Министр ознакомил парламентариев с основными итогами деятельности транспортной отрасли в текущем году, а также перспективами ее развития на 2011 год. При этом значительную часть своего двадцатиминутного доклада министр посвятил авиационной тематике. В частности, он подробно рассказал о результатах реализации в 2010 году мер по обеспечению доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, модернизации аэродромной сети в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации.
Игорь Левитин с удовлетворением отметил, что положительные тенденции в российской экономике в текущем году активизировали спрос на транспортные услуги. По предварительным данным Росстата коммерческий грузооборот, выполненный транспортным комплексом (без промышленного железнодорожного транспорта), в январе – сентябре 2010 года вырос на 9% к уровню соответствующего периода 2009 года и составил 1,68 трлн т–км. При этом рост коммерческого грузооборота наблюдается на всех видах транспорта.
Грузооборот морских портов России за 9 месяцев 2010 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,7% и достиг 393,3 млн тонн. Пассажирооборот, выполненный всеми видами транспорта общего пользования (без городского электрического транспорта), за январь–сентябрь 2010 года вырос на 4,4% и составил 325,2 млрд пасс. км.
Некоторым диссонансом на общем позитивном фоне прозвучала информация о сокращении пассажирооборота на железнодорожном транспорте на 10,6%. По мнению министра, это в значительной мере обусловлено повышением тарифов на пассажирские перевозки и, как следствие, переходом пассажиров на другие виды транспорта.
И наоборот, наиболее интенсивный рост пассажирооборота демонстрирует в этом году воздушный транспорт (на 31,2%). Этому в немалой степени способствовали применение авиакомпаниями гибкого тарифного предложения, а также проводимая государством политика по повышению транспортной доступности для населения, в том числе по поддержке перевозок в направлении Дальнего Востока и обратно.
«Согласно плану мероприятий Транспортной стратегии в этом году мы приступили к реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)». Общий объем финансирования программы в 2010 году из средств федерального бюджета утвержден в размере 226 млрд рублей, что составляет 80% к уровню 2009 года. Начало финансирования значительного количества проектов с 2010 года перенесено на более поздние сроки, проводится корректировка программы с продлением срока ее реализации», – сообщил Игорь Левитин.
В этом году, по его словам, основные средства сконцентрированы на завершении ранее начатых объектов, прежде всего влияющих на безопасность, а также строительстве олимпийских объектов, объектов Универсиады и инфраструктуры к саммиту АТЭС во Владивостоке.
При этом Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание социально–экономическому развитию регионов, входящих в Дальневосточный и Сибирский федеральные округа, включая районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, особенно в части транспортной доступности.
В этих целях с 2009 года из федерального бюджета предоставляются субсидии авиакомпаниям, осуществляющим перевозки пассажиров в возрасте до 23 и старше 60 лет с Дальнего Востока в европейскую часть страны в салонах экономического класса. В 2010 году, по информации министра, перечень субсидируемых маршрутов был расширен с 18 до 26, а также увеличен на 1,5 месяца период выполнения перевозок, который продлился с 1 апреля по 31 октября.
На реализацию указанного постановления Правительства РФ в 2010 году из федерального бюджета выделено 2,5 млрд рублей. Это позволило субсидировать гражданам покупку более 320 тыс. билетов, что в два раза больше, чем в 2009 году. Такая мера привлекла на дальневосточные маршруты новые авиакомпании, что способствовало развитию конкуренции на данных линиях. В результате средний пассажирский тариф для всех категорий пассажиров при перевозке на маршрутах, включенных в программу субсидирования, снизился на 11,1%.
Учитывая положительный эффект от реализации мер по обеспечению доступности воздушных перевозок, программа субсидирования будет продолжена и в 2011 году с выделением средств в размере 2,5 млрд рублей.
По прозвучавшей с трибуны оценке Игоря Левитина, обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров осуществляется не только субсидированием перевозок, но и в рамках государственной поддержки аэропортовой инфраструктуры. С этой целью в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях создаются федеральные казенные предприятия на базе аэропортов, где местные авиаперевозки носят социальный характер и не являются предметом коммерчески эффективного бизнеса.
В настоящее время создано и функционирует ФКП «Аэропорты Севера», приняты решения Правительства Российской Федерации о создании ФКП «Аэропорты Камчатки» и ФКП «Аэропорты Чукотки».
В соответствии с плановыми показателями федерального бюджета на 2011–2012 годы на финансирование федеральных казенных предприятий предполагается ежегодно направлять 2 466,5 млн рублей. В 2010 году федеральным бюджетом также предусмотрены средства в размере 179,5 млн рублей на субсидии аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, за счет федерального бюджета поддерживается наземная инфраструктура гражданской авиации.
Всего в целях развития аэродромной сети в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах в рамках федеральных целевых программ до 2015 года планируется осуществить реконструкцию 63 аэропортов с объемом финансирования 98 112,5 млн рублей. В 2009 году завершены работы по реконструкции аэропортов в Новосибирске, Томске и Хатанге. В 2010 году перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд предусмотрено проведение работ по реконструкции еще 17 аэропортов.
При этом, по мнению министра, поддержка региональных и местных воздушных перевозок должна осуществляться силами субъектов Российской Федерации. К сожалению, к решению этой задачи не везде отнеслись с должным вниманием. На сегодняшний день целевые региональные программы по развитию авиаперевозок внутри регионов имеют только 15 субъектов Российской Федерации. Хотя и здесь есть свои лидеры, в числе которых была названа Республика Саха (Якутия), где выполнение Программы субсидируемых местных внутрирегиональных авиа-перевозок позволило сохранить объем местных авиаперевозок на докризисном уровне.
Минтрансом России также принимаются меры по пересмотру и доработке нормативных документов в части минимизации требований к посадочным площадкам и аэродромам местных воздушных линий, что необходимо для снижения расходов на их развитие и содержание.
В ходе доклада министр транспорта коснулся и других важных для отрасли задач, решению которых уделяется самое пристальное внимание. В их числе: либерализация порядка использования воздушного пространства; обеспечение транспортной безопасности; совершенствование системы подготовки кадров; активное использование современных наукоемких технологий с учетом инновационного вектора развития экономики страны.
Оставшееся время «парламентского часа» было посвящено ответам на многочисленные вопросы депутатов, касавшиеся самых разных аспектов деятельности отрасли. В частности, министр транспорта РФ Игорь Левитин рассказал о первых итогах реализации проектов государственно–частного партнерства на транспорте, необходимости проверки законности строительства съездов на федеральные трассы в Москве и Московской области, основных принципах и механизмах формирования дорожных фондов, степени готовности различных объектов транспортной инфраструктуры на территории страны.
Однако наиболее оживленная полемика возникла вокруг реформы РЖД.
Самым категоричным оказался депутат из фракции КПРФ Сергей Гаврилов, который высказал опасения, что реформа железных дорог повторит реформу энергетической отрасли, оказавшись столь же неэффективной и обернувшейся на деле лишь ростом тарифов.
Депутат из фракции ЛДПР Владимир Таскаев, со своей стороны, отметил, что реформа ОАО «РЖД» привела к острому дефициту подвижного состава, спекуляциям на рынке железнодорожных перевозок. «Чтобы заключить постоянный договор перевозки и бесперебойной подачи вагонов, предприятия вынуждены нести огромные издержки. Такая информация поступает нам из регионов», – проинформировал он министра.
«Проблема, которую вы обозначили, действительно существует, – согласился с ним Игорь Левитин. – Но без появления крупных частных компаний мы конкуренции не достигнем. Ведь если бы пять лет назад частные компании не вложили примерно 10 млрд долларов США в подвижной состав, у нас сегодня дефицит вагонов был бы еще больше. Поэтому реформу продолжим».
Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Вячеслав Дубровин посетовал на то, что слишком медленно проходит процесс совершенствования законодательства в области железнодорожного транспорта. В частности, до сих пор не приняты решения по вопросам статуса операторов подвижного состава и других участников перево-
зочного процесса, обеспечения финансирования пригородных компаний в субъектах Российской Федерации и Федеральной пассажирской компании в условиях прекращения перекрестного субсидирования за счет доходов от грузовых перевозок. «Когда Государственная дума сможет приступить к рассмотрению этих основополагающих для железнодорожной отрасли законопроектов?» – задал он свой вопрос.
«Что касается законодательства, то нам осталось согласовать несколько принципиальных вопросов в правительстве. Мы уже близки к тому, чтобы решить вопрос с переводом в частную собственность локомотивов. Почему он для нас на сегодняшний день является определяющим? Это напрямую связано с тем, что Россия, Беларусь и Казахстан создают единое экономическое пространство, – отметил Игорь Левитин. – При этом в Казахстане локомотивы уже выведены из инфраструктуры, а в Белоруссии еще даже вагоны не вывели. А нам всем в результате проводимых реформ надо прий-
ти к единой системе. На заседании правительства до конца года будет принято решение о том, как мы поступим с локомотивами. Тогда и остальные законы будут в оперативном порядке приведены в соответствие с этим решением».
В целом можно было видеть, что депутаты положительно относятся к деятельности Министерства транспорта РФ. Общее мнение высказал председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, отметивший в своем выступлении, что «фракция «Единой России» поддерживает конструктивные предложения министра транспорта». По оценке депутата, развитие транспортной инфраструктуры – это больше, чем экономическая задача. Это – необходимое условие развития и модернизации экономики. От ее решения во многом зависят международный авторитет России, экономическое и культурное единство страны.
Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»