На 81–м км федеральной автотрассы № 5 «Урал», проходящей по территории Бронницкого района, расположен стационарный пункт весового контроля. Само здание и все оборудование в нем находятся на балансе Росавтодора. Восемь лет назад, после того как Правительство РФ уполномочило проводить весовой контроль Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, дежурство в нем начали осуществлять инспекторы Управления госавтодорнадзора по Московской области. В штате пункта числятся 12 инспекторов автодорожного отдела, контроль за международными перевозками и весовой контроль ведутся круглосуточно.
Функция эта в настоящее время приобрела важнейшее значение. В последние годы многие грузоотправители стали отдавать предпочтение автомобилистам: в 2011 году грузооборот на автотранспорте возрос на 15, а объем перевозок на 11%. Заметно увеличивается продажа грузовиков, особенно тяжеловесных. Эта тенденция сохраняется и в текущем году. Но, увы, сохраняется и другая, совсем не радующая тенденция: не сокращается число машин, которые движутся по российским дорогам с перегрузом.
– В зависимости от того, под какую нагрузку спроектирована федеральная трасса, движение грузовых машин по ней разрешено с полной массой до 40 тонн, с осевой нагрузкой до 11,5 тонны, – говорит Алексей Лаптев, который с конца июля этого года исполняет обязанности начальника управления. – Такие параметры позволяют беспрепятственно осуществлять перевозки грузов даже самыми современными автопоездами. Однако статистика показывает, что количество грузовых автомобилей, двигающихся по нашим дорогам с перегрузом, только увеличивается. Так, по сравнению с 2011 годом число выявленных нарушителей увеличилось на 15%. Более жесткий контроль и довольно крупные штрафы (до 500 тыс. рублей), которые сейчас стали применяться за нарушения установленных правил, заставят многих из них призадуматься. Или придется слишком дорого расплачиваться за перегруз.
– Через пост все грузовики пропускаются по одной полосе, на которой установлены предварительные весы, – пояснил инспектор Дмитрий Кузнецов. – Таких весов двое – на одной и другой стороне автотрассы. Автоматика передает сигнал о нарушении на компьютер. Сотрудники ГИБДД, получив сигнал от нашего инспектора, останавливают машину с превышениями весовых параметров, после чего нами проводится повторное взвешивание на контрольных весах. Если нарушение подтверждается, составляется акт взвешивания, который передается сотруднику ГИБДД для составления протокола об административном правонарушении. Если грузовое транспортное средство осуществляет международную автоперевозку, мы имеем право сами остановить его, направить на контрольное взвешивание и составить административные материалы. При этом проверяются не только весовые параметры, но и разрешительные документы на международные автомобильные перевозки. А также проверяется само транспортное средство на соответствие международным нормам безопасности.
С начала этого года на весовом посту на 81–м км трассы М–5 инспекторами управления проверены более 2 млн транспортных средств. У свыше 60 тыс. автомашин были выявлены нарушения установленных ограничений по общей массе или нагрузке на ось.
– Раз на раз не приходится, – заметил Дмитрий Кузнецов. – Самые злостные нарушители, зная, что здесь находится контрольный пост, стараются выбрать маршрут в обход его, например, по Егорьевскому шоссе.
– Более эффективной, – вступает в разговор Алексей Лаптев, – на мой взгляд, является ставка на современные передвижные посты транспортного и весового контроля, чтобы водители не знали, где их могут подвергнуть проверке. Оснащение современными транспортными средствами для контроля автомобилей, осуществляющих международные перевозки и перевозки опасных грузов, началось в прошлом году. Сейчас в нашем распоряжении имеются две оборудованные автомашины. С ГИБДД согласованы места дислокации передвижных пунктов на федеральных трассах М–8 «Холмогоры», М–4 «Дон», М–1 «Беларусь», М–3 «Украина».
Проверка соблюдения водителями грузовых машин установленных ограничений по весовым параметрам при движении по российским дорогам – лишь одна из функций, которые приходится повседневно исполнять территориальным федеральным органам по надзору и контролю в области транспорта, к которым относится и Управление по Московской области. Оно было образовано в 2004 году в соответствии с указом Президента и постановлениями Правительства РФ и является правопреемником Московского областного отделения Российской транспортной инспекции. В настоящее время его структура состоит из 4 отделов: автотранспортного надзора и контроля международных автомобильных перевозок;
автодорожного надзора; организационно–аналитической работы, государственной службы и кадров и отдела финансового обеспечения. Также в него входят 9 межрайонных отделов. Работы с лихвой хватает всем, ведь под контролем коллектива управления, в штате которого числятся всего около ста сотрудников, находятся 39 районов области и 36 городов областного подчинения. В них осуществляют перевозки более 22 тыс. хозяйствующих субъектов, не имеющих лицензий, и свыше 800, получивших лицензии на перевозку пассажиров по территории России. Кроме того, 342 хозяйствующих субъекта занимаются международными перевозками по территории области, в их распоряжении имеются около 6 тыс. транспортных средств. И все они должны находиться под постоянным контролем сотрудников автодорнадзора.
– Помимо весового контроля и контроля за осуществлением международных автоперевозок в наши функции входят выдача лицензий на право перевозок пассажиров автобусами в регулярном сообщении и контроль за тем, как автомобилистами выполняются лицензионные условия и требования по обеспечению безопасности пассажиров, – рассказывает Алексей Лаптев. – В случае необходимости, в связи с грубыми нарушениями управление обращается в суд для приостановки или аннулирования выданных лицензий. В этом году мы уже провели 546 проверок лицензиатов, при этом выявили 1335 нарушений транспортного законодательства. По ним выдано 391 предписание, составлены 214 протоколов об административных правонарушениях, 121 протокол был направлен в суды. Еще больше нарушений – 5358 – удалось выявить при проверках 1893 субъектов транспортного комплекса, не имеющих лицензий.
В соответствии с предоставленными полномочиями управление проверяет соблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров исполнительными органами муниципальных образований Московской области при организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам.
В ходе одной из таких проверок было установлено, что администрацией г. Дубны организованы регулярные перевозки по мосту плотины № 21 Иваньковского гидроузла ФГУП «Канал им. Москвы», хотя состояние искусственного сооружения не соответствовало требованиям безопасности. Управлением было выдано предписание администрации г. Дубны о прекращении регулярных перевозок в связи с наличием угрозы жизни и здоровью пассажиров. Та отреагировала неконструктивно – обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о незаконности предписания управления. Рассмотрение дела в судах продолжалось более года, пока 10–й апелляционный арбитражный суд не принял решение о законности предписания управления.
– Мы также выдаем специальные разрешения на перевозку опасных грузов автотранспортом в случае если маршрут движения проходит по федеральным трассам. Управление одним из первых в России совместно с научно–методическим центром Минтранса России централизовало на территории Московской области выдачу свидетельств о подготовке водителей, допущенных к этой работе, – продолжает Алексей Лаптев. – В настоящий момент в управлении ведется компьютерный учет всех выданных свидетельств, и в любой момент мы можем проверить подлинность того или иного удостоверения водителя.
Необходимо еще отметить такие функции управления, как принятие решений и выдача удостоверений о допуске российских перевозчиков к международным автомобильным перевозкам, а также проведение аттестации руководителей и специалистов предприятий, непосредственно связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.
И все–таки при всем многообразии функций приоритетным для сотрудников управления был и остается контроль за организацией и обеспечением безопасности перевозок пассажиров. На это нацелено и одно из новых направлений контрольно–надзорной деятельности инспекторов. Это контроль за обязательным оснащением транспортных средств, и в первую очередь пассажирских автобусов, аппаратурой ГЛОНАСС и тахографами. Это позволит выявлять, как соблюдают водители режим труда и отдыха, который пока нарушается сплошь и рядом. Уже с января этими приборами должны быть оснащены все маршрутные автобусы, а с 1 апреля 2013 года вводится административная ответственность за нарушения режима труда и отдыха при перевозках по российским магистралям. Сотрудникам предстоит поставить надежный заслон нарушениям, для чего организовано взаимодействие с Центром безопасности дорожного движения Московской области, на сервер которого будет приходить вся информация о передвижении автобусов, зарегистрированных на территории Московской области.
Но какой бы самой современной аппаратурой контроля ни оснащались отечественные автомобильные дороги и транспортные средства, успешное решение поставленных перед коллективом управления задач зависит прежде всего от опыта и квалификации сотрудников, управляющих этой техникой.
– Костяк коллектива – это опытные специалисты высокой квалификации с высшим образованием, прошедшие хорошую трудовую школу, которым можно поручить любое задание и не сомневаться, что они с ним справятся, – говорит Алексей Лаптев. – Я всегда могу положиться на временно исполняющего обязанности заместителя начальника управления Эдуарда Марчанукова, а также на начальников Мытищинского межрайонного отдела Юрия Колесникова, Раменского отдела Юрия Заварнакина, начальников автодорожного отдела Сергея Дзюбана и орг-
отдела Михаила Петросяна. Готов перечислить многих сотрудников нашего коллектива, которые свои знания успешно применяют на практике.
Однако нам уже сегодня надо позаботиться о том, кто придет на смену ветеранам, а это совсем непростая задача. Сейчас молодые специалисты к нам идти не спешат, предпочитая коммерческие фирмы и организации, в которых зарплата значительно выше. Но эту проблему можно решить лишь на государственном уровне. А нам в 2013 году предстоит, исходя из требований Президента России и Правительства РФ, продолжить совершенствовать контрольно–надзорную деятельность в условиях снижения административного давления на бизнес.
Владимир ЧИСТОВ
29.11.2012