распознала техника.
После плотных людских потоков в столичной подземке поездка на метро в Казани поистине «приют спокойствия, трудов и вдохновения». Никто никуда не торопится, люди перемещаются свободно и спокойно.
Взглянуть на работу столичного метро Республики Татарстан мы приехали не просто так, а с «инспекцией»: хотели узнать, как оно готово (впрочем, как и другие объекты транспортной инфраструктуры) к летней Универсиаде–2013. А помог нам в этом Информационный центр Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.
– Как известно, наш метрополитен, – начал с места в карьер руководитель Метроэлектротранса Мухамат Самегуллин, – одним из первых в стране оснастил все станции оборудованием досмотра пассажиров и багажа. Причем с учетом пассажиропотока рамки установлены так, чтобы облегчить работу и сотрудникам полиции, и работникам транспортной безопасности. Хочу отметить, что три только что введенные в строй станции, в эксплуатацию нам еще не переданные, уже оснащены таким оборудованием.
Понятно, что досмотр проводится выборочный. Но пассажиры к этому относятся довольно спокойно. Уже без приглашения ставят сумки, портфели, рюкзаки на ленту интроскопа, как само собой разумеющееся – выкладывают из карманов ключи и телефоны. Есть у метрополитена и своя кинологическая служба, и ситуационный центр, в работе которому помогают более 200 видеокамер. Очень заинтересовал «гараж» для взрывных устройств. В случае обнаружения их закладывают внутрь в капсулу, способную выдержать взрыв мощностью до полутора килограммов в тротиловом эквиваленте.
– Неужели приходилось с подобным сталкиваться?
– Да, и совсем недавно. Курьер пытался доставить адресату посылку из Москвы. А в ней – упакованные в пенопласт две боевые гранаты Ф–1.
Здесь же, в фойе станции метро, находится и оборудование радиационного контроля. Объект высвечивается на мониторе. И при наличии изотопов система сразу выдает сигнал. Но пока в основном здесь отмечаются пассажиры, недавно сделавшие флюорографию или химиотерапию. Получив исчерпывающую информацию, мы отправляемся на автовокзал «Южный», где нас встречает его директор Ансар Галямов: – Наш автовокзал построен три года назад. Ориентирован он на юго–восток нашей республики. Около 100 маршрутов – а это Челябинск и Оренбург, Магнитогорск и Самара – обслуживает 41 перевозчик. Что касается вопросов безопасности, то на нашем объекте они решены полностью.
На автовокзале мы провели не так уж много времени. Но неоднократно слышали объявления диспетчера о возможных угрозах, с интересом рассмотрели плакаты «Осторожно, терроризм!». Четыре видеокамеры ведут круглосуточное наблюдение. Запись на сервере хранится согласно закону месяц.
О проведении пилотного проекта в пилотной зоне нам рассказал представитель компании «Параллакс» Константин Веселов. Для защиты вокзала от проблем техногенного и природного характера среди прочих установили прибор радиационного контроля. Четыре датчика реагируют на гамма–излучение. В случае проноса кем–либо радиоактивного вещества сигнал идет на пост охраны вокзала и в центр управления МЧС. В автоматическом режиме работают и системы химической защиты. Нам показывают маленькие белые коробочки на стенах. Кто бы мог подумать, что они реагируют и на фтор, и на аммиак, и на бензин.
Но главный «писк» пилотной зоны – новейшая установка американской фирмы Research International. Она способна определить более тысячи химических веществ, разбросанных в атмосфере. Причем делает это за минуту. Если опасность существует, то сотрудник МЧС за пять минут с помощью тест–полосок проводит экспресс–анализ. В случае необходимости людей эвакуируют.
…Автовокзал работает в привычном режиме. Только в «отстойнике» выстроились новенькие автобусы. Скоро их черед – стартует летняя Универсиада в Казани.
Виктор ЧИРКИН
спецкор «ТР»
Казань – Москва
27.06.2013