,3 млрд руб. (без НДС в прогнозных ценах), из которых 260,2 млрд руб. приходится на федеральный бюджет и 302,1 млрд руб. – на инвестиционный бюджет ОАО «РЖД». Значительная часть этих средств нужна для проектно–изыскательских и строительно–монтажных работ по проектам развития железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа.
Федор Пехтерев отметил, что реализация программы предусматривает два этапа. На первом этапе предполагается выполнить мероприятия по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры восточной части БАМа (участки Тында – Комсомольск–на–Амуре и Волочаевка – Комсомольск). Второй этап включает в себя мероприятия по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры западной части БАМа (участок Тайшет – Тында – Бамовская) и восточной части Транссиба (участок Тайшет – Карымская – Бамовская – Находка).
Выполнение мероприятий программы развития Восточного полигона, по мнению докладчика, позволит сократить до необходимого минимума «узкие места», увеличить пропускную способность участков полигона и грузооборот, освоить дополнительные 55 млн тонн грузов. Согласно расчетам накопленные притоки денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при условии реализации проекта превысят 680 млрд руб. за горизонт рассмотрения в 30 лет.
С докладом о Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года выступил директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников. Он отметил, что при подготовке проекта стратегии было проведено масштабное комплексное научное исследование, в результате которого были обозначены проблемы внутреннего водного транспорта, выбраны цели для его дальнейшего развития и разработан план мероприятий по достижению этих целей.
Целью стратегии является усиление роли внутреннего водного транспорта Российской Федерации в функционировании транспортного комплекса страны, повышение его инвестиционной привлекательности, создание условий для эффективного функционирования и роста конкурентоспособности предприятий отрасли, расширение сферы вовлечения внутреннего водного транспорта в мировую и европейскую транспортные системы на основе наиболее полной реализации его стратегических преимуществ. Таких, например, как низкие инфраструктурные издержки, экологичность, высокий уровень безопасности, гибкость при перевозке грузов, низкая себестоимость, высокий уровень энергоэффективности. По словам Константина Пальникова, внутренним водным путям России необходим документ, который определит приоритеты в области государственной политики, создаст мощный стимул к развитию внутреннего водного транспорта.
После заседания с журналистами встретился заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. Он, в частности, затронул вопрос о повышении качества работы бункеровочных компаний. Большое количество бункеровочных компаний, по его мнению, не всегда означает их хорошее качество. Имеется в виду не только уровень сервиса, но и качество бункерного топлива. Нужно внимательно подходить к отбору бункеровочных компаний, которые оказывают сервис в портах. Может быть, нужно прописать какие–то правила поведения, определить критерии, которые будут стимулировать компании продавать качественный товар, оказывать качественный сервис.
Если посмотреть на зарубежную практику, то в основном, за небольшим исключением, у них бункеровочные компании являются производной от больших нефтяных компаний, отметил замминистра. Каждый в бизнесе имеет право на существование, но за это нужно заплатить определенную цену. А цена – это качество топлива и сервиса.
Говоря о действенности Стратегии развития внутреннего водного транспорта, Виктор Олерский отметил, что многое зависит от того, какой сценарий развития отрасли будет принят. Второе и главное условие – наличие средств федерального бюджета.
Свою роль должно сыграть улучшение взаимодействия портовиков и судовладельцев. Здесь многое зависит от министерства. Где, как и что строить, какие мощности создавать, просчитать направление и объемы грузопотоков – тут решать федеральному министерству.
Отвечая на вопрос об обновлении речного флота, Виктор Олерский отметил, что позитивную роль сыграл закон о поддержке отечественного судостроения и судоходства. Если к нему добавится введение утилизационного гранта, то, как выразился замминистра, больше ничего не нужно. Кроме желания и готовности строить новые суда. При этом, отметил замминистра, банки, лизинговые компании значительно продвинулись, скажем, за прошедшие два года в желании финансировать строительство судов. Здесь надо учитывать, что внутренний водный транспорт – отрасль, которая не дает положительного эффекта за два–три года. Впрочем, сказал Виктор Олерский, если посмотреть статистику, мы увидим, что в последнее время строится немало, и прежде всего, речной флот, суда река–море плавания (танкеры, сухогрузы).
«Не говорю уже о государственном флоте, который строится в большом количестве», – резюмировал Виктор Олерский.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
10.10.2013