В августе в Центре международной торговли состоялась совместная пресс–конференция Международного союза автомобильного транспорта (IRU) и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) о ситуации с применением процедуры МДП в России в связи с решением Федеральной таможенной службы РФ не признавать гарантии по книжкам МДП.
«Скандал в благородном семействе» разгорелся после того, как ФТС РФ опубликовала письмо от 4 июля 2013 года № 01–11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП», в котором выражается озабоченность в связи с тем, что в России участились случаи недоставки товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП, в результате чего наносится ущерб федеральному бюджету. Речь идет только об одном участнике ВЭД – Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), сумма задолженности которой с 1996 года, по данным ФТС, по состоянию на 1 июня 2013 года превысила 20 млрд рублей, что составляет 41% от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами.
Таможенное ведомство считает, что ГТК России, списав в 2003 году со счетов АСМАП задолженность в размере 7,5 млн долларов, не скорректировал общую задолженность, которая на тот период составляла 200 млн долларов, и она не была погашена. Поэтому задолженность АСМАП является для ФТС России обязательной к получению.
Кроме того, ФТС отмечает, что в последние годы сохраняется тенденция к увеличению такой задолженности: за 2010 год она составила 7,3 млн рублей, за 2011 – 13,6 млн рублей, за 2012 – 16,6 млн рублей, за 5 месяцев 2013 года – 10,1 млн рублей.
В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и обеспечения полноты и своевременности поступления в федеральный бюджет таможенных платежей ФТС решила изменить условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП с 14 августа 2013 года.
На практике это будет означать, что к каждой перевозке товаров в/через Россию будут применяться меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза. К ним относятся таможенное сопровождение, предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и установление маршрута перевозки. При этом обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено любым из способов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, – денежными средствами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества. Обеспечение можно предоставить заблаговременно, еще до ввоза товаров, что, по мнению ФТС, позволит исключить случаи простоя транспортных средств в пунктах пропуска, связанные с оформлением обеспечения при открытии процедуры транзита.
Примечательно, что обе стороны конфликта аппеллируют к одному и тому же документу – Соглашению об обязательствах, связанных с применением Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года от 7 июня 2004 года (с изменениями от 31 декабря 2008 года), заключенному между ГТК России, АСМАП и Международным союзом автомобильного транспорта (IRU), однако интерпретируют его по–разному.
С точки зрения ФТС, соглашение основано на нормах законодательства РФ, которые в настоящее время утратили силу. Например, гарантия ответственности АСМАП перед таможенными органами в связи с операциями с применением книжек МДП обеспечивается договором страхования, заключенного между международными страховщиками и гарантийным объединением. Но современными нормами таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле страхование как форма обеспечения исполнения обязательства не предусмотрено. Также, по мнению ФТС, предоставляемое АСМАП в соответствии с Соглашением обеспечение своих обязательств перед таможенными органами не соответствует определенным статьями 86 и 217 ТК ТС способам обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
С точки зрения АСМАП, образование задолженности (более 90%), о которой ведет речь ФТС России, относится к 1994–2003 годам. На этот период пришелся пик нарушений процедуры МДП и, соответственно, претензий таможенных органов по уплате таможенных платежей. Однако все претензии, предъявляемые ГТК России к гарантийной цепи Конвенции МДП до 2003 года включительно, были урегулированы соглашением.
Еще один разовый, но многоэпизодный всплеск нарушений имел место в 2004 году (так называемая выборгская ситуация), когда организованной группой лиц с участием должностных лиц таможенного органа было совершено более 600 нарушений по перевозкам с использованием книжек МДП. По всем этим случаям судебные органы приняли решения в пользу АСМАП и признали выставленные ФТС России к АСМАП требования об уплате таможенных платежей необоснованными. Таким образом, по указанным случаям вопрос о «задолженности» АСМАП также не стоит.
С 2004 года и по настоящее время ситуация с применением Конвенции МДП является стабильной, случаи недоставки товаров носят единичный характер, гарантийная система функционирует в установленном Конвенцией МДП порядке.
Генеральный директор АСМАП Андрей Курушин привел такие данные: за период с 2004 по 2013 год, то есть за последние 10 лет включительно, ФТС России направило в АСМАП 931 требование об оплате на общую сумму около 945 млн рублей, из которых 668 требований (72%) на сумму более 730 млн рублей признаны необоснованными, 255 требований на сумму более 200 млн рублей оплачены АСМАП и гарантийной цепью, 8 требований на сумму 12 млн рублей находятся на рассмотрении.
По 720 книжкам МДП таможней поданы иски на сумму почти 800 млн рублей, однако в 90% случаев суд встал на сторону АСМАП, иски ФТС были проиграны.
Если взять статистику по претензиям ФТС России к АСМАП за последние три года, то из 105 требований об оплате при недоставке товаров на сумму чуть более 92 млн рублей АСМАП и гарантийная цепь удовлетворили 83% требований, 10 требований об оплате признаны необоснованными и 8 находятся на рассмотрении.
«Эти цифры свидетельствуют о том, что никаких претензий у ФТС к гарантийной цепи в принципе быть не может. Если говорить об удельном весе этих требований, то из 5 млн книжек МДП, принятых в оформление таможенными органами РФ в течение последних трех лет и представляющих собой гарантийное покрытие на сумму 12,5 трлн рублей (около 240 млрд евро), требования об оплате касаются 0,002% случаев, то есть недоставка товаров практически стремится к нулю», – заключил Андрей Курушин.
Генеральный директор АСМАП пояснил, что одним из преимуществ книжки МДП является то, что она одновременно с функцией транзитной декларации несет функцию финансового обеспечения, то есть покрывает в случае недоставки товара объем таможенных платежей на сумму 60 тыс. евро. В случае перевозки дорогостоящих товаров таможенные платежи могут превышать эту сумму, но гарантийная цепь покрывает при каждом случае недоставки товаров, признанном объективным, по 60 тыс. евро, а дельта, превышающая эту сумму, остается непогашенной, причем эта сумма не подпадает под урегулирование Конвенции МДП. «Напрашивается вопрос: почему таможенники, видя, что предел ответственности перевозчика превышает 60 тыс. евро, не ставили автомобиль в таможенный конвой? Думается, что еще не поздно провести служебное расследование по всем этим фактам и понять логику таможенных органов», – считает Андрей Курушин.
Эксперты АСМАП убеждены, что все претензии, изложенные в письме ФТС, необоснованны, поэтому организация подала иски в судебные инстанции с целью отмены письма ФТС и защиты чести и достоинства ассоциации.
По мнению генерального cекретаря IRU Умберто де Претто, введение дополнительных мер обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов свидетельствует фактически о денонсации Конвенции МДП. «Решение ФТС России о прекращении признания гарантий, предоставляемых системой МДП на территории Российской Федерации, является неправомерным, – заявил Умберто де Претто. – Ежедневно TIR обеспечивает банковских гарантий на 1 млрд долларов, по сравнению с этим долг, предъявляемый ФТС, это такая мелочь. Однако только публикация письма ФТС привела к тому, что оформление книжек МДП сократилось на 20%, то есть произошло снижение объемов торговли через систему TIR».
Умберто де Претто подчеркнул, что ФТС РФ приняла это решение без проведения каких–либо консультаций с соответствующими заинтересованными сторонами МДП в России или на международном уровне, в том числе с органами МДП ООН или ЕЭК ООН.
Какие экономические и политические последствия ждут участников ВЭД в случае принятия этого решения? И как это скажется на обычных потребителях?
По мнению Умберто де Претто, штрафные санкции, связанные с перевозками, скажутся в целом на экономике, а увеличение стоимости перевозки грузов, естественно, приведет к росту цен для конечных потребителей товаров. Поэтому негативное воздействие на экономику будет мультипликативным и долгосрочным. «По нашим оценкам, в развитых странах каждый доллар дополнительных затрат при перевозках грузов ведет к увеличению затрат на 2 доллара в экономике в целом, что оплачивают потребители. Еще одна негативная сторона такого решения: зарубежные компании могут отказаться от торговли с Россией, что приведет к снижению товарооборота, и у потребителей будет ограничен выбор», – убежден представитель IRU.
По экспертным оценкам АСМАП, дополнительные финансовые гарантии при автомобильных перевозках будут работать в двух видах: банковская гарантия либо поручительство. Если система МДП предоставляет гарантий в год в среднем на 3 трлн рублей, а стоимость банковской гарантии в РФ составляет 6–8%, следовательно, дополнительные издержки перевозчиков составят от 12 до 15 млрд рублей ежегодно.
В случае оформления поручительства затраты вырастут почти в 8 раз. Например, если перевозка партии груза из десяти наименований товаров с общим размером таможенных платежей до 2,5 млн рублей (60 тыс. евро) на одном автопоезде по маршруту Котка – Торфяновка – Москва с использованием 4–листовой «пилотной» книжки МДП обойдется перевозчику в 5 тыс. 200 рублей, то оформление национальных транзитных процедур в Финляндии и России обойдется в сумму уже 40 тыс. рублей.
«Так как многие перевозчики работают в секторе малого и среднего бизнеса, часть из них не сможет более работать в этой сфере. Это приведет к дефициту подвижного состава, что, в свою очередь, вызовет увеличение стоимости перевозки. Ответные меры иностранных государств повлекут за собой дополнительные издержки перевозчиков, что вновь приведет к увеличению стоимости перевозки и росту инфляции», – убежден Андрей Курушин.
ФТС РФ прислушалась к просьбам членов Консультативного совета по иностранным инвестициям, Ассоциации европейского бизнеса, делегации Представительства Европейского союза в Российской Федерации и отложила на месяц, до 14 сентября 2013 года, введение мер обеспечения транзита по книжкам МДП.
На встрече по урегулированию этого вопроса между руководством ФТС РФ и представителями руководства АСМАП с участием наблюдателей от Международного союза автомобильного транспорта (IRU), Евразийской экономической комиссии и Представительства Европейского союза в Российской Федерации было принято решение о создании двусторонней рабочей группы между ФТС России и АСМАП, которая должна будет дать юридическую оценку полноты подписанного соглашения, а также провести сверку обязательств сторон. В ходе встречи ФТС РФ предложила АСМАП изменить форму предоставления финансовых гарантий (предоставлять покрытую финансовую гарантию). В этом случае порядок применения книжек МДП изменяться не будет.
Стороны выразили надежду выработать взаимоприемлемое решение к сентябрю.
Сентябрь уж наступил, а стороны так и не смогли договориться по ситуации в связи с требованиями ФТС России дополнительных гарантий при перевозках по книжкам МДП и урегулированию долга.
27 августа 2013 года исполнительный совет МДП провел внеочередное экстренное заседание с участием председателя Административного комитета Конвенции МДП (АС.2), председателя рабочей группы ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом (WP.30), руководителя транспортного отдела ЕЭК ООН, руководителей и специалистов Европейской Комиссии, Евразийской экономической комиссии, постоянного представительства России в Женеве, Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ).
АСМАП представлял генеральный директор Андрей Курушин, ФТС – начальник отдела контроля за таможенным транзитом Главного таможенного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Константин Сяськов.
Выслушав позиции и мнения всех участников заседания, Исполнительный совет МДП пришел к выводу, что в случае вступления в силу с 14 сентября 2013 года решения ФТС России об изменении формы предоставления финансовых гарантий по книжкам МДП, это будет противоречить ряду положений Конвенции МДП.
ИСМДП призвал ФТС России отложить это решение до конца 2013 года, а в идеале вообще отменить, а также обратился к АСМАП, МСАТ и ФТС с предложением ускорить переговоры и прийти к соглашению о справедливом урегулировании долга на основе Конвенции МДП и национального законодательства.
Между тем запланированное на 2–3 сентября 2013 года третье заседание совместной рабочей группы ФТС России и АСМАП с участием экспертов МСАТ не состоялось.
Как сообщается на сайте АСМАП, ассоциация передала в ФТС России все запрошенные ею материалы: представила полную выборку претензий, предъявленных таможенной службой за период 2004–2013 годов по каждой книжке МДП, с указанием, каким образом урегулирована каждая из претензий; направила свои предложения по дальнейшему улучшению процедуры урегулирования претензий в связи с нарушениями процедуры МДП и оптимизации дальнейшего функционирования гарантийной цепи МДП в Российской Федерации. Однако со стороны ФТС России не поступило никакой официальной реакции.
«ФТС России не только не предъявила документов, подтверждающих образование задолженности в размере 20 млрд рублей, но и не представила обоснования наличия задолженности за 2010–2013 годы. В результате до настоящего времени, несмотря на достигнутую договоренность, не начата сверка данных по претензиям в связи с имеющимися существенными расхождениями по количеству требований об уплате и сумме задолженности.
Вместо этого в АСМАП поступило требование о представлении в адрес ФТС России всей финансовой отчетности за 2004–2013 годы, что выходит за рамки подпункта «ж» пункта 2 статьи 3 Соглашения об обязательствах, связанных с применением Конвенции МДП, 1975 года, заключенного 7 июня 2004 года между ГТК России и АСМАП», сообщается на сайте АСМАП.
В свою очередь таможенники, выдвигая встречные претензии к АСМАП, сообщают, что «предпринимаемые ФТС России попытки урегулировать вопросы транзита товаров по книжкам МДП, в том числе и в ходе работы созданной в августе этого года рабочей группы, не увенчались успехом в силу неконструктивной позиции руководства гарантийного объединения. В частности, не решены вопросы предоставления АСМАП надлежащих гарантий уплаты таможенных платежей при транзите товаров, исключающие потери для федерального бюджета, а также выработки процедуры погашения задолженности, возникшей при недоставке товаров». У ФТС России нет возможности проверить всю отчетную документацию и счета, связанные с применением процедуры МДП, так как руководство гарантийного объединения отказалось ее предоставить.
«Столкнувшись с непрозрачной схемой работы и закрытостью российской структуры, осуществляющей функции национального гарантийного объединения, от контроля со стороны государственного органа в рамках соглашения, ФТС России полагала бы целесообразным проведение контроля и финансового аудита деятельности АСМАП как национального гарантийного объединения, в том числе его финансовых взаимоотношений с зарубежными организациями», сообщают таможенники.
28 августа ФТС России известила АСМАП о расторжении договорных отношений с 1 декабря 2013 года.
В данной ситуации участникам ВЭД не остается ничего другого, как внимательно
изучать другие способы обеспечения транзита по российской территории, а заодно поучаствовать в опросе, который проводит на своем сайте ФТС России с целью узнать их отношение к решению таможенных органов о введении с 14 сентября 2013 года мер обеспечения транзита в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
19.09.2013