- Предлагаем вам поставить современные установки, позволяющие очень быстро тушить пожары авиационной техники, разливы керосина на больших площадях за минимальные сроки.
– Зачем? Мы оснащены очень мощным оборудованием. Посмотрите, какие мощные лафетные стволы!
– А пена средней кратности и стволы к ней есть?
– Нет. Да вы только взгляните, какая у нас на вооружении мощь!
– Но, допустим, случись авария, и воздушное судно упадет за забором аэродрома. Что будете делать?
– Не дай Бог!
Этот диалог с начальником службы безопасности Варшавского аэропорта привел генеральный директор ЗАО «НПО СОПОТ» Геннадий Куприн. Привел, выступая на Международном конгрессе с длинным названием: «Службы охраны, авиационной и транспортной безопасности, противопожарного и аварийно–спасательного обеспечения на транспорте». Конгресс проходил в рамках Международного салона «Комплексная безопасность 2012», на котором фирма Геннадия Куприна представляла новейшую технологию пожаротушения, не имеющую аналогов на отечественном и зарубежном рынке производителей подобного оборудования.
Генеральный директор с горечью отметил, что количество посредников и лоббистов у нас с каждым салоном становится все больше и больше. Они продвигают на наш рынок продукцию Запада. А сегодня уже и Китая.
Говорят, что западники честно выигрывают тендеры. Потому и выигрывают, что на нашей пожарной технике до сих пор используют установки 30–40–х годов прошлого века.
Заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток уверен, что коллега прав и нужно ориентироваться на российские достижения. Но для этого важно понять: необходимо выстроить четкую систему реализации этой задачи. Пока никто не отменял Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В нем есть определенные требования, которым зачастую отвечают именно зарубежные техника и технологии.
Значит, надо искать другой путь. В первую очередь – это изменение нормативно–правовой базы. Вот уже много лет существуют Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов. Надо стараться подобные документы усовершенствовать путем внесения изменений в действующие нормы и правила. С помощью технических требований или технических регламентов. Последние удачно выстраивают в компании ОАО «РЖД», где сложилась хорошая группа производственников. Этот путь позволяет потихоньку «выдавливать» поставщиков иностранных вагонов и техники. Регламенты четко привязаны к условиям эксплуатации, температурному режиму, железнодорожной колее, наконец.
На вопросах транспортной безопасности акцент сделал заместитель директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Геннадий Денисюк. Он подчеркнул, что вопросы безопасности должны быть жестко регламентированы во всех отраслевых направлениях. Необходимо отстроить нормативно–правовую базу так, чтобы не было подзаконных актов, которые порой дублируют друг друга и вносят неразбериху.
Еще Геннадий Аркадьевич обратил внимание на то, что безопасностью должны заниматься профессионалы. К сожалению, система обучения ухудшилась. И сегодня она реорганизуется в новом формате. Чтобы готовить конкретных специалистов, а не «мастеров» широкого профиля.
На беспрецедентные законодательные меры по усилению надзора обратил внимание врио начальника Управления транспортной безопасностью Ространснадзора Владимир Турыгин. Во–первых, сокращен интервал между плановыми инспекторскими проверками с трех лет до одного года. Во–вторых, исключено предварительное уведомление о внеплановой проверке. И в–третьих, введена уголовная ответственность за нарушение требований транспортной безопасности.
Владимир Турыгин рассказал о том, что в целях осуществления контроля и мониторинга за установленными требованиями функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Ространснадзоре создана и круглосуточно работает дежурно–диспетчерская служба (ДДС). На ее базе функционирует автоматизированный центр.
ДДС осуществляет оперативное взаимодействие с координационными центрами поиска и спасения на воздушном и морском транспорте, центрами управления на железной дороге, федеральными органами исполнительной власти.
А с прошлого года Управление приступило к проведению плановых контрольно–надзорных мероприятий в органах Единой системы авиационно–космического поиска и спасения (ЕС АКПС).
Более подробно об этой системе рассказал начальник Управления организации авиационно–космического поиска и спасения Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Прусов. ЕС АКПС создана для организации и проведения поиска и спасения терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов всех видов авиации, их пассажиров и экипажей.
Основу составляют 60 региональных поисково–спасательных баз, осуществляющих круглосуточное дежурство. Все базы укомплектованы спасателями, фельдшерами (врачами). К дежурству ежедневно привлекаются 90–100 экипажей на самолетах Ан–26, Ан–2 и вертолетах Ми–8, Ка–27.
В прошлом году проведены 42 поисково–спасательные операции, спасены 215 человек.
О морском аварийно–спасательном обеспечении (АСО) на конгрессе доложил и. о. руководителя ФБУ «Госморспасслужба России» Виктор Чернов.
За три последних года на море произошли 17 кораблекрушений. Значительное увеличение числа катеров и яхт на морских бассейнах, строительство новых нефтетерминалов, – все это причины роста количества аварийных ситуаций с попавшими в беду людьми, танкерами и разливами нефти.
В соответствии с решениями Минтранса России и Росморречфлота с 2011 года проводится реформа системы Госморспасслужбы, которая позволит создать централизованную систему управления. На первом этапе все самостоятельные ФГУПы стали филиалами ФГУП «Балтийское БАСУ». В настоящее время его судовой состав насчитывает 90 судов, в том числе 13 спасательных буксирных катеров. Надо сказать, что в ходе реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» для службы построены и приняты в эксплуатацию три морских водолазных судна, семь рейдовых водолазных катеров, шесть спасательных катеров–бонопостановщиков. До конца этого года в строй вступят еще пять спасательных единиц.
О реализации другой Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» рассказал заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора Виктор Харций.
В рамках этой программы выполняются научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы.
На основании их результатов установлено, что в целях повышения эффективности представляется целесообразной разработка, проведение испытаний и внедрение аэродромного пожарного автомобиля среднего типа с повышенными скоростными и динамическими характеристиками, новых типов пенообразователей с повышенной огнетушащей эффективностью, пожарно–технического оборудования.
Чем не повод войти в контакт с ЗАО «НПО СОПОТ» и найти приемлемый результат?!
Виктор ДМИТРИЕВ
07.06.2012