Как мы уже сообщали, в Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные проблемам законодательного регулирования в сфере развития Северного морского пути и Арктической зоны. Организовали мероприятие Комитет СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет СФ по экономической политике совместно с представителями федеральных и региональных органов государственной власти, органов муниципальных образований, науки, общественности, хозяйствующих субъектов. Организаторы отметили, что для развития Арктической зоны РФ как самостоятельного объекта правового регулирования требуются особые меры государственной поддержки, необходимо принятие специальных законодательных актов, устанавливающих особый правовой режим функционирования этой территории.
Как сказал председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров, действующее законодательство или совсем не учитывает, или учитывает недостаточно специфические особенности Арктической зоны. Неоднократные попытки разработать специальный закон об Арктической зоне не увенчались успехом, хотя разработка и принятие такого законодательного акта очевидна. «При этом крайне полезно использовать опыт законодательного регулирования развития Дальнего Востока, где решается вопрос создания специальных территорий опережающего развития (ТОР) с особыми условиями организации несырьевых производств с использованием особых финансовых и организационных механизмов. Большой потенциал имеет создание особых экономических зон на региональном уровне, что также может быть применено и для развития Арктической зоны», – подчеркнул сенатор.
По подсчетам директора Центра экономики Севера и Арктики Совета по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития России Александра Пилясова, за последние 20 лет были подготовлены пять версий закона об Арктической зоне, но все они потерпели фиаско, потому что не имели идеологического стержня. Идеологической основой закона об Арктической зоне, по мнению эксперта, может стать обеспечение безопасности во всех ее аспектах.
В настоящее время к числу наиболее важных стратегических документов, специально регулирующих вопросы развития Арктической зоны, относятся Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
В качестве главного инструмента реализации Стратегии предусмотрена Государственная программа Российской Федерации «Социально–экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», однако объемы бюджетных ассигнований в указанной программе отсутствуют. Документ носит рамочный характер с индикативным отражением финансового обеспечения отраслевых государственных программ и в настоящее время не обеспечивает достижения приоритетных задач Стратегии.
В Послании Федеральному собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу разработки комплексного проекта развития Северного морского пути с целью стимулирования деловой активности на российском Тихоокеанском побережье и освоения арктических территорий. Речь прежде всего идет о необходимости модернизации системы гидрометеорологического, гидрографического, навигационного обеспечения безопасности мореплавания, обновлении картографического материала, расширении объемов площадного обследования сложных в навигационном отношении участков трассы Северного морского пути. При этом особое внимание следует уделить восстановлению и развитию инфраструктуры Северного морского пути, пришедшей за почти 25–летний период в значительный упадок. Необходимо создать по всей трассе условия для сервисного обслуживания международного транспортного коридора, модернизировать арктические порты Диксон, Хатанга, Тикси, Певек, Провидения, создать новые портовые транспортно–логистические комплексы, грузовые терминалы, центры связи.
По прогнозным оценкам, к 2020 году грузопоток по маршруту СМП может составить до 65 млн тонн в год. Однако, по словам заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока Максима Шерейкина, если сохранится «нулевое» финансирование госпрограммы, то
прогнозных цифр грузопотока
65 млн тонн грузов достичь не удастся. Для сравнения: по расчетам Китайского арктического института, к 2020 году от 5 до 15% торгового оборота КНР на сумму от 300 млрд долл. будет проходить через Арктику. По оценкам Еврокомиссии, доля международного трафика, проходящего через СМП, составит к 2030 году 15%, движение судов по СМП потенциально может составить до 25% всего международного грузооборота. «Активность наших азиатских соседей по СМП возрастает и, по нашим оценкам, ежегодно удваивается», – сказал Максим Шерейкин. Свою задачу Минвостокразвития видит не только в создании условий для развития СМП, но и в умении «продать» их потенциальным грузоотправителям, чтобы они были заинтересованы в отправке грузов через СМП.
Как подчеркнул директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Константин Пальников, в настоящее время приняты все нормативные правовые акты, регулирующие вопросы плавания судов в акватории СМП, установлена разрешительная система плавания судов в акватории СМП, основанная на выполнении судовладельцем требований, связанных с безопасным плаванием, обеспечивается ежедневный мониторинг местоположения судов, снабжение судов необходимой информацией о ледовой, навигационной, гидрометеорологической обстановке по пути следования.
Во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина Минтрансом России подготовлен комплексный проект развития СМП, который сейчас рассматривается федеральными органами исполнительной власти.
«С учетом существующих рисков для транзитных перевозок в акватории СМП мы считаем, что наиболее перспективными являются грузопотоки, формируемые в местах добычи углеводородного сырья, расположенных на Арктическом побережье и континентальном шельфе РФ. При этом основной задачей развития СМП должно стать создание инфраструктуры, обеспечивающей надежность таких перевозок», – подчеркнул Константин Пальников.
Комплексный проект развития СМП предусматривает реализацию таких функций, как: осуществление навигационно–гидрографического обеспечения; определение и поддержание высокоширотного маршрута транспортировки углеводородного сырья, позволяющего использовать крупнотоннажные суда; промерные работы на подходах к морскому порту Сабетта и терминалу в Окской губе; поддержание глубин в акваториях морских портов и на подходах к ним; промеры в устьевых участках северных рек (Енисей, Обь, Колыма); работы в районах шельфовых месторождений углеводородов; продолжение издания и актуализация морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания; оснащение морских путей, акваторий морских портов и устьевых участков северных рек с морским режимом судоходства средствами навигационного и радионавигационного оборудования; продолжение модернизации береговых и плавучих средств навигационного оборудования; строительство и модернизация гидрографических и лоцмейстерских судов, гидрографических катеров ледового класса. Документ предусматривает также совершенствование аварийно–спасательной готовности в акватории СМП с привлечением линейных ледоколов, работающих в акватории СМП, круглогодичное размещение на ледоколах оборудования и персонала для несения аварийно–спасательной готовности, включая водолазные работы и готовность к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Возрождение и поступательное развитие Северного морского пути и в целом успешное освоение Арктики невозможно представить без современного ледокольного атомного флота.
По оценкам специалистов, только для обслуживания грузопотоков в Арктике России необходимо иметь 14 ледоколов, включая 6 атомных, 4 дизельных линейных и 4 ледокола–снабженца для обслуживания буровых платформ.
Реализация всего комплекса мероприятий обеспечит надежность перевозок в акватории СМП, в том числе с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на Арктическом побережье и континентальном шельфе РФ, убеждены в Минтрансе.
Участники парламентских слушаний обратились в Правительство Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о целесообразности создания рабочей группы по разработке проекта комплексного развития Северного морского пути с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, Федерального собрания Российской Федерации, науки и бизнеса.
По словам руководителя ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Александра Ольшевского, в 2014 году администрацией получена 661 заявка, по результатам рассмотрения выдано 631 разрешение на плавание в акватории СМП, в том числе 111 судам под иностранным флагом, и 30 судам в плавании в акватории СМП по разным причинам было отказано. Транзитные рейсы в акватории СМП в прошлом году совершили 23 судна под флагами пяти государств, которые перевезли 0,3 млн тонн различных грузов. Продолжительность транзита через СМП варьировалась от 7 до 39 суток. В перевозках между иностранными портами, портами РФ, расположенными за пределами акватории СМП, и морскими портами, находящимися в акватории СМП, в 2014 году было перевезено 3,7 млн тонн грузов.
Как заметил Александр Ольшевский, серьезную проблему представляет демонстративное нарушение судами Правил плавания в акватории СМП, так как в действующем законодательстве не предусмотрены меры воздействия к таким судам–нарушителям. Было предложено возложить обязанности по пресечению плавания судов в акватории Северного морского пути без разрешения ФГКУ «Администрация Северного морского пути» на Пограничную службу ФСБ России с наделением ее правом применения административных мер к судам–нарушителям.
Начальник центра ледовой гидрометеорологической информации государственного научно–исследовательского Центра «Арктический и антарктический научно–исследовательский институт» Сергей Бресткин обратил внимание на одну из проблем законодательного регулирования СМП, требующую своего решения. «Действующие Правила плавания в акватории СМП не учитывают специфическую особенность ледяного покрова, который характеризуется чрезвычайной временной изменчивостью и неравномерностью распределения, а от качества мониторинга ледяного покрова напрямую зависит эффективность работы на трассах СМП. При выдаче разрешений на проход по СМП допускается подача заявок за 120 суток. За этот период невозможно определить условия плавания на конкретных трассах, поскольку это находится за пределами прогнозируемости, и реальные условия с большой степенью вероятности не будут соответствовать первоначальному прогнозу по распределению льда», – пояснил эксперт.
Министр экономического развития Мурманской области Елена Тихонова также обратила внимание присутствующих на то, что центральной проблемой обеспечения устойчивого социально–экономического развития субъектов Арктической зоны РФ является отсутствие системного подхода к управлению ее социально–экономическим развитием. Поэтому крайне важно активизировать работу по подготовке федерального закона «Об Арктической зоне РФ», который бы системно и в целостном виде определил правовую основу обеспечения устойчивого развития Арктической зоны и установил особенности правового регулирования экономической, социальной, природоохранной и других видов деятельности.
Председатель Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального собрания РФ Вячеслав Штыров назвал прошедшую дискуссию чрезвычайно полезной. Часть вопросов требует дальнейшего обсуждения на уровне Совета Федерации, считает сенатор, а «часть прозвучавших предложений можно уже сейчас перекладывать на законодательный язык, и СФ может взять на себя инициативу по разработке соответствующих законопроектов, чтобы до конца весенней сессии их подготовить».
Говоря о необходимости скорейшего принятия специального закона об Арктической зоне, Вячеслав Штыров отметил, что ключевая причина, почему этот закон, несмотря на неоднократные попытки, до сих пор не принят, заключается в господствующем либеральном взгляде, что для развития конкуренции в условиях рыночной экономики необходимо, чтобы на всей территории России были созданы равные условия для всех предприятий как в отраслевом, так и в территориальном разрезе, то есть законодательство должно быть унифицировано на всей территории страны. «Экономический блок Правительства РФ с трудом воспринимает мысль, что для некоторых регионов нужно создавать особые условия социально–экономического развития. И для такого подхода есть все основания, – убежден сенатор. – Создавая одинаковые условия для всех, фактически мы ставим в неравные условия и людей, и бизнес именно потому, что существуют объективные региональные различия. Таким образом, в идее равенства изначально заложено неравенство. Если мы хотим выравнять условия на отдельных территориях, нужно создавать специальное законодательство, которое будет основано на федеральном, но иметь исключения из общих правил. Поскольку мы говорим о комплексном развитии Арктической зоны, то придется пересмотреть все законодательство и создать нечто вроде Северного кодекса».
Эту же мысль Вячеслав Штыров высказал и на заседании президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при СФ, где были представлены предложения в план работы Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
Участники мероприятия обсудили тему «Анализ опыта правового регулирования стран – участниц Арктического Совета в части социально–экономического развития заполярных и приполярных территорий, экологизации природопользования. Полезное и неприменимое в условиях России».
В ходе заседания заместитель директора Департамента территорий опережающего развития и инфраструктуры Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Константин Бобров рассказал о создании особых режимов функционирования экономической деятельности на Дальнем Востоке по типу территорий опережающего развития (ТОРов).
В 2015 году для поддержки ТОРов и инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке будет выделено 6,2 млрд руб.
Говоря о создании особых режимов функционирования экономической деятельности в Арктике, Вячеслав Штыров заметил, что при наличии положительного опыта функционирования ТОРов на Дальнем Востоке он, безусловно, может быть распространен и на Арктику. В частности, одна из первых территорий опережающего развития может быть создана на Чукотке.
Участники парламентских слушаний подготовили рекомендации, направленные на решение задач, стоящих в сфере социально–экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, и призвали Правительство РФ обеспечить полноценное финансирование государственной программы Российской Федерации «Социально–экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» начиная с 2017 года.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Уникальный статус
Заместитель Председателя
Правительства РФ Дмитрий Рогозин:
– Арктика для России – это огромные запасы полезных ископаемых, прежде всего углеводородов. По сути, это физическое подтверждение уникального статуса России как выдающейся энергетической державы. Для нас это гарантия независимого обеспечения нашей промышленности энергоресурсами.
Но Арктика – это еще и Северный морской путь – самый короткий путь из Азии в Европу.
Увеличить поток грузов, проходящих по Северному морскому пути, поможет создание кораблей нового ледокольного класса. Сейчас в России строится целая серия новых атомных ледоколов, которые должны быть спущены на воду к 2020 году. Это говорит о том, что у нас в руках имеется уникальный инструмент для создания «холодного шелкового пути».
Сейчас под флагом Арктики мы, по сути, начинаем арктическую индустриализацию, а для этого нам нужно много новой и хорошей техники.
Связующее звено
Член Совета Федерации Федерального собрания РФ Артур Чилингаров:
– Именно Арктика может стать связующим звеном для налаживания международных контактов в сложной политической ситуации. Недавний опыт свидетельствует, что эффективное и экологически безопасное освоение Арктики возможно при совместных усилиях нескольких стран. Яркий пример – успешное сотрудничество компании «Роснефть» и иностранных партнеров в проекте по бурению первой поисковой скважины в Карском море.
В Арктике сейчас происходят значительные изменения, уже оказывающие серьезное воздействие на социально–экономическое развитие региона. Мы ожидаем, что в обозримом будущем эти изменения только усилятся.
Мы твердо исходим из того, что в Арктике нет проблем, которые не могли бы решаться на основе взаимопонимания и конструктивного диалога. В Арктике нет проблем, требующих военных решений.
Россия открыта для сотрудничества. Без международного взаимодействия дальнейшее изучение и климата, и энергетических возможностей арктического региона вряд ли будет возможно. Однако, несмотря на то, что некоторые страны нас пугают «холодной войной», хочу сказать, что «холодная война» нам не страшна, мы все равно будем продолжать сотрудничество в Арктике. Мы в России привыкли к холоду.
7.05.2015