В России протяженность сети автомобильных дорог федерального значения составляет чуть более 50 000 км. По данным Росстата, в прошлом году объем грузоперевозок автомобильным транспортом составил 246 млрд тонно–км. В то же время подсчитано, что грузовые фуры заметно воздействуют на дороги: ежегодный ущерб от них составляет 180 млрд руб. Закономерно возникает вопрос о компенсации этого ущерба, ведь дороги рассчитаны на вполне определенные нормативы, тогда как перевозчики зачастую нарушают их в стремлении снизить транспортные расходы.
Решением стало создание системы взимания платы (СВП) в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Реализацией этого проекта Федеральное дорожное агентство системно занималось с 2008 года. В результате появилась система взимания платы, получившая название «ПЛАТОН». Соответствующее концессионное соглашение заключили Росавтодор и компания ООО «РТ–Инвест Транспортные Системы» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 г.
Согласно ФЗ № 68 система взимания платы вводится на территории России уже 15 ноября 2015 года. СВП рассчитывает плату за пройденный путь по федеральным автодорогам в зависимости от фактического пробега транспортного средства. Оплата производится по авансовой схеме. Для этого денежные средства владельца транспортного средства вносятся на его лицевой счет, который нужно открыть в системе после регистрации автомобиля. Сама СВП не требует остановки автомобиля, однако на каждый грузовой автомобиль предполагается установить специальное бортовое устройство. Как говорят разработчики – она мобильна и легко масштабируема. Система предполагает использование 100 комплексов мобильного контроля, установку 138 офисов обслуживания, а также 481 рамки стационарного контроля. Срок эксплуатации системы – 12 лет.
«Проект уникален по нескольким параметрам, – рассказал руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. – Во–первых, система охватит всю протяженность федеральной дорожной сети и будет функционировать круглосуточно и непрерывно. Во–вторых, это единственная в мире система оплаты, которая создается на основе спутниковой навигации, причем будут работать две системы – ГЛОНАСС и GPS. Такой подход позволяет с большой точностью отслеживать путь, пройденный транспортным средством, и избавляет от необходимости тратить финансы на создание и поддержание избыточной инфраструктуры».
Наконец, немаловажно, что система реализуется по механизму ГЧП. Государство не потратит на нее ни рубля, поскольку она создается за счет концессионера. К настоящему времени тариф, установленный Правительством РФ, составляет 3,73 руб. за километр пути. Таким образом, уже в следующем году поступления в Федеральный дорожный фонд могут составить 50 млрд руб. Правда, сейчас обсуждается вариант тарифа в 3,06 руб. за 1 км, в этом случае общая сумма поступлений в дорожный фонд составит примерно 40 млрд руб. Ранее обсуждалось, что оплата концессионеру составит 10,6 млрд руб. ежегодно. Однако в распоряжении Правительства РФ есть указание, что окончательный размер платы будет установлен после проведения независимого технологического ценового аудита.
Полученные средства поступят в Федеральный дорожный фонд и будут направлены на обеспечение поддержания федеральных автомобильных дорог в нормативном состоянии. Кроме того, учитывая неважное состояние региональных дорожных фондов (наполняемость которых в среднем по стране не превышает 13–14% от необходимого), на заседании президиума Госсовета в октябре прошлого года Президент России поручил проработать вопрос о направлении дополнительных средств в размере 40–50 млрд руб. на региональные дорожные проекты и уникальные дорожные сооружения. Это поможет «раскрутить» реализацию проектов ГЧП в регионах и направить эти средства в качестве софинансирования из федерального бюджета на строительство объездных дорог, мостов и сложных искусственных сооружений. Ведь как небез-
основательно предполагают власти, трафик с федеральных трасс может частично сместиться на региональные дороги, и тогда все равно придется компенсировать расходы региональных дорожников. Росавтодор уже начал разработку методики отбора таких региональных проектов ГЧП.
По данным генерального директора ООО «РТ–Инвест Транспортные Системы» Александра Советникова, система «ПЛАТОН» уже готова, проведены ее испытания, и сейчас она частями передается государству. Чтобы воспользоваться системой, необходимо произвести несколько несложных шагов: заполнить регистрационную форму на сайте системы www.platon.ru или в офисе, приложить скан копии свидетельства о регистрации транспортного средства, после чего пользователю будут выданы логин и пароль к личному кабинету сайта. Далее пользователь заходит в программу, выбирает маршрут, как в обычном навигаторе, и система предлагает несколько вариантов маршрута и рассчитывает стоимость. После чего идет оплата, которую можно произвести различными способами – банковским переводом, банковской картой, наличными деньгами через терминалы самообслуживания, по мобильному телефону или через официальный сайт. Квитанцию распечатывать и возить с собой нет необходимости – сотрудники ГИБДД не имеют права ее требовать, так как это электронный билет, и он автоматически регистрируется в системе. Само бортовое устройство выдается бесплатно. Оно крепится на лобовое стекло и включается в прикуриватель. Кстати, это российское производство, отмечают разработчики и подчеркивают его безопасность: система зашифрована и закрыта от взлома как на уровне Центра обработки данных (ЦОД), так и на уровне бортовых устройств. Кстати, производство всего используемого в ЦОДе оборудования также локализовано в России. А программное обеспечение – впервые в России для систем подобного уровня – написано на открытых кодах. Это позволяет защитить информацию в полном объеме: систему невозможно будет отключить или нарушить извне.
Для удобства пользователей начал работу колл–центр СВП. Звонок по телефону для российских перевозчиков: 8–800–550–02–02, для зарубежных перевозчиков: +7–495–540–02–02.
Представители профессионального и бизнес–сообщества в целом положительно оценивают нововведение. Так, председатель комитета по государственной политике в транспортной сфере Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Сергей Фахретдинов говорит, что сомнения относительно новой системы беспочвенны: «Это скорее возможность для отрасли, а не апокалипсис». Ведь раньше получение разрешения на проезд транспортного средства с осевой нагрузкой более 12 тонн было для перевозчика непростой задачей, требовавшей времени, средств и нервов. «ПЛАТОН» призван свести к минимуму лишние барьеры. С коллегой согласен и член президиума правления общественной организации «ОПОРА
РОССИИ» Глеб Киндер. Он считает, что сегодня рынок представлен в том числе «серыми» и «черными» перевозчиками, которые не соблюдают законодательство и не платят налоги, однако «ПЛАТОН» должен побудить менее ответственных перевозчиков выйти из «тени» и перейти в легальный сегмент.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»
1.10.2015 г.