из федерального бюджета на строительство сельских дорог, осваиваются не полностью?
Жители села Сабай в город на телеге теперь не ездят, вспоминать о своей прежней жизни, когда в распутицу от населенного пункта до большой дороги полкилометра приходилось идти по колено в грязи, не хотят. Резиновые сапоги им теперь ни к чему. Намного комфортнее стала жизнь за последние годы и в десятках других сельских населенных пунктов Татарстана, куда проложили дорогу. Причем асфальт укладывают не только до границы сел, но и в них самих.
Второе дыхание
В сельской местности проживает более 26% населения России. Свыше 40 тыс. сельских населенных пунктов из 134 тыс., насчитывающихся в стране (данные Всероссийской переписи населения 2010 года), не имеют круглогодичной связи с общей дорожной сетью. Почти 210 тыс. километров сельских дорог не имеют даже щебеночно–гравийного покрытия. В последние годы федеральная власть принимает меры для решения этой важной проблемы. После того как в 2011 году подпрограмма «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» была скоординирована с мероприятиями ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», проект развития сельских дорог получил «второе дыхание».
Напомним, что подпрограммой «Автомобильные дороги» предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на строительство дорог, обеспечивающих сельские населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автотрасс общего пользования. В первую очередь дороги должны быть построены в деревни и села с населением не менее 125 человек, удаленные от дорог общего пользования на расстояние до 5 км.
Заметный сдвиг в строительстве сельских дорог произошел в 2011 году. В рамках программы введены в действие автодороги с твердым покрытием к 200 сельским населенным пунктам. Благодаря этому решена проблема транспортной доступности для 85 тысяч жителей страны. Если в 2011 году на строительство сельских подъездных дорог из федерального бюджета было выделено 5 млрд рублей, то в 2012 году – 6 млрд. Подъездами с твердым покрытием были соединены с дорожной сетью общего пользования 232 сельских населенных пункта с населением около 100 тысяч человек. Введены в эксплуатацию 468 км сельских дорог.
Кроме субсидий из федерального бюджета, в Бюджетном кодексе РФ предусмотрено ежегодное выделение на эти цели не менее 5% ассигнований региональных дорожных фондов. Еще 5% средств из них в 2012–2013 годы выделено на ремонт и развитие улично–дорожной сети поселений и 5% – на благоустройство дворов и внутриквартальных проездов. Подобные планы стали реальностью благодаря возрождению в России дорожных фондов. Без их создания в регионах софинансирование подобных проектов субъектами РФ было бы невозможно.
Добрые перемены
Дороги во многом определяют возможности дальнейшего существования и развития сельских поселений, по ним осуществляются перевозки грузов и пассажиров. Но не только это. Без надежной связи с сетью автотрасс общего пользования до предела усложняется жизнь населения в российской глубинке. Ведь по весне распутица напрочь отрезает их не только от благ цивилизации, но и от жизненно важных объектов: поликлиник, аптек, магазинов, служб быта.
Заметные перемены в своей жизни уже почувствовали жители Алексеевского района Волгоградской области, где пятикилометровый участок дороги соединил два хутора – Поклоновский и Гореловский. Благодаря этому отдаленные территории получили связь с районным центром. На эти цели областное правительство выделило 56,7 млн рублей. В настоящее время завершается строительство подъездной дороги и к поселку Комсомольский в Николаевском районе от трассы регионального значения Р–226 Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград. А всего более десятка отдаленных поселков в различных районах области получат выходы к дорогам общего пользования в текущем году. Местные жители перестанут чувствовать себя отрезанными от благ цивилизации.
Более 12 лет продолжалась волокита со строительством дороги с твердым покрытием от трассы Р–226 к хутору Новый быт, что в Николаевском районе. В этом населенном пункте проживают 872 человека, есть школа, магазины, медучреждение, центральное газоснабжение. Поселку жизненно необходима асфальтированная дорога, которая бы обеспечила надежную транспортную связь с райцентром Николаевск. И вот в прошлом году завершилось проектирование объекта, сейчас ведется его строительство. Кроме того, в 2012 году построены подъезды от автодороги Самара – Волгоград к селу Искра протяженностью 1,3 км и к поселку Пионер (1,2 км).
Поселки Победа, Солдатско–Степное и Федоровка расположены в стороне от дорог общего пользования. Только в Солдатско–Степном проживают 1150 человек. Здесь есть школа, магазины, амбулатория. Но отсутствие асфальтированной подъездной дороги оборачивается для селян неизбежными трудностями. Особенно сложно юным жителям поселка Федоровка: чтобы школьный автобус в сезон распутицы доставлял детей к началу уроков, им приходится раньше вставать. И взрослым непросто добираться на работу в райцентр. В администрации Волгоградской области рассматривается вопрос строительства подъездных дорог и к этим населенным пунктам.
В Чернышковском районе Волгоградской области идет подготовка к укладке асфальта на подъездной дороге к хутору Макаровский, жители которого прежде в дождливую и снежную погоду не могли выехать из села. Твердое покрытие обретет дорога, ведущая к хутору Вербный Старополтавского района. На эти работы область выделила 47,7 млн рублей. В этом году планируется начать строительство подъезда к хутору Малый Орешкин в Михайловском районе. Работы здесь будут завершены в 2014 году. В целом на территории области в текущем году будет построено более 70 км автодорог с твердым покрытием. На строительство и реконструкцию дорог регион до конца года направит 4,8 млрд рублей.
Федеральная программа по строительству сельских дорог набирает обороты и в Татарстане. Новые подъездные дороги получат в 2013 году 26 сельских населенных пунктов республики. Там, где подъезды есть, но пришли в негодность, дорожное полотно реконструируют. На строительство и реконструкцию дорог выделено 640 млн
рублей из федерального бюджета.
Облегчилась доставка грузов в такие поселки, их жителям теперь проще добраться до жизненно важных объектов. Поездка в райцентр за справкой Пенсионного фонда, органа соцзащиты, паспортно–визовой или налоговой службы с недавних пор для них не такая сложная проблема, как прежде. По асфальтированной дороге в случае необходимости быстрее приедет в отдаленное село и «скорая», и пожарная машина. По данным минтранса республики, из 3073 населенных пунктов региона 2283 уже имеют подъезды с твердым покрытием.
В Удмуртии в 2013 году планируется построить 40,6 км дорог, в результате 21 сельский населенный пункт будет соединен заасфальтированными подъездами с дорогами общего пользования. Работы будут проведены за счет субсидий из федерального бюджета в размере 405,7 млн рублей.
В прошлом году субсидии из федерального бюджета на строительство и реконструкцию подъездных дорог к сельским населенным пунктам Удмуртии составили 699,8 млн рублей. Из бюджета республики на эти цели было выделено 123,7 млн. В результате было введено в эксплуатацию 72,6 км сельских дорог, 27 населенных пунктов теперь имеют круглогодичную связь с сетью автодорог общего пользования. Помимо этого на капитальный ремонт и ремонт улично–дорожной сети населенных пунктов из регио-
нального дорожного фонда было направлено в бюджеты муниципальных образований 470,6 млн рублей. Средства дорфонда в размере 13,9 млн рублей были также выделены на капремонт и ремонт дворовых территорий муниципалитетов.
Свои планы развития сельских дорог в Алтайском крае. В текущем году на эти цели из федерального бюджета выделяется 440 млн рублей. Это на треть больше, чем в 2012 году, и в шесть раз превышает уровень финансирования 2011 года. В прошлом году в эксплуатацию были введены 10 подъездов к сельским населенным пунктам общей протяженностью 22 км. В 2013–м намечено построить 18 участков сельских автодорог суммарной протяженностью более 30 км. Новые дороги к сельским населенным пунктам до конца года построят в Егорьевском, Заринском, Каменском, Крутихинском, Кулундинском, Панкрушихинском, Первомайском, Ребрихинском, Родинском и Суетском районах Алтайского края.
Заметны позитивные тенденции в строительстве сельских автодорог и в некоторых других субъектах РФ. К примеру, Красноярскому краю из средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию сельских дорог с твердым покрытием в 2013 году выделено 100 млн рублей. Около 63 млн – доля регионального дорожного фонда. В июне в Ужурском районе началось строительство пятикилометрового участка автодороги Степной – Солгон и реконструкция участка дороги Николаевка – Залесный в Канском районе.
По словам руководителя Федерального дорожного агентства Романа Старовойта, на строительство и реконструкцию подъездов к сельским населенным пунктам предусмотрено направить в 2013 году 7 млрд рублей, в 2014–м – 7,4 млрд, в 2015 году – 7,55 млрд рублей. За счет названных субсидий в эти годы намечено обеспечить круглогодичной связью 831 сельский населенный пункт с постоянным населением около 260 тыс. человек, построить и реконструировать 2166 км автомобильных дорог.
Хорошо, да не везде
Однако далеко не все регионы, несмотря на выгодные условия софинансирования программы строительства сельских дорог, спешат вовремя оформить документы на предоставление субсидии из федерального бюджета. А в тех заявках, которые поступают от субъектов РФ, населенные пункты зачастую не соответствуют критериям подпрограммы «Автомобильные дороги». Там или число жителей менее 125 человек, или расстояние до поселков–деревень превышает 5 км. Кроме того, в проектной документации, поступающей из регионов, часто идет речь не о строительстве (реконструкции) подъездов с твердым покрытием, как предусмотрено подпрограммой, а об их ремонте или капремонте. Естественно, такие заявки специалисты Росавтодора принять не могут. В итоге средства, выделяемые из федерального бюджета на строительство сельских дорог, осваиваются далеко не в полном объеме.
Недавно Комитет Госдумы РФ по аграрным вопросам принял решение сформировать рабочую группу по изменению федерального законодательства, касающегося развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских населенных пунктов. Правительству РФ рекомендовано внести изменения в подпрограмму «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». В частности, предполагается изменить критерии отбора объектов строительства автодорог к сельским населенным пунктам (протяженность не более 5 км, численность жителей не меньше 125 человек), ввести дифференцированную (максимальную) нормативную стоимость 1 км дороги и ежегодно индексировать ее в соответствии с уровнем инфляции, а также предоставить право субъекту РФ самостоятельно формировать и утверждать перечень таких объектов.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
08.08.2013