и Комиссии РСПП по транспорту
и транспортной инфраструктуре.
Состоялось совместное заседание Комитета Госдумы РФ по транспорту и Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре. Оно было посвящено обсуждению вопросов законодательного обеспечения контрейлерных перевозок в России.
Участники мероприятия были единодушны во мнении, что для активного использования новой технологии перевозок в России и в целом на «пространстве 1520» созданы весьма благоприятные предпосылки. В их числе, в частности, упоминались возможность эффективного использования накопленного мирового опыта, наличие развитой железнодорожной сети и терминалов общего пользования, а также меньшие, чем в странах Евросоюза, габаритные ограничения.
«Развитие интермодальных контрейлерных перевозок будет иметь большое значение для экономики нашей страны, позволит нам вписаться в мировую систему экспортно–импортных логистических схем», – убежден председатель Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев.
Однако в России данный вид перевозок не получил пока широкого распространения. В качестве главного сдерживающего фактора выступавшие отмечали несовершенство законодательной сферы.
Напомним, что контрейлерными называются комбинированные автожелезнодорожные перевозки, когда на специальных железнодорожных платформах перевозятся груженые автомобили, полуприцепы и съемные автомобильные кузова. Во многих европейских странах подобный вид перевозок используется давно, подтвердив свою высокую эффективность.
Мировой опыт свидетельствует о том, что контрейлерные перевозки отличаются безопасностью, надежностью и мобильностью. В числе дополнительных преференций можно упомянуть синергетический эффект для железнодорожного и автомобильного транспорта, существенное уменьшение расхода топлива на тонну перевозимого груза, а значит, снижение загрязнения окружающей среды. Немаловажным является также значительное сокращение времени таможенного и пограничного контроля, числа дорожно–транспортных происшествий, уменьшение износа дорожных покрытий, увеличение срока эксплуатации автотранспортных средств.
В России подобный вид транспортировки грузов видится весьма перспективным, но пока только планируется к использованию. При этом одной из первоочередных задач в области развития контрейлерных перевозок является совершенствование нормативно–правовой базы. Подтверждением может служить уже то обстоятельство, что в законодательстве отсутствует даже само определение таких понятий, как «контрейлер» и «контрейлерная перевозка».
В частности, по оценкам экспертов, необходимо усовершенствовать таможенное законодательство, так как существующие нормы предусмотрены для отдельных видов транспорта, а не для «гибридов» из двух транспортных средств. Определенной корректировки потребует соответствующая система налогообложения и всевозможных пошлин, по аналогии со странами Европы и Америкой, с целью повышения привлекательности железнодорожных перевозок.
«Нам совместными с органами законодательной власти усилиями нужно решить данный комплекс проблем», – высказал в ходе заседания свою позицию руководитель Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
Что касается практической стороны вопроса организации контрейлерных перевозок, то в октябре 2010 года на научно–техническом совете ОАО «РЖД» были определены приоритетные направления, которые смогут обеспечить быстрый положительный эффект. Так, в частности, в 2011 году намечено проведение опытной перевозки по маршруту Хельсинки – Санкт–Петербург – Москва по классической технологии на базе платформы производства Финляндии. Глава РЖД Владимир Якунин убежден, что данное направление при наличии логистических центров окажется весьма перспективным.
В последующем предполагается осуществить экспериментальные перевозки и по территории Московской области, которая является наиболее загруженным региональным транспортным узлом. Целесообразность дальнейшего развития контрейлерного сегмента будет определена по итогам пилотных перевозок.
Кроме того, по мнению участников заседания, контрейлерные перевозки могут оказаться совершенно незаменимыми на участках транспортной системы, где в случае чрезвычайных ситуаций железная дорога может оказаться единственным связующим звеном.
По словам вице–президента ОАО «РЖД» Вячеслава Лемешко, для успешного внедрения нового вида перевозок необходимо создание управляющей компании, деятельность которой могла бы совместить интересы самых разных участников проекта, начиная от производителей подвижного состава, инвестиционных и девелоперских структур и заканчивая транспортными компаниями и логистическими операторами.
Владимир Якунин со своей стороны предложил руководителям автотранспортных предприятий рассмотреть вопрос создания совместного с РЖД предприятия для отработки модели контрейлерных перевозок как на территории Российской Федерации, так и на территории соседних государств, через которые проходят основные транзитные транспортные потоки.
Он также отметил достаточно высокий интерес к этому сегменту рынка со стороны частного бизнеса, включая крупные иностранные компании. «Именно они способны привнести инновационные технологии, а также обеспечить развитие транспортно–логистического сектора в целом», – считает глава ОАО «РЖД». Разумеется, в рамках проекта требуется еще создать и сертифицировать специальный подвижной состав, построить терминалы, разработать лояльные тарифы, с тем чтобы привлечь на железную дорогу автоперевозчиков, организовать слаженную работу всех участников перевозки.
«Важно понимать, что контрейлерные технологии не вступают в конкуренцию с автотранспортом, а предоставляют автоперевозчикам возможность улучшить показатели своей деятельности», – подчеркнул Вячеслав Лемешко.
Он выделил основные предпосылки для широкого внедрения контрейлерных перевозок в России. К их числу он отнес значительную протяженность маршрутов перевозки, сложные климатические условия, сезонные ограничения движения большегрузного транспорта, ужесточение законодательных норм в сфере безопасности дорожного движения и экологии, наличие развитой сети железнодорожных путей, избыточную загрузку федеральных автотрасс и неудовлетворительное состояние отдельных участков дорог.
Однако в числе главных условий внедрения нового для страны вида грузоперевозок все присутствовавшие называли соответствующую заинтересованность государства. Именно оно, по мнению участников рынка, должно осуществлять финансово–экономическую поддержку компаний, развивающих контрейлерные перевозки, заботиться о сохранности автомобильных дорог.
В конечном итоге именно государство способно действовать на перспективу, не руководствуясь сиюминутной коммерческой выгодой. Тем более что положительный эффект применительно к контрейлерным перевозкам при соблюдении всех норм реализуется не только на уровне отдельных предприятий, но и на обще-экономическом уровне.
Резюмируя выступления участников мероприятия, можно сказать, что контрейлерные перевозки представляют собой разумную альтернативу автомобильным маршрутам. Все понимают, что перевозки с нагрузкой более 12 тонн на ось интенсивно разрушают дорожную сеть, а строительство новых автотрасс потребует значительных времени и средств. Поэтому необходимо создавать условия для того, чтобы на расстояния более чем в 1 тыс. км большегрузный автомобильный транспорт перевозился по железной дороге, что позволит снизить ущерб для шоссейных дорог и экологии. С другой стороны, это повысит объем транспортировок на стальных магистралях и даст возможность сконцентрировать финансы на наиболее важных направлениях дорожного строительства.
В целом, по мнению вице–президента ОАО «РЖД» Вячеслава Лемешко, на сегодняшний день суммарный объем рынка контрейлерных перевозок следует оценивать на уровне 2,3 млн грузовиков в год.
Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»