подводит итоги за первый квартал
текущего года.
В первом квартале 2010 года (отчетный период) сотрудники центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта провели в общей сложности более 19 тысяч контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов транспортного комплекса. В результате проведенных мероприятий были выявлены 63 тысячи различных нарушений транспортного законодательства. По всем выявленным нарушениям Ространснадзором были приняты меры, направленные на их устранение и предупреждение.
К нарушителям российского законодательства и международных договоров активно применялось административное воздействие в соответствии с КоАП. За отчетный период сотрудники Ространснадзора оформили около 8,4 тысячи протоколов об административных правонарушениях, а сумма взысканных штрафов составила 18,8 млн рублей.
Морской и речной транспорт
В первом квартале 2010 года сотрудники центрального управления и территориальных органов Госморречнадзора провели 359 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе 134 проверки по заявлению проверяемых субъектов, 109 внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а также одну проверку в рамках административного расследования. Кроме того, проверены 324 судна.
В ходе контрольно–надзорных мероприятий выявлено 621 нарушение. По результатам проверок выданы 249 предписаний для устранения выявленных нарушений законодательства, привлечены к ответственности 39 должностных лиц, наложено штрафов на сумму 469 тыс. рублей. В судебные органы для принятия решений направлены 33 дела, по которым в пользу Ространснадзора приняты 25 решений.
При этом 98,1% нарушений (со сроком устранения нарушений в 1–м квартале 2010 г.) были устранены за отчетный период.
По направлению контроля (надзора) за гидротехническими сооружениями сотрудники Госморречнадзора провели 52 проверки, в результате которых выявлены 67 нарушений требований нормативных документов. Для устранения выявленных нарушений во всех случаях были выданы инспекторские предписания.
В первом квартале 2010 года специалисты управления Госморречнадзора принимали участие в 5 преддекларационных обследованиях судоходных гидротехнических сооружений. Также на заседаниях комиссии по утверждению деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений были рассмотрены 6 деклараций безопасности и на основании их утверждения выданы 6 разрешений на эксплуатацию.
Результаты проверок и обследований свидетельствуют о том, что нарушения сроков профилактических мероприятий, указанных в декларациях безопасности, и отсутствие комплексного подхода при проведении ремонтных работ служат основными причинами ухудшения технического состояния гидротехнических сооружений.
Анализ деятельности Госморречнадзора в области лицензирования в первом квартале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года показывает: при общем снижении количества выданных лицензий в 2010 году на 28% увеличилось количество отказов в предоставлении лицензий, что свидетельствует о повышении требовательности к соискателям лицензий.
Вместе с тем имеет место снижение количества проверок соблюдения лицензионных требований и условий (на 25%), выявленных нарушений (на 53%) и выданных предписаний (на 46%). Положительным фактором является увеличение (на 43%) количества направленных в суд протоколов об административных правонарушениях и увеличение более чем в 2 раза количества принятых судом постановлений о привлечении к административной ответственности.
Госморречнадзор ведет постоянный мониторинг задержания судов в российских портах и портах других государств, а также, используя систему мониторинга судов «Виктория», отслеживает нарушения границ районов плавания.
За отчетный период по результатам осмотра судов в российских портах в 997 случаях были выявлены недостатки, а в 23 случаях выявленные недостатки послужили причиной задержания. Недостатки, выявленные при осмотре российских судов в портах других государств, в 22 случаях послужили причиной задержания.
За первый квартал 2010 года на морском транспорте произошло 43 аварийных случая, в том числе: 17 аварий российских морских судов, 14 аварий судов рыбопромыслового флота (в том числе одна очень серьезная) и 12 аварий с иностранными судами в территориальных водах Российской Федерации. На внутренних водных путях транспортных происшествий с судами, подлежащими учету, не выявлено.
Очень серьезная авария произошла 31 января в Татарском проливе в районе полуострова Крильон с рыболовной шхуной (РШ) «Хосей Мару» (флаг Россия, порт приписки Холмск), которая из–за поступления забортной воды в грузовой трюм затонула на глубине 45 метров. Экипаж шхуны (8 человек) поднят с двух спасательных плотов ПСН–10 на борт РШ «Кое Мару» (флаг Россия, порт приписки Холмск). Пострадавших нет, разлива нефтепродуктов не обнаружено.
Анализ завершенных расследований показывает две основные причины аварийности: утрата навыков судовождения в сложных ледовых условиях и техническая неподготовленность систем и устройств судна, в том числе к работе в сложных ледовых условиях.
Железнодорожный транспорт
В первом квартале 2010 года сотрудники Центрального управления и территориальных органов Госжелдорнадзора провели 1296 проверок организаций железнодорожного транспорта на предмет соблюдения законодательства в области обеспечения безопасности движения, промышленной безопасности и пожарной безопасности, что на 202 проверки, или 18%, больше планового показателя (1094 проверки).
В ходе контрольно–надзорных мероприятий выявлены 9,9 тыс. нарушений. По результатам проверок выданы 947 предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства, приняты 1,4 тыс. запретных мер, направленных на ограничение подачи вагонов и отставление от эксплуатации неисправных технических средств, приостановлена эксплуатация 406 технических устройств, работающих под давлением, и грузоподъемных механизмов.
По случаям выявленных нарушений законодательства в области железнодорожного транспорта к руководителям предприятий железнодорожного транспорта, допустившим нарушения, активно применялись такие меры воздействия, как наложение административных взысканий, взыскание штрафов, передача материалов в органы прокуратуры и суды для привлечения виновных к ответственности. Благодаря этому процент устранения выявленных нарушений субъектами транспортного комплекса составил 83,8%. Привлечены к административной ответственности 825 лиц (в 1–м квартале 2009 г. – 526). Общая сумма штрафов, наложенных в отчетном периоде, составила около 1 млн рублей, что на 54% больше чем за аналогичный период прошлого года, при этом фактически взыскано 689,1 тыс. рублей.
Анализируя пожарную безопасность железнодорожного подвижного состава в 2010 году, можно констатировать, что первый квартал в сравнении с аналогичным периодом 2009 года характеризуется ростом количества пожаров на 16%. В первом квартале 2010 года зафиксирован 21 пожар. К работникам железнодорожного транспорта, допустившим возникновение пожаров, в количестве 63 человек были применены меры административного воздействия в виде административных штрафов на общую сумму 48,5 тыс. рублей.
Большинство пожаров за указанный период произошло при эксплуатации тягового подвижного состава, причем такая тенденция наблюдается не первый год, а к основным причинам их возникновения относятся: короткое замыкание, неосторожное обращение с огнем, техническая неисправность оборудования и нарушение правил эксплуатации отопительных и нагревательных приборов.
Наибольшее число пожаров в первом квартале 2010 года произошло на Дальневосточной, Забайкальской и Северной железных дорогах.
Вопросам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте было посвящено заседание Центральной пожарно–технической комиссии ОАО «РЖД», состоявшееся 12 марта 2010 г.
По итогам заседания комиссии был принят ряд решений о разработке программных документов по совершенствованию надзорной деятельности на объектах ОАО «РЖД», по обеспечению пожарной безопасности перевозочного процесса и нормам оснащения первичными средствами пожаротушения объектов и подвижного состава ОАО «РЖД». Кроме того, в 2010 году будет введена в действие Инструкция о порядке расследования и учета пожаров и загораний на объектах ОАО «РЖД», принято решение о разработке нового подвижного состава пожарных поездов с учетом внедрения современных технологий, направленных на расширение возможностей по спасению людей, тушению пожаров и проведению аварийно–спасательных работ.
Одна из задач, которую постоянно решает Госжелдорнадзор, – это предотвращение повреждения подвижного состава в различных звеньях транспортного комплекса России. Наиболее неблагополучное положение с повреждаемостью вагонов сложилось на предприятиях железнодорожного транспорта необщего пользования, обслуживающих морские порты. Это ОАО «Торговый порт Посьет», «Находкинский торговый порт», «Восточный порт», ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ОАО «ММТП»), ООО «Порт Высоцк», «Владивостокский морской торговый порт». Примечательно, что ОАО «ММТП» в этом списке занимает лидирующее место. В связи с этим в ОАО «ММТП» введен ежесуточный учет и контроль информации о повреждении грузового вагонного парка, поступающей от собственников вагонов.
За отчетный период на путях общего пользования произошли одно крушение грузового поезда и две аварии на предприятиях железнодорожного транспорта необщего пользования.
13 января 2010 года произошло крушение грузового поезда на перегоне Кварцит – Тарбинский Красноярской железной дороги из–за излома рельса, что привело к сходу 31 вагона. По результатам расследования руководству Красноярской железной дороги выдано 3 предписания для устранения выявленных нарушений.
Аварии в первом квартале 2010 года произошли по причине неправильного управления тормозами локомотивной бригадой при маневровых передвижениях:
20 января 2010 года на путях ЗАО «Михайловцемент»;
28 января 2010 года на путях ОАО «Ефремовский завод синтетического каучука».
По случаям нарушений безопасности движения поездов в целях предупреждения аварийности оперативно подготовлены и разосланы в территориальные управления 12 телеграмм с характеристиками происшествий и мероприятиями по их недопущению.
Пресс–группа Ространснадзора