В столице прошел I международный конгресс «Организация дорожного движения в Российской Федерации». В работе конгресса приняли участие первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, министр транспорта РФ Игорь Левитин, мэр Москвы Сергей Собянин, представители органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, ученые и иностранные эксперты.
Игорь Шувалов в своем выступлении отметил, что организация дорожного движения, пожалуй, самый важный вопрос, которым заняты органы исполнительной власти по поручению Президента России. 28 октября Дмитрий Медведев провел совещание, на котором были рассмотрены причины сложной транспортной ситуации в российских мегаполисах и даны поручения, как работать в ближайшее время, чтобы решить эту проблему.
Наиболее острое положение сложилось в Москве. По словам первого вице–премьера, сегодня только ленивый не обсуждает ситуацию, которая существует в столице. «Надо, правда, сказать, что она вызвана не столько неумелыми действиями властей, – заметил Игорь Шувалов, – сколько бумом автомобилизации, который переживает столица».
Вместе с тем власти Москвы должны были вовремя принимать необходимые меры и предлагать решение данной проблемы.
Новое руководство столицы взялось за дело самым активным образом. Москва, безусловно, может стать международным финансовым центром и городом, комфортабельным для жизни, если транспортная проблема будет решаться.
Вопросы организации дорожного движения касаются не только Москвы. Такие же проблемы стоят перед региональными властями в субъектах РФ. Люди хотят и будут покупать автомобили. Российский автопром постарается этим настроениям отвечать. Со своей стороны Правительство РФ работает активно с тем, чтобы привлекать иностранные инвестиции, поддерживать отечественного автомобилестроителя. «И мы видим, что автомобильный рынок в течение 2010 года активно растет, – сообщил Игорь Шувалов. – Растет производство грузового транспорта, при этом мы обладаем информацией о том, сколько машин автоперевозчики собираются приобрести по лизинговым и другим схемам у зарубежных производителей». С одной стороны, это хорошо и свидетельствует о том, что грузопотоки в стране растут, мы выходим из кризиса. С другой стороны, это чревато большими проблемами для городов из–за перегрузки автомобильных дорог.
Совсем недавно на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения рассматривались различные подходы к организации дорожного движения, в частности, изучался опыт ФРГ. По мнению Игоря Шувалова, лучшие регламентные документы по организации дорожного движения существуют именно там. Можно ли адаптировать их к российской реальности, либо необходимо выработать свои правила – тема для конструктивного обсуждения.
Первый вице–премьер заявил, что результаты дискуссии на конгрессе, экспертные мнения практиков, аналитиков и ученых будут обязательно рассмотрены на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности движения. Мелочей в этом важном деле быть не может. В частности, Игорь Шувалов обратил внимание на то, что серьезную роль в организации дорожного движения играет уличная дорожная разметка. За счет нее можно на 15–20% ускорить движение автотранспорта в городских условиях.
Минтранс России, как известно, стал официальным государственным органом, отвечающим за организацию дорожного движения. Министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил участникам конгресса о том, что в скором времени будет сформирован координационный совет для выработки государственной политики в сфере организации дорожного движения. При этом как пилотные проекты рассматриваются предложения по Москве и области. Исходя из их реализации будет строиться система организации дорожного движения в других российских городах.
Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что за последние годы население Москвы выросло почти на треть, а количество автомашин выросло на десятки процентов. В то же время строительство дорог составило около 1–2% от общей протяженности дорог. Это, безусловно, очень мало. Более того, и метро, и наземный общественный транспорт развивались примерно таким же образом. Все это вместе, конечно, создает, по словам мэра, нетерпимую ситуацию. Кроме того, усугубляет ситуацию тот факт, что Москва является крупнейшим транзитным узлом. Сюда стекаются автомашины, движущиеся с севера на юг, с юга на север, с запада на восток и обратно. И все это концентрируется в одном транспортном узле.
Градостроительная политика в столице за последние 20 лет мало способствовала решению проблемы, скорее наоборот, она серьезным образом ее усугубила. Все офисы, торговые площади строились в центре города, а основной массив жилья – по окраинам, по периметру города. Собственно, так Москва планировалась, так развивалась. Однако, по мнению Сергея Собянина, в последние годы это приобрело гипертрофированную тенденцию.
Кроме того, вокруг столицы начали строиться целые города, жители которых покупают машины, им тоже необходимо ехать в столицу. Вот и получается: миллионы людей каждый день утром едут в центр Москвы на работу, за товарами, услугами и т.д. Точнее, не едут, а буквально прорываются через пробки и заторы. А вечером – снова «бой», чтобы вернуться домой.
Обостряет транспортные проблемы и то, что Москва и область практически не координировали свое развитие, выстраивая градостроительную политику изолированно друг от друга. Развитие общественного транспорта планируется отдельно и в области, и в городе. Строительство магистралей ведется так же. В результате нет синхронизации пропускных способностей магистралей.
Тот транзит, который движется вокруг Москвы и через город, оказывает самое негативное влияние на общую транспортную ситуацию хотя бы потому, что транзитных, объездных дорог вокруг Москвы в последнее время не строилось. И только сегодня город совместно с Минтрансом начинает планировать строительство таких дорог, а они стоят сотни и сотни миллиардов рублей.
«По большому счету все градостроительные ошибки в мире, которые только можно было собрать, мы собрали и сконцентрировали в Московском транспортном узле», – резюмировал ситуацию мэр столицы. И ситуация, к сожалению, не стоит на месте, каждый год строятся новые миллионы квадратных метров жилья, покупаются сотни тысяч машин, что динамично осложняет ситуацию.
Что делать в первую очередь, по каким направлениям двигаться? По мнению мэра, необходимо изменить парадигму градостроительной политики. Сегодня в центре города уже ничего нельзя строить с точки зрения создания новых рабочих мест: ни офисы, ни торговые центры, ни предприятия сферы услуг. Все это должно перемещаться на периметр города, чтобы не притягивать в центр транспортные потоки.
Следующее направление – развитие транспортного каркаса, строительство новых дорог, развязок, метро, увеличение пропускной способности существующих магистралей, их расширение, создание подъездов в соответствии с новыми СНиПами и т.д.
Третий приоритет – развитие общественного транспорта. Чем больше личных авто на улицах, тем меньше возможностей для общественного транспорта. Оптимальное соотношение между потоком личных машин и общественным транспортом должно быть выработано, и, соответственно, должны быть приняты управленческие решения.
Важное направление – развитие метро. В последние годы темпы строительства линий метро составляли 3–4 км в год. Если ничего не предпринимать, то через три года будет ноль, потому что нет проектной документации, нет заделов, нет специалистов, нет строительных мощностей специализированного плана.
Среди мер, направленных на улучшение транспортной ситуации, Сергей Собянин назвал также жесткое регулирование автобусного движения. Сегодня две трети этого вида транспорта движется совершенно хаотично, и большая часть перевозчиков вообще никаких разрешительных документов не имеет. Здесь требуются серьезные решения, в том числе пересмотр законодательства.
В столице должна быть создана более совершенная система управления движением, считает мэр. А сотрудники ГИБДД должны превратиться из контролеров в помощников в организации движения.
Чтобы освободить проезжую часть от припаркованных машин, отметил Сергей Собянин, надо построить от 1 до 3 миллионов парковочных мест. Для этого понадобятся сотни миллиардов рублей, и без частных инвестиций здесь не обойтись.
Завершая свое выступление, мэр столицы подчеркнул, что достигнуты договоренности с Правительством РФ и Минтрансом о создании единой системы управления проектированием и реализацией программы развития Московского транспортного узла. Это большая управленческая победа, которая позволит реализовать в полном объеме потенциал Правительства РФ, Москвы и области.
Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Леонид Липсиц сообщил представителям СМИ, что, по его мнению, ключ решения транспортных проблем мегаполисов лежит в сфере расширения услуг для населения на общественном транспорте. Стоит задача повышения привлекательности общественного транспорта для населения. Как она будет реализовываться? Здесь целый комплекс мер, включающий в себя увеличение скорости передвижения общественного транспорта, организацию выделенных полос, по которым общественный транспорт может идти, минуя заторы и пробки, повышение комфортности салонов, совершенствование самого подвижного состава. Сюда можно отнести также совершенствование маршрутной сети, уменьшение интервалов движения, шаговую доступность ко всем остановкам.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Сергей Соболев добавил, что в ближайшее время будет разработана городская программа строительства парковок. Минтрансом разработаны проект изменений в Градостроительный кодекс, другие нормативно–правовые документы.
В ходе конгресса обсуждались разработки отечественных и зарубежных экспертов в области организации дорожного движения, в частности, опыт внедрения интеллектуальных транспортных систем. Участники конгресса ознакомились с современными концепциями и системными решениями в сфере транспортного планирования и управления дорожным движением.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»