• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 918

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

«Режимная зона»

terit230.jpg
С принятием закона о территориях опережающего развития
этот термин в нашей стране наполняется новым смыслом

terit300.jpg ПЕРСПЕКТИВА

В августе 2015 года было подписано постановление Правительства РФ о создании на Камчатке территории опережающего социально–экономического развития края. Предполагается создание особого режима предпринимательской деятельности на 8 площадках, расположенных в Петропавловске–Камчатском и Елизовском районе. Также предусматривается введение таможенной процедуры свободной экономической зоны в порту Петропавловск–Камчатский в соответствии с законодательством ЕАЭС.
Принятые решения призваны способствовать формированию условий для укрепления экономических позиций России на конкурентных рынках стран АТР и стимулированию социально–экономического развития Камчатского края. Документ предусматривает, в частности, действие в ТОР особого правового режима инвестиций. Установлен минимальный объем капитальных вложений резидентов ТОР в соответствующие виды деятельности. Он составляет 500 тыс. руб. Напомним: ТОР «Камчатка» предусматривает развитие двух основных специализаций – портово–промышленной и туристско–рекреационной.
В ближайшие два года на развитие территории из федерального бюджета предусмотрено до 5,7 млрд руб. Средства предоставляются в рамках госпрограммы «Социально–экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
Что касается строительства инженерной и транспортной инфраструктур, оно будет финансироваться из бюджетов Камчатского края и местных бюджетов в размере не менее 2,7 млрд руб. Создание в крае территории опережающего развития может принести 5 тыс. рабочих мест.
Федеральный закон «О территориях опережающего социально–экономического развития в Российской Федерации», принятый в конце 2014 года, определяет правовой режим ТОР, а также меры господдержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях. Они создаются на 70–летний срок, который может быть в случае необходимости продлен. По расчетам экспертов, ТОР и инвестиционные проекты на Дальнем Востоке заработают в 2016–2017 годах. На это планируется потратить 23 млрд руб. бюджетных средств и 180 млрд руб. частных инвестиций.
Закон о ТОР допускает принудительное изъятие земель и (или) расположенных на них объектов недвижимости, а также иного имущества в целях размещения объектов инфраструктуры ТОР. Допускается предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство инфраструктуры, в размере до 100% от ставки рефинансирования, а также использование иных механизмов финансирования.
На ТОР действуют особые правовые режимы для предпринимательской и иной деятельности. В частности, предусматриваются льготные ставки арендной платы, налоговые льготы, особый режим государственного и муниципального контроля и другие.
В Приморском крае планируется создать пять ТОР – «Надеждинская», «Михайловский», «Остров Русский», «Зарубино», «Нефтехимический». Специалисты готовят и шестой проект – строительство судоверфи на базе ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» в Большом Камне. Первую очередь инженерной инфраструктуры ТОР «Надеждинская» планируется построить к концу 2017 года. Объем привлеченных инвестиций – 6,73 млрд руб. при бюджетном финансировании в 3,2 млрд руб. Как ожидается, здесь будут трудоустроены 1630 человек.
В Хабаровском крае одобрены к созданию две ТОР – «Хабаровск» и «Комсомольск». В Комсомольске–на–Амуре на трех площадках предполагается разместить импортозамещающие производства для авиастроения. Всего на ТОР «Комсомольск» планируется направить около 3,2 млрд руб. бюджетных инвестиций и более 12 млрд руб. частных.
В Хабаровске ТОР расположится на трех площадках: близ села Ракитное, в индустриальном парке «Авангард» и в хабаровском аэропорту. Ранее власти края сообщали, что есть 15 заявок на участие в ТОР на общую сумму 33 млрд руб.
Но вернемся к Камчатскому краю. В рамках проекта ТОР «Камчатка» планируется создать нескольких промышленно–логистических зон портового типа: терминал навалочных грузов, контейнерно–логистический терминал международного класса, рыбопромышленный и бункеровочный терминалы, а также бизнес–зону. Ряд промышленных объектов и бизнес–зона будут расположены на базе производственных мощностей ЗАО «Петропавловск–Камчатский судоремонтный завод» в южной части Авачинской губы.
Также в ТОР войдут территории ОАО «Петропавловск–Камчатский морской торговый порт». Там будут расположены терминал сыпучих грузов, контейнерно–логистический терминал международного класса, рыбопромышленный терминал и нефтебаза. Реализация проекта позволит обеспечить рост валового регионального продукта Камчатского края не менее чем на 7% (со 127 млрд руб. до 137 млрд руб. в год).
Кроме того, создание транспортно–логистического порта имеет стратегическое значение для развития судоходства по Северному морскому пути. Предполагается, что на базе Петропавловск–Камчатского морского торгового порта вырастет современный транзитный контейнерный порт–хаб и появится опорная береговая инфраструктура в северо–восточной части Севморпути.
Создание многофункционального транзитного грузового терминала для обработки грузов, следующих из Юго–Восточной Азии в Европу и США, предполагает серьезную модернизацию портовой инфраструктуры. В основе плана – реконструкция существующих объектов Морского торгового порта и сооружений ФГУП «Росморпорт», а также создание новых площадей и мощностей.
Новые мощности увеличат пропускную способность порта до 500 тыс. контейнеров (20–футового эквивалента) ДФЭ или TEU в год. Грузооборот увеличится до 8 млн тонн в год.
Порт сможет принимать суда любого класса, а круизные лайнеры смогут швартоваться у нового здания морского вокзала.
В проект ТОР входит реализация инвестиционных проектов по развитию туристической отрасли. По сведениям специалистов из администрации Камчатского края, круизный пассажиропоток через порт Петропавловск–Камчатский к 2025 году может превысить 300 тыс. человек при условии устранения ряда ключевых проблем. В настоящее время Камчатский край ежегодно посещают 9,5 тыс. круизных туристов, в порт заходят более 20 круизных судов.
Среди барьеров в развитии круизного туризма в регионе – недостаточный уровень портовой транспортной инфраструктуры, отсутствие современных причалов с достаточной протяженностью причальной стенки и глубиной, а также современного морского вокзала с высокой пропускной способностью.
Кроме того, нет возможности перерабатывать отходы круизных судов, недостаточен уровень сопутствующей инфраструктуры, нет продуманных обустроенных наземных экскурсионных маршрутов. В числе проблем и сложности в согласовании маршрутов для иностранных круизных туристов. С утверждением ТОР «Камчатка» все эти вопросы должны быть оперативно решены.
Режим ТОР предполагает и строительство в морском порту современного морвокзала (его сдадут в эксплуатацию в 2016 году), причалов, способных принимать большие круизные лайнеры. Те круизные суда, которые приходят сейчас в порт, имеют сравнительно небольшую пассажировместимость (200–300 человек), да и принимается их всего около 20 в год.
Строящееся четырехэтажное здание морвокзала будет состоять из двух блоков. В одном разместится пассажирский терминал (зал ожидания, комната матери и ребенка, камеры хранения, билетно–багажные кассы, справочное бюро, комнаты длительного пребывания пассажиров, отделение связи, туалеты и другое). В другом блоке расположится пункт пропуска через государственную границу РФ (пограничная служба, таможенная служба, санитарно–карантинный пункт, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль). Общая площадь здания составит более 8 тыс. кв. м.
В плане туристической логистики на Камчатке опробована пересадка туристов с теплохода на самолет. В порт заходит лайнер, и туристы, которые уже вернулись из путешествия, отправляются домой самолетом. А с самолета новая группа туристов направляется на борт судна, которое снова отправляется на север. Такая схема себя оправдала и будет применяться в дальнейшем.
Отдельным пунктом стоит развитие туристического кластера «Паратунка» – уникального бальнеологического камчатского курорта. Многие санатории Камчатки сохранились с советских времен, и их сейчас приводят в порядок частные инвесторы. Бизнес надеется, что с созданием ТОР будут сняты административные барьеры, и вопросы с разрешением на строительство, получением и оформлением земельных участков, подключением к инфраструктуре будут решаться оперативно.
По мнению региональных властей, ТОР для края не модный тренд, а необходимость. У Камчатки есть что предложить. Наряду с биоресурсами (рыба, крабы, морская капуста) большим потенциалом обладает именно туризм. Если сравнить, например, Аляску и Камчатку, то у последней гораздо больше возможностей заинтересовать туристов. Тем не менее по туристическим потокам Камчатка уступает американскому штату раз в десять.
Для развития туризма в крае основной упор сделан также на развитие аэропорта Петропавловск–Камчатский. К сожалению, аэропорт не соответствует сегодняшнему пассажиропотоку. Его пропускная способность 240 пассажиров в час. А практически ежедневно прилетают два рейса из Москвы, каждый вместимостью порядка 400 человек. А если считать поток пассажиров в обратную сторону, прибавить рейсы, которые выполняются в Хабаровск, Владивосток, Новосибирск… В таких условиях туристы сюда не полетят.
О том, как обстоят дела со строительством аэропорта Петропавловск–Камчатский, в конце минувшего года четко заявил глава администрации Президента России Сергей Иванов. Он раскритиковал ход строительства аэропорта. На модернизацию воздушной гавани выделили почти 12 млрд руб., но многие объекты до сих пор не готовы. Однако с созданием ТОР начата работа по формированию пула инвесторов, готовых вложить средства в модернизацию аэропорта. Желающих стать инвесторами достаточно – это российские частные компании, которые будут выбираться на конкурсной основе. Согласно проекту пропускная способность нового аэровокзала составит 400 пассажиров в час. Причем аэровокзал можно будет переключать на международный формат. Это значит, что можно начинать договариваться с иностранными
авиакомпаниями об организации как регулярных перевозок пассажиров, так и чартерных рейсов на Камчатку. Впрочем, на сегодняшний момент чартерные рейсы уже летают в Японию, Таиланд, Вьетнам и Китай. Они имеют определенную сезонность. Китайцы хотят участвовать в организации регулярных перевозок, они даже готовы обеспечивать значительный поток туристов, но для этого необходим новый аэровокзал.
Следует учитывать и то, что над краем проходит большое количество авиатрасс – за год над регионом пролетают несколько тысяч воздушных судов иностранных авиаперевозчиков. С начала 90–х годов, когда Камчатка стала открытым регионом, поступали ежегодно несколько сотен заявок от иностранных компаний на посадку в аэропорту. Однако приходилось большинству отказывать из–за низкой пропускной способности международного сектора.
ТОР «Камчатка» предполагает не точечное, а комплексное развитие края. А значит, все пункты надо связать хорошими дорогами. В настоящее время ведется строительство развязок в Петропавловске–Камчатском, в планах – объездная дорога вокруг города. Совместно с Минтрансом России строятся дороги на север в двух направлениях – Восточное побережье и Западное.
В конце минувшего года определены первые 18 инвесторов территории опережающего развития «Камчатка», заявил на одном из недавних совещаний заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Он напомнил, что на ближайшие три года на развитие инфраструктуры ТОР и поддержку инвестиционных проектов на Дальнем Востоке предусмотрено 42 млрд руб. При этом Юрий Трутнев подчеркнул, что при выделении средств приоритет будет отдан инвесторам, которые быстрее войдут в ТОР в качестве резидентов.
По мнению Юрия Трутнева, механизм господдержки, который осуществляется на Дальнем Востоке, – уникальный. Нигде больше в стране государство не предоставляет таких налоговых преференций, упрощенных административных режимов, не вкладывает деньги в инфраструктуру. Конечно, всегда хочется большего. Но, в любом случае, бизнес тоже должен брать на себя ответственность. Государство ему помогает, но не заменяет.
Первое инвестиционное соглашение в рамках территории опережающего развития «Камчатка» заключено между управляющей компанией ТОР – ПАО «Корпорация развития Дальнего Востока» и ООО «Красноярск». Компания стала первым официальным резидентом ТОР. Как сообщила пресс–служба правительства Камчатского края, проект предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию комплекса по хранению и складированию нефтепродуктов емкостью 18 тыс. тонн. Проектом также предусмотрена бункеровка судов.
По словам министра экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края Дмитрия Коростелева, в реализацию этого проекта инвестор планирует вложить около 280 млн руб., срок реализации – порядка двух лет.
Для реализации проекта имеются необходимые земельные участки, энергетическая и транспортная инфраструктура. Это будет целый комплекс, который специализируется на хранении и заправке топливом морских судов и наземного транспорта. Реализация проекта позволит трудоустроить несколько десятков человек. В течение 10 лет с момента ввода в эксплуатацию комплекса налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составят около 900 млн руб.
В настоящее время на рассмотрении ПАО «Корпорация развития Дальнего Востока» находятся заявки от 12 потенциальных резидентов ТОР «Камчатка» на общую сумму 18 млрд руб. Еще не менее 10 инициаторов проектов планируют направить свои документы для заключения соглашений с управляющей компанией в ближайшее время.
Необходимо отметить, что все заявки, которые сегодня находятся на рассмотрении, поданы инициаторами инвестиционных проектов еще на первоначальном этапе и получили сопровождение минэкономразвития Камчатки. То есть благодаря грамотному взаимодействию власти и бизнеса ни одно из камчатских предприятий не отказалось от реализации своего проекта. Данная работа будет продолжена и в дальнейшем.

Вячеслав ЛОБОВ,
 обозреватель «ТР»

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1127

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1292

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1203

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya