IV Международный форум «Транспорт России», который прошел в Москве, был призван инициировать обмен мнениями всех заинтересованных сторон по наиболее актуальным вопросам реализации государственной транспортной политики. Деловой и конструктивный тон диалогу был задан в ходе пленарного заседания на тему «Транспорт России: вызовы экономики будущего».
Открывая заседание, заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов зачитал приветствие Президента РФ Дмитрия Медведева, в котором глава государства напомнил присутствующим о необходимости последовательной модернизации системы автомобильных и железных дорог, водных и воздушных путей, совершенствования логистики грузопотоков.
В своем выступлении Сергей Иванов большое внимание уделил необходимости развития транспортного комплекса по инновационному сценарию. «Успешное решение задач, стоящих перед отраслью, возможно лишь при системном развитии материально–технической базы, целенаправленном совершенствовании транспортных услуг, внедрении современных транспортно–логистических технологий, повышении уровня информатизации транспортных процессов, – отметил он. – Мы стараемся заинтересовать и стимулировать всех, кто готов вкладывать ресурсы в обновление транспортных технологий, транспортных средств и инфраструктуры, в том числе и с помощью заработавшего в России Федерального закона «О концессионных соглашениях».
По оценке вице–премьера, «снижение временных затрат и различного рода барьеров позволит уменьшить долю транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции и транзитных грузов. А в итоге максимально эффективно реализовать транзитный потенциал». «Все это подразумевает необходимость развития транспортного комплекса по инновационному сценарию, который сформулирован в наших стратегических и федеральных целевых программах, определяющих перспективы долгосрочного развития Российской Федерации», – заявил Сергей Иванов.
С докладом на заседании выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин, который подчеркнул, что «в 2010 году Минтранс России продолжает осуществлять мероприятия по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации транспортного комплекса». По его оценке, «для дальнейшего развития экономики страны необходимо обеспечить прежде всего транспортную доступность территорий, которая обеспечивается развитой сетью, а также коммерческой скоростью, качеством и надежностью транспортных услуг».
В дальнейшем министр подробно остановился на инфраструктурных ограничениях, препятствующих эффективной работе транспортного комплекса в целом, и на принимаемых мерах по их преодолению.
При этом развитие морских портов он назвал одной из приоритетных задач на ближайшую перспективу. На сегодняшний день «наряду с ускорением темпов модернизации и вводом в эксплуатацию новых портовых мощностей пункты пропуска оборудуются современными техническими средствами контроля, инспекционно–досмотровыми комплексами, проводится совершенствование технологии работы, развивается применение электронного документооборота и предварительного информирования». Как ожидается, проводимые мероприятия позволят увеличить грузооборот к 2015 году до 750 млн тонн и конкурировать с зарубежными портами на транзитных грузопотоках по направлению «страны АТЭС – Европа и Северная Америка».
Одной из ключевых проблем в гражданской авиации является организация пропускной способности воздушного пространства на линии запад – восток. «Авиакомпании выполняют полеты на неоптимальных эшелонах, что ведет к увеличенному расходу топлива. Предложения Минтранса России заключаются в сокращении интервалов вертикального эшелонирования воздушного пространства в два раза, внедрении технологии и принципов зональной навигации, – озвучил Игорь Левитин позицию министерства. – Необходимы снижение монопольно высоких тарифов за аэронавигационное обслуживание и цен на авиатопливо, демонополизация рынка топливного обеспечения аэропортов».
Требуется разработать новые подходы и для одного из самых массовых видов внутрироссийского коммерческого грузового транспорта – автомобильного, где функционируют порядка 300 тыс. хозяйствующих субъектов с парком более 5,2 млн транспортных средств. Этот рынок, по мнению министра, пока нельзя считать эффективным. В первую очередь потому, что выход на него остается совершенно свободным и не обременен никакими условиями или требованиями. Любой предприниматель – владелец грузового автомобиля сегодня может попасть на него, не имея достаточной материальной базы, финансового обеспечения возможных рисков, технологических навыков и квалифицированного персонала.
«Для повышения качества услуг, обеспечения безопасности перевозок и финансовой прозрачности в этом секторе транспортного рынка необходимо разработать предложения по совершенствованию системы допуска к коммерческим грузовым перевозкам и повышению профессионального мастерства персонала автоперевозчиков. Такая работа уже ведется Минтрансом России», – сообщил Игорь Левитин.
Существенным инфраструктурным барьером для динамичного развития экономики России, по мнению министра, является наличие ограниченных по пропускной способности участков железных дорог. К началу 2009 года протяженность лимитирующих участков с исчерпанными провозными мощностями составила свыше 5,5 тыс. км. Из них на основных магистральных направлениях – более 3 тыс. км.
В целях увеличения пропускной способности железных дорог Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» и Стратегией развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года предусматривается целый комплекс конкретных мер, включающих в себя строительство новых и модернизацию существующих железнодорожных путей.
В перспективе 2010–2013 годов наиболее приоритетными инфраструктурными проектами, направленными на сокращение инфраструктурных ограничений, являются комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива; реконструкция участка Комсомольск–на–Амуре – Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля; комплексная реконструкция участков Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла и М. Горький – Котельниково.
Выступивший с докладом председатель Комитета ГД по транспорту Сергей Шишкарев со своей стороны отметил, что законодательная база в транспортной сфере подчас отстает от организационных и технологических изменений в отрасли. Между тем, по мнению депутата, она должна полностью коррелировать с задачами Транспортной стратегии на период до 2030 года с учетом инновационных процессов.
«Комитет планирует в ближайшее время выступить инициатором изменений в транспортную стратегию, прежде всего в связи с необходимостью развития интеллектуальных транспортных систем и повышения экологичности и экономичности транспорта», – сообщил участникам заседания Сергей Шишкарев.
Кроме того, он кратко познакомил присутствующих с некоторыми положениями принятого во втором чтении проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012–2013 годов, где, по его словам, средства на содержание и развитие транспортного комплекса существенно сокращаются. В частности, на 2011 год заложена сумма, составляющая лишь 75% от объема финансирования в текущем году, в 2012 – 76%, в 2013 – также соизмеримая цифра. «Мы адекватно относимся к такому сокращению и понимаем, что для нас это – стимул сокращать издержки, искать новые, инновационные подходы для того, чтобы сделать работу эффективнее», – высказал свою позицию Сергей Шишкарев.
Вице–президент Европейской комиссии Сиим Каллас в своем выступлении обратил внимание на необходимость активнее задействовать частный капитал и создавать условия для привлечения инвестиций в транспортную сферу. При этом он призвал стремиться к сокращению бюрократических издержек в работе, а также к тому, чтобы политические решения не тормозили решение экономических проблем.
Характеризуя отношения между ЕС и Россией в сфере транспорта, Сиим Каллас обратил внимание участников заседания на существование широкого круга вопросов, которые требуют дальнейшего обсуждения и разрешения. В качестве позитивного примера совместной работы он назвал существенные достижения в сфере морского транспорта, в первую очередь касающиеся организации государственного портового контроля и сотрудничества в отношении обмена данными мониторинга судов.
В заключение выступления Сиим Каллас подчеркнул, что работа, направленная на поиск приграничных и глобальных решений и устранение барьеров, очень важна и в конечном итоге приносит выгоду всем сторонам диалога. «Экономическая изоляция дорого обходится. Честная конкуренция выгодна для всех», – высказал свою позицию вице–президент Европейской комиссии.
Завершилась работа пленарного заседания дискуссией, в которой активное участие приняли представители исполнительной и законодательной власти государства, руководители регионов, а также представители ведущих транспортных компаний страны.
Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»