одобрили проект строительства высокоскоростной магистрали
на линии Москва – Казань.
В Комитете Госдумы по транспорту состоялись парламентские слушания на тему «Создание сети высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения – ключевой элемент роста экономики России». В слушаниях приняли участие первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков, председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, советник Президента Российской Федерации Игорь Левитин, заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, а также члены Совета Федерации и представители профессиональных сообществ, ассоциаций и бизнеса.
Участники слушаний поддержали необходимость скорейшей реализации пилотного проекта высокоскоростного пассажирского движения в России на линии Москва – Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань.
В ходе парламентских слушаний отмечено, что Президент России Владимир Путин поддержал идею использовать средства накопленных государственных резервов, в частности средства Фонда национального благосостояния, для реализации крупных инвестиционных проектов. Проект создания высокоскоростного железнодорожного движения между Москвой и Казанью был назван в их числе.
– Мировой опыт говорит о том, что высокоскоростные железные дороги – это не только серьезное улучшение транспортной доступности и повышение уровня жизни граждан, это также серьезный вклад в модернизацию экономики, привлечение современных технологий и создание новых высокотехнологичных рабочих мест, – сказал в своем выступлении Александр Жуков. Это, по его словам, безусловно, вклад в дополнительные темпы роста внутреннего валового продукта.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил, что практически все развитые страны реализуют программы высокоскоростного железнодорожного движения. Железнодорожный транспорт является наиболее экологичным, доступным и безопасным видом транспорта.
К преимуществам высокоскоростного железнодорожного транспорта можно отнести: всепогодность, высокую надежность, способность осуществлять массовые перевозки людей и грузов при высоких скоростях и низких издержках. Есть также много важных технических преимуществ линий ВСМ. По данным Международного союза железных дорог, количество пассажиров, перевезенных на единицу затраченной энергии, на ВСМ в 4,3 раза больше, чем автомобильным, и в 8,5 раза больше, чем авиационным, – при высокой экологической эффективности таких перевозок. Для строительства двухпутной ВСМ потребность в отводе земель в 2 раза ниже, чем для шестиполосной скоростной автодороги той же провозной способности.
В России с декабря 2009 года скоростное и высокоскоростное движение по модернизированной инфраструктуре связывает такие регионы, как Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская, Владимирская и Нижегородская области. Высокоскоростные поезда «Сапсан» задействованы в сообщении Москва – Санкт–Петербург и Москва – Нижний Новгород, а поезда «Аллегро» курсируют между Санкт–Петербургом и Хельсинки. За годы эксплуатации ими были перевезены более 9 млн пассажиров. Такой спрос свидетельствует о востребованности этой услуги.
Итак, первоочередным проектом строительства выделенной ВСМ в России станет магистраль Москва – Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань с перспективой продления до Екатеринбурга и подключения Перми, Уфы и Челябинска. Запуск высокоскоростных поездов между Москвой и Казанью сократит время движения для пассажиров более чем на 10 часов по сравнению с сегодняшним днем, при этом время движения между агломерациями не будет превышать 1–1,5 часа. Протяженность вновь построенной выделенной линии составит 803 км.
Новая высокоскоростная железнодорожная линия свяжет крупнейшие агломерации Центрального, Приволжского и в перспективе Уральского федеральных округов и даст возможность перемещения между городами за 1–1,5 часа. В систему высокоскоростного сообщения будет интегрирована система скоростных маршрутов, которые соединят линию ВСМ и расположенные вблизи региональные центры. Высвободившиеся мощности существующих железнодорожных линий будут задействованы для наращивания пригородного сообщения и объемов грузоперевозок.
Разделение пассажирского и грузового движения позволит сэкономить на развитии грузовых направлений более 460 млрд рублей. Сегодня существует проблема с пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры, и подобный подход позволит сократить «узкие места» на 2,4 тыс. километров. Это чрезвычайно важно для организации грузового движения на всей территории РФ.
Предполагается, что финансирование проекта будет вестись на принципах государственно–частного партнерства, а государственный грант составит не более 70% от общей стоимости строительства.
Первый вице–президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин озвучил предложения железнодорожников в части внесения изменений в налоговое законодательство. Первое – не вводить налог на имущество в отношении железнодорожной структуры ВСМ. В настоящее время не облагаются налогом инфраструктура федеральных автомобильных дорог, судоходные и портовые гидротехнические сооружения, сооружения инфраструктуры воздушного транспорта. Освобождение от имущественных налогов в отношении ВСМ является общепринятой практикой во многих государствах, развивающих высокоскоростное железнодорожное сообщение (Испания, Франция и другие).
Второе – освободить от налога на прибыль бюджетные субсидии на возмещение затрат, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией ВСМ. В условиях бюджетного софинансирования проектов ВСМ изъятие части субсидий в виде налога фактически означает перераспределение средств между уровнями бюджетной системы и не имеет экономического эффекта.
Третье – установить ставку НДС 0% в отношении услуг по аренде и использованию инфраструктуры ВСМ, а также услуг по железнодорожной перевозке с использованием этой инфраструктуры при сохранении планируемого уровня тарифов (платы). Ставка НДС 0% по скоростным железнодорожным перевозкам предусмотрена, например, налоговым законодательством Украины.
Предлагаемые меры налогового стимулирования позволят снизить налоговую нагрузку, повысить рентабельность проектов ВСМ и, соответственно, сократить размер необходимого государственного субсидирования.
Алексей Цыденов в ходе слушаний заявил, что Министерство транспорта РФ поддерживает строительство и эксплуатацию на территории России ВСМ и считает данный проект экономически выгодным как для отрасли, так и для всей страны. По его словам, эксплуатация одной линии высокоскоростного сообщения заменяет 8–полосную автомагистраль или движение 6 грузовых поездов. Сэкономленное на транспортировке время может стать толчком для роста ВВП. Доказано, что уменьшение времени в пути на 1% позволяет увеличить рост ВВП на 0,25%. Кроме того, возникающая конкуренция железнодорожного и авиационного транспорта повышает ценовую доступность обоих видов транспорта. Также в выигрыше окажется и автомобильный транспорт. Например, автомагистраль М–7 «Волга», которую разгрузит ВСМ, получит повышенные скорости и трафик.
– Комитет Государственной думы по транспорту поддерживает строительство на территории России сети высокоскоростного железнодорожного сообщения. Этот проект достойный и долгожданный, и его следуют реализовать в первоочередном порядке. Для России, страны с таким широким географическим положением, проект ВСМ крайне нужен. Он поможет российской экономике выйти на новый уровень развития, укрепит торгово–промышленные связи между регионами, раскроет транзитный потенциал России. Ключевое место в финансировании и эксплуатации данного проекта должно занять государство, – подчеркнул Евгений Москвичев.
С этим мнением согласился первый заместитель председателя Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум. Он заявил, что при принятии бюджета будет агитировать за то, чтобы в проекте было как можно больше именно бюджетных средств, потому что это задача государства – обеспечить транспортную доступность.
Ректор МИИТа Борис Лёвин высказал мнение, что развитие ВСМ в России – это большие возможности для фундаментальной науки. В частности, сегодня пять вузов железнодорожного транспорта ведут подготовку кадров для различных направлений строительства и эксплуатации ВСМ. Обучение проводится при сотрудничестве с администрациями железных дорог стран Европы и компаниями, демонстрирующими наибольшие успехи в этом сегменте.
Президент Национального объединения строителей, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин поднял существенную проблему, которая может возникнуть при строительстве ВСМ:
– Как только появляются решения о строительстве какого–то крупного объекта, особенно линейного, моментально скупаются земли, карьеры, недвижимость, а потом государство или заказчик вынуждены втридорога выкупать эту собственность. Поэтому нужно срочно воспользоваться законом, который позволяет на 7 лет резервировать земли под объекты государственной важности. Также нужно упростить процедуру отчуждения собственности в полосе отвода, – подчеркнул Ефим Басин.
Мартин Шаккум заверил относительно скорейшего принятия решения по изъятию земель. Но при этом заявил, что будут защищены права частных и юридических лиц.
Жестким оппонентом проекта на слушаниях выступил Валерий Зубов – депутат от «Справедливой России». Он выразил сомнения в возможности возврата пенсионных денег. Также усомнился в рентабельности проекта, раз на его реализацию требуются в основном государственные, а не частные средства. Его смущает и столь долгосрочное планирование, лежащее в основе проекта, – 20 лет. На такой срок, по его мнению, в России загадывать нельзя.
По итогам обсуждения участники парламентских слушаний предложили определить компанию ОАО «РЖД» ответственной за реализацию данного проекта, а также обязали ее руководство более детально произвести расчеты затрат и экономических выгод от эксплуатации проекта ВСМ для дальнейших обсуждений.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»
04.07.2013