• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Раньше сядешь…

Экзамены и столь желанные каникулы остались в прошлом. Впереди пятикурсников ждет долгая и упорная подготовка к защите дипломной работы...

Экзамены и столь желанные каникулы остались в прошлом. Впереди пятикурсников ждет долгая и упорная подготовка к защите дипломной работы. Поверьте, она должна быть действительно долгой и упорной! Все студенческие фокусы и приемы здесь уже не действуют…
«А что там может быть необычного, – возразит бывалый старшекурсник. – Взял вариант одногруппника за образец, подставил свои данные, поправил выводы и можно нести преподавателю…».
Да, как правило, так оно и выходит с большинством курсовых работ – первыми их сдают отличники и прокладывают верную дорогу остальным. Методика почти у всех одна, варианты задания примерно похожи, примеры расчета имеются… Что тут выдумывать?
А если курсовая подразумевает какое–то исследование, то тут одной расчетной частью не отделаться. Но и здесь наш студент находит выходы, а точнее говоря, выход в Интернет. Скачал пару–тройку нужных материалов, скомпоновал их – и вот вам готовое исследование.
Все это хорошо известно преподавателям, которые не удивляются тому, что серьезное исследование на бумаге не может быть прокомментировано своими словами при защите. Такое случается достаточно часто, уж поверьте моему опыту.
Другое дело – диплом. До него доходят далеко не все студенты, но практически все одинаково его боятся. А что будет на защите? Не «завалят» ли меня? А если я не успею сделать его в срок?..
Стоп! Отставить панику. Запомните, что вы не первые и далеко не последние. Так что установленные сроки и указания по дипломному проектированию не с потолка упали на вас, а были разработаны на основе опыта дипломного проектирования нескольких поколений студентов.
Дипломный проект – это не «курсовик», тут одной методичкой с набором исходных данных и методикой расчета точно не отделаться. Многое зависит от темы и имеющегося у вас материала, в том числе и статистического. Большое значение при выборе темы диплома имеет опыт написания курсовых работ, а сама курсовая работа может являться частью дипломной.
Некоторые студенты не очень серьезно относятся к выбору темы дипломного проекта или работы, а зря. Что касается авиационного вуза, то здесь можно взять за основу, например, совершенствование какого–нибудь узла или системы «Боинга» или «Аэробуса», но, с другой стороны, придется иметь дело с поиском статистики отказов, зарубежной терминологией и литературой на английском языке. Другое дело – отечественные образцы авиационной техники…
Но будем считать, что с выбором темы все определено, материалы найдены, работа кипит, макеты чертежей и плакатов уже отчетливо представляются в воображении. Но впереди ждет защита. А что там?
На самой защите уже не удастся заглянуть в пояснительную записку диплома или прочитать что–нибудь. Здесь нужно основательно подготовить доклад, как правило, на 7–10 минут. Весь дипломный проект за это время не озвучить, значит, надо остановиться только на ключевых моментах. Заранее подготовить спасительный листок с тезисами доклада.
Если посмотреть на то, как проходит защита дипломов у механиков, электриков, радистов или представителей иных летных специальностей, то тут можно увидеть примерно одинаковую картину. Студент–дипломник с указкой в одной руке и листочком в другой докладывает комиссии суть своей дипломной работы, поясняя это на плакатах и чертежах.
Наконец, выступающий произносит заветное «Доклад закончен, спасибо за внимание!» и делает облегченный вздох с мыслью о том, что все закончено, но не тут–то было. Именно после доклада и начинается сама защита. В составе комиссии находятся преподаватели с разных кафедр, сотрудники предприятий, и естественно, что у них по ходу доклада накопилось много вопросов, на которые обязательно нужно ответить. Давайте разобьем их на простые типы и попытаемся заранее заготовить тактику ответов.
Резануло по ушам. Так можно охарактеризовать вопросы, если студент–дипломник в приступе волнения при попытке сказать что–либо своими словами ошибается, пропускает важные слова. Например, «…при перекачке топлива из крыльевых баков самолета ухудшается его балансировка», забыв добавить «…при неравномерной перекачке…».
Совет: в этом случае следует лишний раз заглянуть в спасительный листок и найти нужное слово.
Вопрос по конструкции. Это вопросы уточняющего характера с просьбой прокомментировать работу или назвать назначение того или иного агрегата системы. Очень часто задаются вопросы по численным значениям параметров, например, от какого напряжения питается данная схема или какова мощность указанного прибора…
Совет: здесь стоит заранее подготовиться и выписать себе на листок несколько важных параметров.
Удар по слабому месту. Не бойтесь, бить не будут. Вас просто попросят по сборочному чертежу агрегата или принципиальной схеме показать места или элементы схемы, которые вероятнее всего могут привести к отказу.
Совет: заранее проконсультируйтесь со своим дипломным руководителем, посмотрите статистику отказов и запомните их места на чертеже или схеме.
Шаг в сторону. Нет, шагать никуда не надо. Это тип вопроса по смежной дисциплине, но в рамках вашей темы диплома. Вопрос может касаться знаний сопромата, аэродинамики, диагностики, метрологии, физики, химии и т.д.
Совет: заранее узнайте состав комиссии. Вам будет легче определить направления вопросов по смежной дисциплине.
Вот небольшой перечень типовых вопросов при защите дипломного проекта или работы. Надеюсь, что приведенные здесь советы помогут нашим «без пяти минут инженерам» успешно пройти это испытание.
Желаю всем удачи во время подготовки и защиты.

Василий КОРОТКОВ,
заместитель декана
механического факультета МГТУ ГА

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1126

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya