• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

МИИТ может получить статус НИУ

МИИТ может получить статус НИУВ Госдуме РФ прошло заседание Комитета по транспорту, на котором были рассмотрены изменения в некоторые федеральные законы.

МИИТ может получить статус НИУВ Госдуме РФ прошло заседание Комитета по транспорту, на котором были рассмотрены изменения в некоторые федеральные законы. При этом особое внимание депутаты уделили последнему, седьмому пункту повестки дня, касающемуся образовательной сферы, в обсуждении которого приняли участие приглашенные на заседание представители научного и образовательного сообщества, а также Министерства транспорта РФ, руководители коммерческих структур. В ходе дискуссии участники мероприятия сошлись во мнении о необходимости создания научно–образовательного центра в форме национального исследовательского университета (НИУ) в целях содействия инновационному развитию единой транспортной системы страны.
По мнению экспертов, национальным исследовательским университетам в России изначально отводилась роль реального воплощения нового государственного подхода к идее модернизации сектора науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность не только генерировать знания, но и обеспечивать проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований. Практически НИУ должен являться интегрированным научно–образовательным центром, осуществляющим проведение исследований по профилю вуза и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.
Идея была широко поддержана образовательным сообществом. На статус НИУ претендовали 137 вузов в первом конкурсе и 151 – во втором. Цифры впечатляют, учитывая, что в России всего действуют порядка 350 госуниверситетов. На сегодняшний день в результате жесткого конкурсного отбора данный статус получили всего 29 вузов, подтвердив свое право называться «флагманами» высшего образования России. Однако в их списке не значится ни одного высшего учебного заведения, которое бы специализировалось на подготовке специалистов для транспортной отрасли. Чтобы восполнить этот пробел, на очередном заседании Комитета Госдумы по транспорту РФ был рассмотрен вопрос о создании научно–образовательного центра (НОЦ) в форме национального исследовательского университета в целях содействия инновационному развитию единой транспортной системы Российской Федерации.
Актуальность данного вопроса определяется решением Президиума Государственного совета по вопросу инновационного развития транспортного комплекса от 24 ноября 2009 года, а также поручениями по итогам совещания транспортников у Председателя Правительства РФ Владимира Путина 8 июня 2011 года. Одним из путей их реализации в целях ускорения развития транспортного комплекса страны, по мнению комитета, может стать пилотный проект программы развития Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) как национального исследовательского университета. Что в то же время не противоречит идее создания на базе вуза научно–образовательного центра по комплексным проблемам транспорта.
«Вопрос, который сегодня мы обсуждаем, давно назрел, – высказался по этому поводу заместитель директора Департамента программ развития Минтранса России Андрей Тимочкин. – Время показывает, что мы должны сегодня создавать транспортные университеты, формат которых позволяет проводить научные исследования и осуществлять подготовку кадров, способных решать задачи в формате комплексных транспортных систем, начиная от функционирования комплексных логистических узлов и заканчивая созданием транспортных коридоров с участием разных видов транспорта в едином пространстве. Поэтому Минтранс России со своей стороны поддерживает создание такого научно–образовательного центра».
С развернутым докладом по данной теме выступил ректор Московского государственного университета путей сообщения Борис Лёвин, который, в частности, отметил, что в государственной системе научно–образовательные центры имеют особый статус, предусматривающий в том числе долгосрочное целевое финансирование приоритетных направлений. «К сожалению, транспорт остается единственной из высокотехнологичных отраслей экономики, не имеющей научно–образовательных центров в формате национального исследовательского университета. В то же время с учетом позиции президента и правительства страны создание и развитие инновационных научно–образовательных центров на базе ведущих транспортных университетов является требованием времени, одним из необходимых условий кадрового и научного обеспечения модернизации транспортного комплекса», – подчеркнул ректор МИИТа.
Такая позиция нашла поддержку и понимание в профильных министерствах. По словам
Бориса Лёвина, руководство Минобразования России поддержало предложение Минтранса России и обратилось в Правительство РФ с предложением провести в 2012 году третий этап конкурсного отбора университетов для получения категории «Национальный исследовательский университет». «Считаю, что наши отраслевые вузы готовы принять участие в третьем этапе конкурса. И в связи с этим мы надеемся на всестороннюю поддержку со стороны Комитета Госдумы Российской Федерации по транспорту», – сказал ректор МИИТа.
Причем получение транспортным вузом статуса национального исследовательского университета не является самоцелью. Создание научно–образовательного центра, по мнению Бориса Лёвина, позволит сформировать принципиально новую, инновационную научно–образовательную среду, которая обеспечит системную интеграцию научно–образовательной и методической деятельности в интересах единого транспортного комплекса страны, реализацию наиболее эффективных механизмов взаимодействия транспортного бизнеса, образования и науки. «Наша позиция состоит в том, что создание общетранспортных инновационных центров обеспечит реальную возможность формирования новых ключевых компетенций, связанных с внедрением и эксплуатацией высокотехнологичного оборудования и транспортных средств, объектов интегрированной инфраструктуры, интеллектуальных и информационных технологий управления единым транспортным комплексом, мультимодальными и интермодальными перевозками, логистикой», – уточнил он.
 «Кадровое обеспечение транспортной отрасли является сегодня одним из важных условий модернизации экономики государства и, самое главное для нас, реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, – продолжил обсуждение темы ректор Московского автомобильно–дорожного государственного технического университета (МАДИ) Вячеслав Приходько. – Однако мне представляется, что наряду с интеграцией надо говорить также о глубокой специализации и профилизации высшего образования. Только в этом случае мы сможем эффективно решить большинство проблем, которые есть на сегодняшний день в транспортной отрасли».
Что же касается основных целей создания национального исследовательского транспортного университета, то Вячеслав Приходько озвучил две из них. Во–первых, подготовку решений общетранспортных проблем, включая интермодальные перевозки с созданием условий для взаимодействия различных видов транспорта, и, во–вторых, использование единых методик, в том числе и при подготовке кадров в области безопасности движения на железной дороге и иных видах транспорта.
Поддержал идею выдвижения МИИТа на конкурс в качестве одного из кандидатов на получение статуса национального исследовательского университета и заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Марк Чернин.  Аргументацией такой позиции, по его мнению, является кадровый голод, который испытывают предприятия, их высокая потребность в специалистах, способных успешно решать непростые задачи, стоящие перед транспортной отраслью.
Логичным итогом работы заседания Комитета Госдумы по транспорту стало единодушное принятие решения рекомендовать Правительству РФ в целях научного и кадрового обеспечения приоритетных направлений науки, технологий и техники в Российской Федерации, в том числе необходимых для транспортного комплекса, рассмотреть вопрос о целесообразности проведения в 2012 году третьего этапа конкурсного отбора университетов на получение категории «национальный исследовательский университет».

Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya