по вопросу развития
Московского транспортного
узла.
Открывая встречу, премьер–министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что ситуация в Московском транспортном узле остается напряженной: инвестиции нужны значительные – как государственные, так и частные, нужна планомерная работа федерального министерства, городского и областного правительств и, конечно, компаний–перевозчиков, нужны современные подходы к регулированию транспортных потоков.
Председатель Правительства РФ подчеркнул, что важнейшей остается задача модернизации Московского железнодорожного узла. Речь идет об организации пассажирских перевозок по так называемому Малому кольцу, выводе грузовых дворов и подъездных путей из центра города.
В период с 2015 по 2020 год планируется выделять по 17,5 млрд рублей ежегодно на развитие железнодорожной инфраструктуры столичного региона. В ближайшие годы Российские железные дороги и правительство Москвы планируют осуществить реконструкцию пяти радиальных направлений – Ярославского, Горьковского, Курского, Казанского и Савеловского.
Кроме того, в 2013 году Московской области выделяются дополнительные субсидии из федерального бюджета на софинансирование объектов дорожной инфраструктуры. Сумма составляет практически 12 млрд рублей – они пойдут на строительство разноуровневых развязок и путепроводов в местах пересечения автомобильных трасс с железнодорожными путями.
Правительством Москвы принято решение о поэтапной разгрузке Московской кольцевой автодороги от грузового автотранспорта. Решение, конечно, непростое, и очевидно, что одновременно нужно строить современные транспортно–логистические комплексы, а также заниматься оборудованием специализированных стоянок. По мнению Дмитрия Медведева, действия федеральных структур в этом плане пока не на высоте, то же самое касается и Московской области. «Мы запаздываем, – считает премьер–министр, – нужно двигаться быстрее. Сроки начала строительства Цент-
ральной кольцевой автодороги неоднократно сдвигались: первоначально строительство должно было начаться в 2011 году, в настоящий момент ведется только подготовка территории на ряде участков. Нам нужно восполнять это время».
Председатель Правительства РФ потребовал ускорить работу по перераспределению грузопотоков в сторону области. Рациональная организация междугородных автобусных перевозок, по его мнению, также даст положительный эффект, позволит упорядочить и стоянку, и движение автобусов, особенно на тех территориях, которые примыкают к вокзалам и станциям.
Выступивший на встрече министр транспорта РФ Максим Соколов подчеркнул, что транспортная система Московского транспортного узла имеет значение не только для двух субъектов – Москвы и Московской области, но и для страны в целом. Министр напомнил, что на совещании, которое прошло в прошлом году 19 сентября, рассматривались основные итоги работы по МТУ и были даны правительственные поручения по повышению ее эффективности. В развитие этих поручений были проведены два координационных совета с участием мэра Москвы Сергея Собянина и исполняющего обязанности губернатора Московской области Андрея Воробьева, где были всесторонне рассмотрены и ход дальнейших работ по реализации и выполнению поручений, и мероприятия по развитию Московского транспортного узла.
«Если говорить в отраслевом разрезе, то в части железнодорожного транспорта было обозначено, что общий объем средств на развитие пригородного сообщения составляет порядка 236 млрд рублей: за счет средств федерального бюджета – примерно 53 млрд рублей, средств бюджета Москвы – 47,5 млрд рублей и средств РЖД – порядка 44 млрд рублей. У нас был определенный недостаток средств в размере 97 млрд рублей, которые мы за счет наших инструментов бюджетного планирования и бюджета 2015 года, который был принят, устранили. Сейчас дефицита нет, – заявил Максим Соколов. – Более того, выполняя те решения, которые были приняты на сентябрьском совещании, нами было направлено 43,245 млрд рублей на реализацию приоритетных проектов: это Москва – Ново–Переделкино, Москва–Смоленская – Усово, Рабочий поселок – Трехгорка, а также строительство четвертого главного пути на участке Москва – Крюково. Таким образом, к тем запланированным ежегодным 17 млрд мы за счет аккумулирования средств 2013 и 2014 годов в прошлом году направили дополнительно, опережающим порядком, 25 млрд рублей, и это позволит РЖД, соответственно, ускорить работы».
Вместе с тем, по словам министра, еще ряд направлений нуждаются в дополнительной проработке. Это проекты «Большое Домодедово» и парк «Россия», это транспортное обеспечение аэропорта Внуково, строительство ветки в северную часть аэропорта Шереметьево.
Что касается улично–дорожной сети, то, по словам Максима Соколова, дополнительно в 2012 году распоряжением Правительства РФ Москве было выделено субсидий в объеме 15 млрд рублей и Московской области в объеме 12 млрд рублей. Вместе с этим в рамках работы совместной рабочей группы (вместе с Минэкономразвития) был подготовлен перечень первоочередных мероприятий по развитию сети автомобильных дорог Московской области и Москвы, в том числе с акцентом на развитие путепроводов. Средства в размере 30 млрд рублей сейчас еще в бюджете не нашли своего документального оформления, но предложения уже подготовлены на 2013 год в размере 12 млрд рублей, на 2014 год – тоже в размере 12 млрд рублей и на 2015–й – в размере 6 млрд рублей. Кроме того, министр подчеркнул, что сейчас особое значение придается развитию хордовых связей на территории как Московской области, так и Москвы. Они обеспечат возможность перераспределения по Москве потоков большегрузного транспорта, что как раз крайне необходимо в связи с планируемым введением ограничения движения транспорта в пределах МКАД.
Говоря о финансовой составляющей развития дорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, министр отметил, что в 2012 году на эти цели было направлено почти 29 млрд рублей. Это реконструкция дорог М–9 «Балтия», М–4 «Дон», М–5 «Урал», Московского малого кольца и М–8 «Холмогоры». По вводным объектам была завершена и введена в эксплуатацию развязка на 41–м км дороги М–9 «Балтия», реконструкция участка автомобильной дороги М–1 «Беларусь», М–4 «Дон» на участке МКАД – Кашира и реконструкция путепровода на Московском малом кольце.
В Московский транспортный узел входит еще и авиационная составляющая. Говоря о ней, глава Минтранса отметил, что по трем крупнейшим аэропортам в 2012 году было проведено работ в целом на сумму более 9 млрд рублей.
В частности, на развитие аэропорта Внуково было потрачено 3,8 млрд рублей. На эти средства была завершена реконструкция взлетно–посадочной полосы (ВПП), а также отремонтирована часть перрона. Министр отметил, что его не удалось отремонтировать до конца из–за вопросов, связанных с передачей в собственность земельных участков, однако Максим Соколов заверил, что в I полугодии 2013 года эти работы будут завершены.
На работы в аэропорту Домодедово было потрачено более 1 млрд рублей. Эти средства пошли на реконструкцию и строительство соединительной рулежной дорожки, очистных сооружений, линий связи, водозаборных сооружений и линий электропередачи.
Что же касается аэропорта Шереметьево, то на подготовку территорий под строительство третьей ВПП и реконструкцию перрона Шереметьево F было потрачено 4,3 млрд рублей.
В целом же, по словам министра, в 2012 году из средств федерального бюджета на развитие объектов Московского транспортного узла было направлено 121 млрд рублей, из них на федеральные дороги – почти 29 млрд, субсидий на дороги Москвы – 15 млрд, на развитие дорожного хозяйства Московской области – 22 млрд, на аэропорты – больше 9 млрд, на железную дорогу – 43 млрд рублей с лишним и на развитие канала имени Москвы – более 2,5 млрд.
В 2013 году на развитие МТУ предусмотрены средства из федерального бюджета в целом в размере более 93 млрд рублей. В 2014 году – 86,5 млрд и в 2015–м – 88,3 млрд рублей.
Подводя итоги рабочей встречи, Дмитрий Медведев подчеркнул: «Наша цель состоит не в том, чтобы эти деньги израсходовать, а в том, чтобы работа Московского транспортного узла стала более оптимальной, и прежде всего, чтобы это почувствовали люди».
Юрий НИКИТСКИЙ
Фото ИТАР–ТАСС
17.01.2013