Прошедшая коллегия Ространснадзора, в которой принял участие заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, была по–своему необычной. Во–первых, она совпала по времени с «Транспортной неделей».
Во–вторых, впервые в ее работе приняли участие зарубежные гости. И, наконец, в повестку дня были включены сразу три разноплановых вопроса, что тоже бывает нечасто.
Диктует время
После трагических событий с теплоходом «Булгария» в вопросах нормативно–правового урегулирования уходящий год стал по сути знаковым. Были приняты два закона, направленные на обеспечение безопасности судоходства. Последовавшие за этим указы Минтранса России позволили реализовать заложенные в этих законах механизмы. В частности, были утверждены Положение о капитане в бассейнах внутреннего водного плавания, порядок назначения проверки судов, порядок и условия выдачи разрешений на переход судна к месту устранения выявленных нарушений, а также перечень обязательных требований, служащих основанием к временному задержанию судна.
Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин отметил, что согласно положению руководитель администрации бассейна не вправе давать указания капитану по вопросам, отнесенным к его компетенции. Другими словами, соблюден принцип единоначалия.
Контрольные пункты проверок были созданы с учетом существующих судопотоков, возможности осмотра наибольшего количества судов. Уже через месяц после принятия закона ФЗ–131 за один день были проверены 29 судов. А к началу октября количество проверок было доведено до 300 в сутки. За этот срок были временно задержаны 310 индивидуальных судов.
Обо всем этом стало известно, когда шел разговор о мерах по повышению безопасности судоходства на внутренних водных путях РФ с учетом введения систем портового контроля. С основным докладом выступил заместитель руководителя Ространснадзора Андрей Гузенко. Он, в частности, обратил внимание на то, что отдельные судовладельцы сознательно нарушают обязательные требования в области обеспечения безопасности судоходства. Ведь даже несмотря на возраст «Булгарии», судно могло бы эксплуатироваться, соблюдай экипаж и судовладелец все необходимое при подготовке к плаванию и осуществлении рейса. Стоит отметить, что среди основных причин транспортных происшествий на реке стоит нарушение командным составом трудовой дисциплины. В том числе и управление судном в состоянии алкогольного опьянения. Теперь на сайте службы вывешиваются сведения о причастных к подобным авариям лицах. И судовладельцы могут использовать эту информацию при формировании экипажей.
О трудностях работы на местах рассказал начальник Восточно–Сибирского управления Госречнадзора Андрей Цуканов. Например о том, что при нынешних суммах штрафов судовладельцам выгодно работать без лицензий. Ведь при задержании судна надо еще доказать, что присутствующие на нем люди являются пассажирами, а их перевозка – вид деятельности, а не разовое мероприятие.
Подводя итог этому вопросу, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский отметил, что проблем пока больше, чем их решений. И назвал причины. Во–первых, это нормативно–правовая неурегулированность в деятельности инспекторов. Что приводит к размыванию их ответственности. И второе – это слабость механизмов воздействия на плохо хозяйствующие субъекты. В том числе и размеры штрафов.
В рамках Таможенного союза
Международные автомобильные перевозки. Сегодня деятельность Ространснадзора в этой сфере является единственным реально доступным механизмом по контролю за ними. И, что особенно важно, по обеспечению их развития.
Как отметил директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Леонид Липсиц, деятельность в сфере международных перевозок идет по двум направлениям. Первое – двусторонние межправительственные соглашения, которые определяют квоты допуска транспорта двух стран на территории друг друга, включая возможности транзитного проезда. Второе – это Европейская комиссия министерств транспорта, которая обеспечивает выдачу разрешений, действующих уже вне двусторонних отношений, и проезд через все страны без ограничений, но по определенным правилам и допускам.
Однако после объединения Европы последний механизм потерял актуальность. И получилось, что все разрешения, которые выдаются в Париже, работают на континентальных перевозчиков, а наши оказались в довольно сложном положении. Поскольку на один наш пропуск в страну приезжают 7–8 перевозчиков из Европы. Самое время поработать территориальным органам Ространснадзора.
Но в условиях интеграции экономического пространства государств в Таможенный союз перед Федеральной службой по надзору в сфере транспорта встали новые задачи. О том, как шла перестройка работы после того, как инспекторы ушли с границы, оставив пункты пропуска таможенникам, коллегии доложил заместитель руководителя Ространснадзора Андрей Жуков.
Теперь на основании договора (который, увы, пока нашей страной не ратифицирован) транспортный контроль осуществляют коллеги из республик Беларусь и Казахстан. Техническими условиями соглашения утвержден перечень контрольных пунктов на территориях государств Таможенного союза в качестве пунктов принятия уведомлений о нарушениях транспортного законодательства, выданных на внешней границе. Была организована работа пяти таких пунктов вблизи российско–белорусского участка и девяти – на границе с Казахстаном. 64 стационарных и 94 передвижных контрольных пункта задействованы на автодорогах федерального значения. Следует отметить, что контроль проводится только в случае предъявления водителем уведомления о нарушении, выданного сотрудниками контрольных органов на внешней границе. По результатам принимается решение о дальнейшем движении транспортного средства.
За истекший период 2012 года контролю подверглись более 500 тыс. транспортных средств, выявлены более 120 тыс. нарушений, причем более 100 тыс. – у иностранных перевозчиков.
Согласно ФЗ–31 Ространснадзор наделен полномочиями задерживать иностранные транспортные средства в случае нарушения российской разрешительной системы. Однако отсутствие достаточного числа специализированных стоянок в субъектах РФ не позволяет в полном объеме использовать эти полномочия. Несмотря на это, отрабатывается практика привлечения иностранных юридических и должностных лиц к административной ответственности. Есть уже яркие примеры. В Ярославской области был задержан литовский перевозчик сроком на семь дней. Ему выписан штраф в размере 400 тыс. рублей. Но справедливости ради надо отметить, что достаточных рычагов заставить платить подобные штрафы
Ространснадзор не имеет. Особые трудности с теми, кто не пересекает границы Таможенного союза.
Еще раз об инспекторах
Большие чиновники решили, что маленьких чиновников развелось слишком много. И решили последних подсократить. Под «раздачу» попали и государственные инспекторы. Странно все это.
Почти на шестьсот человек стало меньше инспекторов в Госавтодорнадзоре. Что сразу же сказалось на эффективности контроля. Посты не могут работать в круглосуточном режиме. Да и с плотностью проблемы – получается один контрольный пункт на 5,5 тыс. км. В Восточно–Сибирском управлении Госречнадзора, куда входит озеро Байкал, три огромных водохранилища и приточные реки, один инспектор на 6 км пути. Можно ли в данном случае говорить об эффективности?
Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский считает, что инспектор
Ространснадзора – человек «технический». В том смысле, что их число должно зависеть от количества проверяемых субъектов хозяйственной деятельности. Состав, конечно, нужно увеличивать и улучшать его материальное положение. И сдвиги в эту сторону уже наблюдаются.
Но мало не растерять старых и найти новых. Инспекторов надо еще профессионально подготовить. И этим в службе предметно занимаются.
Виктор ДМИТРИЕВ
13.12.2012