не просто забава, а реальное средство передвижения.
Что это – мода или жизненная необходимость?
Еще месяц назад парковки проката велосипедов в Москве, мягко говоря, не пустовали: бери – не хочу! Сегодня ситуация явно изменилась. Например, на Бульварном кольце взять напрокат велосипед проблема: кто не успел – тот опоздал. Причем замечено, что оседлала «двухколесного друга» не только молодежь в футболках и шортиках, но и вполне респектабельные люди в костюмах и галстуках. Что это – мода или жизненная необходимость? Специалисты считают, что второе, и приводят в пример другие города…
Волгоград
В стенах волгоградского Дома архитектора состоялся всероссийский «круглый стол» «Велодорожки Волгограда: проблемы и решения». Мероприятие прошло при поддержке почетного гражданина города–героя Волгограда, члена Общественной палаты Волгоградской области и мастера спорта СССР по велоспорту Юрия Староватых, а его организатором выступила группа предприятий «Дорис» – компания, которая в рамках собственной социальной инициативы уже подготовила проект строительства велодорожки на центральной набережной Волгограда и ее архитектурный макет в масштабе.
«Волгоград – самый длинный в мире город, его протяженность составляет 120 километров – от Волжского до Светлого Яра. И на все это расстояние – ни одной велодорожки. Велосипедные дорожки уменьшат транспортную нагрузку на городскую сеть. Это прежде всего туризм, и это деньги – поступление в бюджет», – отметил гендиректор группы предприятий «Дорис» Сергей Рудыкин.
В рамках «круглого стола» были рассмотрены актуальные вопросы проектирования и строительства велодорожек в Волгограде, предполагаемые веломаршруты и их направления, особенности обустройства вспомогательной велоинфраструктуры. Инженерами группы предприятий «Дорис» был представлен технический проект создания экскурсионной велодорожки на центральной набережной Волгограда и наглядно продемонстрированы возможности этого веломаршрута в формате архитектурного макета.
Проектом предусмотрена установка дорожных знаков и гибких дорожных столбиков. Кроме того, на участках прохождения велодорожки по проезжей части предусмотрена полоса безопасности с установкой на ней резиновых колесоотбойников. Планируется и своя инфраструктура – велостоянки, пункт проката и ремонта, медпункт, информационные щиты, закусочная, туалеты, скамейки и сувенирные лавки, где будут раздавать аудиогиды.
Главный специалист рабочей группы по развитию велосипедного транспорта, пешеходных пространств и единой транспортной навигации Департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры Москвы Ольга Мальцева, специально приглашенная на «круглый стол» организатором мероприятия, поделилась ценным опытом развития велодвижения в крупном мегаполисе и рассказала о специфике деятельности группы, специально выделенной для развития и популяризации велодвижения. Также в «круглом столе» приняли заочное участие инженеры городского планирования из Санкт–Петербурга, подготовившие презентацию по веломаршрутам в Северной столице.
В обсуждении темы приняли участие велоактивисты, инженеры, специалисты местных и областных органов власти по туризму, спорту и дорожному хозяйству, сотрудники городской ГИБДД.
По итогам мероприятия принято решение создать инициативную рабочую группу, занимающуюся вопросами строительства велодорожек, и призвать городскую администрацию к скорейшему запуску первой велодорожки в Волгограде.
Казань
В Казани с открытием 7 автоматических парковок на 100 велосипедов начал работу новый сервис проката Veli’K. На торжественный старт замруководителя муниципального образования Казани Оскар Прокопьев приехал на велосипеде. В белой рубашке и с галстуком он смотрелся вполне презентабельно.
«Рады представить инфраструктурный проект, который позволит жителям нашего города почувствовать себя как в современном мегаполисе Европы», – заявил он собравшимся.
Запуск проката обошелся в 3 млн евро. Срок окупаемости проекта составит пять с половиной лет.
Казань стала первым городом в России, где организована система велопроката по образцу международной программы Cyclocity – проекта мирового оператора наружной рекламы JCDecauх (этот оператор владеет 25% акций Russ Outdoor), функционирующего в 67 городах мира. Всего в данной программе задействованы 47 тыс. велосипедов, количество ежедневных прокатов превышает 120 тыс.
В Казани стоимость абонемента Veli’K на один день – 30 рублей, на 7 дней – 100 рублей, на 30 дней – 200 рублей. Первые 30 минут поездки бесплатно, первый час после бесплатного периода – 50 рублей, второй и все последующие часы после бесплатного периода – 150 рублей. По условиям контракта Russ Outdoor обеспечивает работоспособность системы в течение 15 лет. Тарифы за прокат велосипедов устанавливаются муниципалитетом, а все поступления от проката поступают в Банк Казани.
Эксперты отмечают, что велосипед – удобный вид транспорта, но минус казанского проекта в нехватке рекламы велопарковок.
Ильдус Янышев – депутат Казгордумы, директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта»:
– Это одна из лучших мировых систем велопроката, и сами велосипеды высокого качества. Но, несмотря на это, у проекта существуют и некоторые слабые стороны. Во–первых, у нас нет велодорожек. Во–вторых, парковки можно было поставить не только в центре, но и в жилых микрорайонах, около торговых центров, где много молодежи. Вообще, эти системы даже в странах Европы легко не приживаются, поскольку они имеют слабые стороны, зоны риска. Полагаю, что в первые два года на велопарковки не будет особого спроса. И будут иметь место факты вандализма, что вполне нормально, поскольку даже в таких «высокопослушных» странах, как Великобритания, Германия, Дания, они встречаются. Но со временем, как это обычно бывает, вандалы наиграются и переключатся на что–нибудь другое.
Затем, на мой взгляд, люди проявят интерес к велосипедам – в год количество таких любителей может увеличиваться на 10–20%. Уверен также, что велопарковки будут пользоваться спросом у иностранцев. Они не любят такси.
Со временем, полагаю, уйдет стереотип, что велосипед – это несерьезно, это детская забава. Скоро градоначальники и чиновники также сядут на них! Велосипеды будут популяризироваться.
Но, как я уже сказал, для этого нужно время. Необходимо перетерпеть сложности.
Марат Бикмуллин – председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:
– В России, в частности в Татарстане, по сравнению с другими странами мира велосипед, безусловно, не пользуется особой популярностью. Наши люди еще не накатались на автомобилях, да и дороги они считают плохими. Но я, к примеру, езжу по проезжей части, а не по тротуару. Хотя, может, это не так безопасно. Но очень удобно. Я езжу на велосипеде и на работу, и по делам. Теперь, чтобы вызвать симпатию, доверие у населения, необходимо выделить в городе велодорожки, чтобы велосипедисты чувствовали себя в безопасности.
Юрий НИКИТСКИЙ
18.07.2013