В рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте ВЦИОМ провел новое исследование общественного мнения, результаты которого участникам «круглого стола» в РИА «Новости» представил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.
В обсуждении материалов исследования приняли участие заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов, заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток, представитель Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Евгений Ночкин, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Валерий Федоров сообщил, в частности, что в нынешнем году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет вторую часть масштабного исследования, посвященного вопросам информированности при возникновении актов незаконного вмешательства и удовлетворенности системой защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.
В текущем году уровень удовлетворенности населения мерами, предпринимаемыми государством для обеспечения безопасности на транспорте, соответствует целевому показателю, заложенному в комплексной программе (59% – уровень удовлетворенности среди населения, 60% – целевой показатель). В наибольшей степени респондентов устраивают меры властей по обеспечению безопасности в электропоездах (65%). В региональном аспекте высокую удовлетворенность ситуацией демонстрируют жители городов Сочи и Краснодара (65 и 62% соответственно).
Недостаточно высок на данный момент уровень информированности населения о действиях в случае совершения акта незаконного вмешательства на транспорте (46 и 50% соответственно). При этом по отдельно взятым видам транспорта показатель соответствует целевому или даже превышает его. Например, уровень информированности о действиях в подобной ситуации на авиатранспорте – 54%, речном и морском транспорте – 53%, поезде – 50%. В региональном срезе наилучший показатель – у Сочи (73%). На втором месте – Минеральные Воды (64%), на третьем – Владикавказ (61%). Высокий уровень информированности населения зафиксирован также в городах Махачкала (57%), Нальчик (56%), Владивосток (56%), Краснодар (54%), Грозный (53%), Ставрополь (51%).
Россияне, как правило, считают, что ситуация с обеспечением безопасности населения на транспорте остается стабильной (54%) либо улучшается (27%). Лишь 12% отмечают негативные тенденции. Об улучшении ситуации говорят, прежде всего, жители Грозного (63%), не видят серьезных изменений жители городов Казань (66%) и Ставрополь (65%).
Самым безопасным видом транспорта населению представляется поезд (58%), на втором месте – трамвай (53%), на третьем – электричка (52%). Далее следуют метро (48%), троллейбус (46%), автобус (38%), пригородный и междугородный автобус (33%), самолет (26%). Замыкают рейтинг речной и морской транспорт (19%) и маршрутное такси (16%).
Самые лучшие показатели оснащенности с точки зрения обеспечения безопасности пассажиров и защиты от террористических актов – у аэропортов (66% опрошенных сочли уровень оснащенности в целом высоким). На втором месте – железнодорожные вокзалы (61%), на третьем месте – метрополитен (58%). Ниже показатели у автовокзалов (39%), морских вокзалов и портов (32%).
Чтобы сообщить о подозрениях относительно террористической угрозы, 40% россиян выбрали бы тревожную кнопку. Этот вариант чаще предпочитают жители Казани (56%). На втором месте, с большим отрывом – личное обращение к сотруднику правоохранительных органов (20%, максимальный показатель – в городах Сочи (32%) и Владивосток (30%)). Далее следует звонок на телефон горячей линии (16%). Наименее востребованный способ – отправка SMS на специализированный номер (10%).
Исследование ВЦИОМ проведено в марте–апреле этого года, в ходе общероссийского опроса опрошены 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. В региональных опросах участвовали 27 тыс. человек в городах Казань, Владивосток, Сочи, Краснодар, Воронеж, Махачкала, Нальчик, Ставрополь, Минеральные Воды, Черкесск, Грозный, Владикавказ.
Комментируя представленные цифры, Владимир Черток отметил, что они заслуживают самого серьезного внимания. Он обратил внимание на оценку населением по показателю, который говорит об удовлетворенности населения принятыми мерами. В большинстве люди удовлетворены, а это значит, что программа обеспечения безопасности работает. По мнению Владимира Чертока, многое зависит от работы местных властей. Когда последние работают с людьми, когда жители видят реальные плоды действий госорганов, тогда и достигается заложенный в программе рубеж.
Если говорить об информированности населения, здесь существуют два показателя: в случае совершения теракта и в случае угрозы теракта. И тут обнаруживаются существенные отличия. Информированность людей о том, как действовать в случае совершения теракта, достаточно высока и близка к намеченным показателям. А что касается информированности о действиях при угрозе теракта, там серьезное отставание от программных показателей. В этом плане предстоит большая работа. По мнению заместителя главы Ространснадзора, необходимо подумать о новых средствах информирования населения.
Он также обратил внимание на низкий рейтинг маршрутного такси практически по всем показателям. Низкая оценка в данном случае связана не только с безопасностью с точки зрения актов незаконного вмешательства в работу транспорта, но и с безопасностью движения. Много нареканий, как показал опрос, на деятельность автовокзалов. Иными словами, автотранспортная сфера находится в зоне слабой защищенности, резюмировал Владимир Черток.
Не может не настораживать и тот факт, что люди предпочитают сообщать об угрозе или каком–то чрезвычайном событии дистанционно, с помощью тревожной кнопки. Тех, кто готов сообщить о ЧС сотрудникам правоохранительных органов, почти в два раза меньше. По мнению Владимира Чертока, сказывается невысокое доверие к полицейским структурам. Характерно в этом плане падение рейтинга Казани после известных событий.
Евгений Ночкин отметил, что население в целом удовлетворено принимаемыми мерами, но Министерство транспорта РФ не собирается останавливаться на достигнутом. За последние годы в сфере безопасности приняты 34 нормативно–правовых акта, из них 7 ФЗ, 9 нормативных актов Правительства РФ, 18 приказов Минтранса России. На сегодня примерно 266 специализированных организаций получили аккредитацию по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Проведено категорирование более 16 тыс. объектов транспортной инфраструктуры и 26 тыс. транспортных средств. Как показала практика, существующих четырех категорий недостаточно, и сейчас прорабатывается вопрос о введении 5–й категории. К ней отнесут объекты транспортной инфраструктуры, у которых риски актов незаконного вмешательства минимальны. Это, например, аэропорты Чукотки.
Говоря об обеспечении безопасности в метро, Евгений Ночкин отметил, что в городах, где на метрополитене сравнительно небольшой пассажиропоток, проблем с внедрением технических средств защиты, рекомендованных ФСБ, не возникло. Что касается метрополитенов Москвы и Санкт–Петербурга, здесь пассажиропоток настолько велик, что защитные средства просто не справляются. В настоящее время проведена корректировка программы, и на метро обеих столиц отрабатываются пилотные проекты по оснащению станций средствами защиты. В Москве соответствующими техническими системами все станции метро планируется оснастить к концу 2013 года.
Александр Старовойтов отметил, что в ходе реализации закона о транспортной безопасности возникают противоречия между бизнес–структурами и органами государственной власти. Например, бизнес считает, что на его плечи ложится чрезмерная нагрузка. По мнению представителя Госдумы, на гражданские структуры никоим образом нельзя возлагать борьбу с терроризмом. Это дело специальных силовых структур.
В настоящее время комитет Госдумы по транспорту прилагает усилия по соответствующей корректировке законодательства. С июня начинает работу экспертный совет при комитете по вопросам совершенствования действующего законодательства. В совет входят представители всех заинтересованных министерств и ведомств, а также представители бизнеса. Пропорция: 50 на 50, чтобы при принятии решений не получался перевес. Совет сможет выработать единую позицию, линию, чтобы транспортная безопасность реализовывалась в полной мере.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
14.06.2012