К 2015 году планируется привести в нормативное состояние всю федеральную дорожную сеть на территории Владимирской области. Регион же своей задачей ставит привести в порядок все областные автомобильные дороги за пять лет. Такие приоритеты были озвучены на ежегодной научно–практической конференции, которая прошла в Суздале в конце июля. Предметом обсуждения стали также вопросы применения новых материалов и технологий, повышения качества дорожно–строительных работ.
Стратегическая задача области
Владимирская область не случайно была выбрана местом проведения конференции, а также расширенного выездного заседания коллегии Росавтодора. Такой выбор обусловлен тем, что власти области уделяют большое внимание развитию транспортной инфраструктуры, ремонту автомобильных дорог и заинтересованы в качественной дорожной инфраструктуре. Руководитель Росавтодора Роман Старовойт отметил, что, учитывая готовность региона к работе, в 2013–2015 годах Владимирской области из федерального бюджета на реконструкцию, капремонт и содержание федеральных трасс будет выделено почти 9,5 млрд рублей. По его словам, региональная исполнительная власть готова выполнять взятые обязательства в области дорожного строительства. «К 2015 году мы планируем привести в нормативное состояние всю федеральную дорожную сеть на территории Владимирской области», – заявил глава агентства. Он также отметил, что Владимирская область вошла в федеральную программу по ликвидации очагов аварийности на дорогах. В рамках программы планируется устройство надземных и подземных пешеходных переходов, установка освещения, барьерных ограждений, систем видеофиксации нарушений. Реализация программы начнется уже в этом году.
Стратегическая задача области – за пять лет привести в порядок все областные автомобильные дороги, заявила в своем выступлении губернатор Владимирской области Светлана Орлова. Докладывая об итогах работы дорожной отрасли региона, она отметила, что в настоящее время общая протяженность автодорог на территории региона составляет 12 650 км, из них 429 км – федерального значения (трасса М–7), 5158 км – регионального и межмуниципального и более 7000 км – местного значения. Ремонт и содержание дорог осуществляется за счет средств регионального дорожного фонда. В 2013 году планируемый объем фонда составляет 4,381 млрд рублей, что почти на четверть больше уровня прошлого года. По информации губернатора, в текущем году область дополнительно изыскала и выделила 2,18 млрд рублей, за счет которых планируется ввести в эксплуатацию 9 км автодорог, отремонтировать 126 км дорог регионального значения, провести капремонт и ремонт 20 искусственных сооружений.
Светлана Орлова поблагодарила руководство Росавтодора за содействие в выделении средств федерального бюджета на завершение строительства обхода вокруг Мурома (на эти цели направлено свыше миллиарда рублей). Решение о его строительстве было принято в 2006 году для разгрузки улично–дорожной сети города, которая уже не обеспечивала необходимую пропускную способность транспорта. Ввод объекта в эксплуатацию позволит обеспечить бесперебойное движение транспортных потоков в обход перегруженного Московского транспортного узла и будет способствовать развитию транспортного коридора Москва – Шатура – Гусь–Хрустальный – Муром – Арзамас и далее с выходом на Урал. Она также напомнила, что в 2009 году был введен в эксплуатацию мост через Оку, что обеспечило устойчивую транспортную связь между Нижегородской и Владимирской областями. Длина моста составляет всего 1,4 км, однако для жителей Нижегородской, Ульяновской областей, Мордовии и Татарстана перепробег транспортных средств при сообщении с Владимирской, Костромской, Ярославской областями сократился на 200 км.
От частных задач – к общероссийским
Об общих задачах, которые стоят перед дорожной отраслью России, рассказал Роман Старовойт. В частности, необходимо увеличить объем строительства и реконструкции автомобильных дорог в два раза по сравнению с преды-
дущим десятилетием. «При этом программы ввода дорог в эксплуатацию должны обеспечивать максимальный эко-
номический эффект для грузо-
владельцев, перевозчиков, экономики в целом», – отметил он. Всего в рамках этой задачи предстоит до 2022 года ввести в эксплуатацию 7600 км федеральных дорог. Второй задачей для дорожного хозяйства остается переход в 2014 году на 100%–ное финансирование капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог. Госпрограмма «Развитие транспортной системы» предусматривает, что к 2019 году федеральные дороги на всем протяжении без учета участков, планируемых к реконструкции и ремонту, должны быть приведены в надлежащее транспортно–эксплуатационное состояние.
Заделы для решения этих задач уже есть. В частности, в текущем году предусмотрено ввести в эксплуатацию 503 км автодорог, что в полтора раза больше, чем предусматривает ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Причем к вводу предусматриваются сложнейшие олимпийские объекты в г. Сочи, участки на вечномерзлых грунтах дорог «Лена» и «Колыма», реконструируемые под интенсивным движением участки дорог М–5 «Урал» и М–7 «Волга» и т. д. «В течение первого полугодия уже завершено строительство первой очереди центральной автомагистрали г. Сочи «Дублер Курортного проспекта», – отметил Роман Старовойт. – На ней протяженность ввода в эксплуатацию составляет 5,7 км, при этом 5,2 км представляют тоннели, мосты, эстакады. Введены также две сложные транспортные развязки в Сочинском транспортном узле».
Руководитель Росавтодора также проинформировал, что ассигнования на ремонт и содержание федеральных дорог в 2013 году увеличены в 1,58 раза по сравнению с 2012 годом, а также что предусматривается увеличить объемы капитального ремонта опережающими темпами. При этом в 2013 году планируется ввести в эксплуатацию почти 1400 км капитально отремонтированных федеральных дорог, что почти в два раза превышает объемы 2012 года. В результате доля протяженности федеральных дорог, находящихся в ведении Росавтодора, соответствующих нормативным требованиям, увеличится с 41% в 2012 году до 45,4% в текущем. Предстоит решать проблемы реконструкции мостов, находящихся в предаварийном состоянии, а также строительства подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам. В частности, в рамках федеральной целевой программы предусмотрено соединить подъездами, обеспечивающими круглогодичный проезд, не зависящий от погодных условий, более чем к 2700 наиболее крупных населенных пунктов с населением около 1 млн человек. В 2011–2012 годах такими подъездами соединены 440 населенных пунктов. В период 2013–2015 годов такую связь получит еще 831 населенный пункт, в том числе в 2013 году – 250 населенных пунктов.
Однако весь этот спектр задач невозможно решить без повышения эффективности расходования бюджетных средств и привлечения внебюджетных источников. Росавтодор предлагает по–прежнему делать ставку на механизмы государственно–частного партнерства при строительстве и реконструкции автомобильных дорог. Так, Федеральное дорожное агентство уже запустило два первых инвестиционных проекта на основе концессионных соглашений: это создание и эксплуатация мостового перехода через р. Лену у г. Якутска и реализация системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами максимальной массой свыше 12 тонн.
Также на повышение эффективности бюджетных расходов направлены меры, принимаемые Росавтодором в части совершенствования нормативной технической базы дорожного хозяйства, в том числе проектирования для строительства и ремонта автомобильных дорог в целях обеспечения снижения средней стоимости дорожных работ в расчете на 1 км дороги. Разрабатывается свод правил по геометрическому проектированию автомобильных дорог, предусматривающий гармонизацию требований к характеристикам автомобильных дорог с требованиями стандартов, применяемых в других странах. В своде правил намечено установить более гибкие требования к важнейшим характеристикам дорог, включая ширину проезжей части, обочин, разделительной полосы, в зависимости от обслуживаемой интенсивности движения.
От переходов до отелей
В последующих выступлениях участников конференции речь шла о практической реализации программ Росавтодора и других организаций дорожной отрасли. Так, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Анатолий Безверхов рассказал о результатах реализации программ строительства пешеходных переходов на федеральных трассах, а также ликвидации железнодорожных переездов в одном уровне. Начальник управления земельно–имущественных отношений Юрий Лахин доложил о концепции размещения объектов дорожного сервиса (ОДС) на сети автомобильных дорог федерального значения с привлечением механизмов ГЧП.
Он отметил, что мониторинг размещения объектов дорожного сервиса на федеральных трассах свидетельствует о бессистемном создании вдоль дорог пунктов торговли, питания и отдыха. Также нет равномерного покрытия автодорог сетями связи. Особенно ощущаются эти недостатки на протяженных участках федеральных трасс Сибири и Дальнего Востока России. По данным Росавтодора, около 40% объектов дорожного сервиса на федеральных магистралях не оборудованы необходимыми парковочными местами, только 15% имеют стоянки для грузовых автомобилей, менее 40% оснащены удобствами. Согласно исследованиям ФГУП «РосдорНИИ», стихийные и зачастую незаконные объекты дорожного сервиса стали превращаться в очаги аварийности. Ситуацию усугубляют устаревшие нормативы и отсутствие четкой законодательной базы для создания современных многофункциональных зон отдыха и сервиса, а также модернизации инфраструктуры уже имеющихся площадок.
Поэтому сейчас создана рабочая группа, куда вошли представители Общероссийской общественной организации «ОПОРА России», НП «Гильдия управляющих и девелоперов», Российской автомобильной федерации, Российского топливного союза, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, НП «Федерация рестораторов и отельеров», Российской ассоциации франчайзинга. Ее задача – создать единую концепцию развития сети объектов дорожного сервиса на автомобильных трассах федерального значения. По словам Юрия Лахина, итоговый документ планируется представить в Министерство транспорта РФ уже к сентябрю текущего года. «Мы предложим для утверждения дорожную карту по развитию сети ОДС, где будут предусмотрены единые стандарты, определены типы ОДС, критерии и частота их размещения с учетом интенсивности транспортных потоков и особенностей субъектов РФ, регламентированы вопросы господдержки предпринимателей, а также предусмотрены предложения по изменениям в законодательную базу, – пояснил Юрий Лахин. – Главная задача – ликвидировать стихийность возникновения подобных объектов, обеспечить системный подход на всех федеральных автодорогах с помощью готовых современных стандартов, сделать многофункциональные зоны ОДС опорными точками экономического развития в отдаленных населенных пунктах и регионах».
Композиты ждут своего часа
Блок вопросов был посвящен проблемам производства строительных материалов и применения современных технологий в дорожном строительстве. Так, исполнительный директор «Союза производителей композитов» Сергей Ветохин проинформировал собравшихся об опыте применения конструкционных композиционных материалов в дорожном хозяйстве. По его данным, современные полимерные композиты широко применяются во всем мире при строительстве объектов транспортной инфраструктуры благодаря высокой прочности, коррозионной стойкости и низкому удельному весу. Благодаря этим свойствам уменьшаются сроки строительства, снижается стоимость, увеличиваются сроки безремонтной эксплуатации.
Однако объем производства и применения композитов в России пока крайне низок и составляет 0,3–0,5% от мирового объема. В настоящее время в мировой практике полимерные композиты активно используются при изготовлении несущих конструкций мостовых сооружений, их счет идет на сотни, тогда как в России построены всего 11 таких пешеходных переходов через автомобильные и железные дороги. Для более широкого внедрения этой технологии требуется решение целого комплекса задач, считает Сергей Ветохин. В частности, необходимо разработать комплекс нормативно–технических документов, регламентирующих производство и применение полимерных композитных материалов, изделий и конструкций в дорожном хозяйстве, подготовить ТЭО эффективности их применения, оптимизировать конструктивные и технологические решения для сокращения начальной стоимости композитных конструкций.
Впрочем, композитная отрасль, курируемая Министерством промышленности и торговли РФ, и дорожная отрасль, курируемая Федеральным дорожным агентством и Министерством транспорта РФ, движутся в одном направлении, отметил выступающий. Так, Минтранс России в рамках деятельности экспертного совета по повышению инновационности государственных закупок рекомендует к закупкам государственными заказчиками конструкции и изделия из полимерных композитов. Росавтодор разработал и утвердил в 2012 году «Программу нормативно–технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве на 2011–2015 годы», а Минпромторг России – подпрограмму «Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них» Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Технологии и качество работ
Не менее важной проблемой в дорожном хозяйстве остается повышение качества работ, производимых по традиционным технологиям. Почему возникают дефекты в полотне и как можно повысить качество асфальтобетонных смесей путем применения перегружателей, рассказал директор ФКУ Упрдор «Москва – Бобруйск» Константин Пустогаров. Об основных проблемах асфальтобетонного покрытия говорил и генеральный директор AstecIndustries Александр Мясников. Генеральный директор ООО «Рад» Юрий Кокуш поделился с присутствующими опытом применения литых эмульсионно–минеральных смесей «Сларри Сил» и «Микросюрфейсинг» на дорогах России. Еще один доклад был посвящен роли геоинформационных систем в дорожном хозяйстве. Председатель правления группы компаний «Индор» Владимир Бойков рассказал о целях применения ГИС в дорожном хозяйстве и результатах, которые удалось достигнуть с использованием IndorRoad.
Говорилось и об опыте повышения безопасности дорожного движения. Как отметил начальник ФКУ ФУАД «Черноземуправтодор» Александр Лукашук, российские показатели смертности населения в дорожно–транспортных происшествиях продолжают находиться на крайне высоком уровне. «Учитывая этот факт, мы в своей работе применяем новые подходы к решению проблемы безопасности движения на автомобильных дорогах федерального значения, используя при этом инновационные технологии и современные материалы», – отметил он. Так, по его словам, наносится разметка пешеходных переходов с устройством цветных покрытий противоскольжения, используются светодиоды и высокоинтенсивная светоотражающая пленка на дорожных знаках, осуществляется устройство поперечных шумовых полос. Эти и другие мероприятия, по его мнению, позволят повысить безопасность на дорогах.
Однако любое нововведение в дорожном хозяйстве невозможно без предварительной работы по испытанию и апробации новых материалов или технологий. Между тем сейчас в России нет широкой практики их применения. О ходе разработки частного технического задания на строительство испытательных полигонов рассказал генеральный директор ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексей Журбин. По его словам, специалисты института провели анализ отечественного и зарубежного опыта создания и эксплуатации дорожных полигонов, разработали рекомендации по размещению полигонов в регионах России с различными природно–климатическими условиями. Определены основные направления исследований на полигонах и разработаны программы исследований для каждого полигона.
В частности, один из полигонов предлагается построить в северной зоне распространения вечномерзлых грунтов, в республике Якутия, на автомобильной дороге М–56 «Лена», км 1078 – км 1086. Основными направлениями исследований в этих условиях станет обеспечение устойчивости земляного полотна в связи с возможным изменением состояния криолитозоны, а также проверка долговечности дорожных покрытий в условиях действия очень низких зимних температур. В центральной зоне (то есть в средней полосе) России полигон предлагается разместить на КАД Санкт–Петербурга. Направлениями исследований в этой зоне могут стать обеспечение устойчивости земляного полотна на слабых грунтах, увеличение долговечности дорожных одежд в условиях высокой интенсивности движения, повышение устойчивости дорожных покрытий к колееобразованию (в том числе в результате износа шипами) и трещинообразованию. В южной зоне полигон можно построить на автомобильной дороге А–146 Краснодар – Новороссийск, где основными исследованиями станут обеспечение устойчивости дорожных покрытий к пластическим деформациям в жаркий период года, а также совершенствование методов противодействия оползневым процессам на горных склонах.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»
22.08.2013