в целом будет завершена
к Олимпиаде 2014 года.
Уже через два года М–4 «Дон» станет основной федеральной магистралью, которая свяжет центр европейской части России с Черноморским побережьем. И хотя официально завершение реконструкции дороги не привязано к предстоящей в Сочи в 2014 году Олимпиаде, понятно, что нагрузка на нее резко возрастет, и как театр начинается с вешалки, так и Олимпиада для многих начнется с М–4.
Реконструкции трассы была посвящена инспекционная рабочая поездка руководства ГК «Автодор»: за четыре дня делегация компании во главе с председателем ее правления Сергеем Кельбахом проехала всю трассу от Москвы через Воронеж, Ростов–на–Дону, Краснодар до Новороссийска, чтобы лично выявить все «узкие места» широкой магистрали.
В доверительном управлении
Напомним, что дорога была построена еще в середине 1960–х по нормативам третьей технической категории, которые предусматривали ширину проезжей части 7 метров и две полосы движения с нагрузкой на ось не более 6 тонн. За полвека эволюционировали не только автомобили, но и психология пользователей: граждане стали более мобильны и с удовольствием осваивают распространенный во всем мире автотуризм. Именно эти изменения диктуют необходимость модернизации подходов в строительстве и обслуживании дороги. Поэтому в 2010 году дорога была передана в доверительное управление ГК «Автодор». На принципах государственно–частного партнерства компания реконструирует дорогу с перспективой перевода части участков на платную основу. На сегодня общая протяженность дороги составляет 1517 км, которые пролегают по территории Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областей, республики Адыгея и Краснодарского края.
– Цель поездки – определить «узкие места», которые мешают пользователям комфортно и беспрепятственно передвигаться, – завил в интервью «ТР» председатель правления
ГК «Автодор» Сергей Кельбах. – Наша задача в течение трех лет сделать трасу «Дон» лучшей в России. Сейчас на ней полноценно функционирует один платный отрезок – на территории Липецкой области, однако в планах компании сделать платными 11 участков общей протяженностью 766 км. Финальная же цель – до 2018 года реконструировать и построить участки общей протяженностью 796,2 км. В итоге вся магистраль будет соответствовать первой технической категории: она станет четырехполосной с разделенными встречными потоками движения и развязками в разных уровнях, то есть у нас появится современная скоростная магистраль, соответствующая мировым стандартам.
Московская область
Инспекция началась с остановки в районе Большого Домодедова, где обсуждалось обращение администрации района с просьбой построить дополнительный съезд на магистраль, которая не нашла поддержки компании. Проблема в том, что застройка микрорайона изначально была плохо увязана с развитием дорожной сети. В настоящее время на 41–м, а также на 42–м км дороги уже существуют путепроводы, однако администрация района предлагает сделать съезд между ними.
– Это исключено. Мы не хотим превратить скоростную дорогу в «решето», – прокомментировал ситуацию Сергей Кельбах. – Тем не менее мы ищем компромисс. В частности, предлагается рассмотреть возможность строительства рокадной дороги.
Еще одна остановка была сделана на 51 км магистрали, где располагается пункт взимания платы (ПВП) за проезд по платному участку с 48–го по 71–й км дороги, который был введен в эксплуатацию в апреле этого года. Отрезок был построен еще в 1999 году, и после реконструкции к существующим четырем полосам добавились еще две, на 53–м и 62–м километрах построены две транспортных развязки, на 57–м – реконструирован мост. Альтернативный бесплатный участок проходит по старому Каширскому шоссе, где дорога имеет две полосы, а движение регулируется светофорами. На объекте действует открытая система сбора платы за проезд. Ее смысл в том, чтобы пользователь мог максимально быстро и комфортно оплатить проезд по участку. Сделать это можно наличными, банковскими картами, специальными смарт–картами или транспондерами. Последние крепятся на лобовое стекло автомобиля и позволяют без остановки автоматически взимать плату при проезде через ПВП.
Однако на практике пока не все так гладко. Как показала тестовая эксплуатация пункта (сам проезд остается бесплатным до окончания дачного сезона), очереди все равно появляются – из–за того, что интенсивность потока машин слишком высока и составляет до 54 000 в сутки, а пропускная способность спроектированных ранее ПВП на 10 шлюзов не позволяет ее принять. К тому же пока не отработаны некоторые нюансы. К примеру: те автомобилисты, которые уже взяли в аренду (фактически купили) транспондеры, пока вынуждены стоять в общей очереди, что, конечно, не добавляет им энтузиазма. Для них планируется в самое ближайшее время освободить две полосы для беспрепятственного проезда. Все эти нюансы эксплуатации еще предстоит решать оператору участка. На сегодня проектировщики предлагают четыре варианта увеличения числа кабин на этом пункте, а осложняет выбор необходимость дополнительного землеотвода.
В целом же по Московской области к 2014 году планируется сделать платным участок от МКАД до 117–го километра.
Тульская область
По территории Тульской области дорога М–4 «Дон» проходит западнее городов Венев и Новомосковск, далее между городами Киреевск и Узловая, обходит Богородицк и Ефремов. Ход капительного ремонта с км 173+800 по км 193+000 (генподрядчик – ООО «Интердорстрой») не вызвал нареканий. В настоящее время на этом участке завершено устройство нижнего слоя покрытия, далее предстоят работы по укладке верхних слоев покрытия из ЩМА.
Зато остановка на 227 км трассы была посвящена обсуждению строительства здесь очередного ПВП. Пункт необходим, поскольку отрезок км 225+600 – км 260+000 (обход Богородицка), строительство которого окончено в 2009 году, также станет платным. Та же участь ждет обход Ефремова (км 287,8 – км 321,3), строительство которого завершено в 2010 году.
В частности, на км 227+060 предложено устройство шести шлюзов в одну сторону и шести – в другую, пояснил директор Воронежского филиала ОАО «ГИПРОДОРНИИ» Александр Мажаров. «Однако, возможно, этого количества будет недостаточно, – размышляет Сергей Кельбах. – Если теоретические расчеты показывают среднесуточную среднегодовую интенсивность здесь 14 000 автомобилей в сутки, а в пиковой нагрузке – до 18 000, то на практике она выше. Уже на соседнем (действующем платном) участке в Липецкой области поток машин в сторону юга составил 29 500 в сутки».
«Меня беспокоит, не слишком ли консервативны мы в прогнозах?» – выразил озабоченность глава Автодора.
В результате, учитывая опыт Подмосковья, проектировщикам было предложено заложить в проект возможность увеличения числа шлюзов, если интенсивность движения на этом участке увеличится.
Липецкая область
Далее автодорога обходит с запада города Елец и Задонск и с востока – село Хлевное. Именно на территории Липецкой области в России впервые была применена практика эксплуатации на платной основе участка дороги. В декабре 2010 года после реконструкции длина платного участка была увеличена с 20 до 50 км (км 414 – 464 км). В ходе реконструкции дорога была расширена, выровнена, переходно–скоростные полосы на съездах и площадках отдыха приведены в нормативное состояние. На всем протяжении участка установлено освещение и проведен ремонт искусственных сооружений. На 461 км трассы М–4 «Дон» построена транспортная развязка в разных уровнях, которая используется в качестве съезда на альтернативный маршрут движения.
Этот участок, пожалуй, уже можно назвать полноценным хайвеем: максимальная скорость на нем ограничена 110 км в час. На объекте действует открытая система сбора платы за проезд. Как показал личный опыт, пройти оба пункта оплаты (первый установлен на км 416+530, второй – на км 460+192) занимает считанные минуты, а качество самой трассы не вызывает никаких нареканий. Автомобилисты, живущие в районе 414 – 464 км трассы М–4 «Дон», могут передвигаться в пределах данного участка между ПВП бесплатно.
Но это не единственное нововведение. Параллельно вводятся как новые технологии, так и новые формы обслуживания дороги. В частности, на реконструированном участке уже несколько лет используются системы управления дорожным движением (АСУДД), которые в автоматическом режиме обеспечивают сбор информации об обстановке на магистрали, погодных условиях, информируют пользователей дороги о скоростном режиме движения и т. д.
Что касается новых форм содержания дорог, то впервые в истории России на эти цели на основе конкурса был выбран профессиональный оператор – ООО «Объединенные системы сбора платы» (учредители – Мостотрест и российская дочерняя компания австрийской Kapsch TrafficCom). В его задачи входят не только содержание, ремонт и эксплуатация данного участка, но и сбор платы за пользование им. Всего автомобильная дорога М–4 «Дон» разделена на четыре секции. Планируется, что конкурс на выбор оператора для следующей секции (км 21 – до 225 км) будет объявлен в конце 2012 года, для третьей секции (км 715 – км 1119) – в 2013 году, для четвертой (1120 – 1543) – еще позднее.
Воронежская область
Если от Москвы до Воронежа уже можно добраться часа за четыре, то с 492 километра скорость придется снизить. Дорога проходит через села Новая Усмань, Рогачевка, Каширское, Лосево, город Павловск, обходит город Богучары, село Верхний Мамон. Но начало берет с объезда самого Воронежа. Реконструкция объезда в рамках программы Автодора ведется с 2011 года, длина участка – 26, 3 км. Окончания работ в 2013 году очень ждут и сами воронежцы – без объезда город задыхается в пробках.
На сегодня проектная документация на реконструкцию дороги на участках 492,7 – 502,6 и 502,6 – 517 км в Воронежской области выполнена в полном объеме. Она предусматривает расширение полотна до шести полос движения при расчетной скорости 120 км в час. Генеральной проектной организацией также является Воронежский филиал ОАО «ГИПРОДОРНИИ», генеральной строительной организацией – ООО «Трансстроймеханизация». Планируется, что работы будут завершены в октябре 2013 года. При этом обход Воронежа также будет платным: строительство двух пунктов взимания платы предусмотрено на 494 и 517 км.
Делегация осмотрела также введенную в эксплуатацию в июне этого года первую очередь моста через реку Воронеж на автомобильной дороге М–4 «Дон» км 499+900 (обход Воронежа).
Отдельного обсуждения заслужил ход реконструкции дороги на участке км 588 – км 591. Трудность этого проекта заключается в том, что транспортная развязка на пересечении М–4 и подъезда к городу Лиски содержит в себе эстакаду, путепровод и сложный узел из двух мостов через реку. Для этого будут поэтапно разобраны существующие мосты, пояснил первый заместитель генерального директора ООО «Дорога» Александр Бедусенко.
– Основная проблема в том, что реконструкция осуществляется под движением, так что важно сохранить две полосы, чтобы обеспечить бесперебойное движение из Москвы в Новороссийск, – добавляет генеральный директор ООО ИК «Новые технологии дорожного хозяйства» Алексей Борисов. – Учитывая важность этого участка, здесь будут использованы более современные материалы, в частности, модифицированные битумы, которые позволят служить покрытию не два–три года, а до 6 лет, а также новые технологии укладки, которые уменьшат стыковки и сопряжения на полотне.
Ростовская область
Далее автодорога проходит по территории Ростовской области, пересекая трассу Е–40 Волгоград – Кишинев южнее города Каменск–Шахтинский, обходя города Красный Сулин и Новошахтинск с восточной стороны, а г. Шахты – с западной и подходит к городу Ростов–на–Дону.
Участок с км 777 по км 1119 находится в доверительном управлении ГК с 1 мая 2010 года. Из 342 километров, пролегающих по территории Ростовской области, дорога второй категории составляет чуть больше ста км, остальное – первой. На этом же отрезке сосредоточены 23 моста и 53 путепровода. При этом среднесуточная интенсивность движения составляет 18 000 автомобилей в сутки, а максимальная – достигает
60 000. В 2010–2011 годах на этом участке было введено в эксплуатацию 50,9 км реконструированной автодороги, в том числе в 2010 году – 15,1 км, в 2011 году – 35,8 км.
На сегодняшний день основным «узким местом» остается участок в районе поселка Тарасовский. Начальник Ростовского территориального управления ГК «Автодор» Вячеслав Болдырев именно его называет причиной сбоя на стокилометровом участке I категории. Поэтому с 877 км начинается участок обхода Тарасовского до км 892, который, стыкуясь с км 892 – км 907, замыкается со следующим тридцатикилометровым участком I категории. Окончание работ запланировано на 2013 год. В результате будет построена четырехполосная дорога протяженностью 30,6 км с разделительной полосой и развязками в разных уровнях. Расчетная скорость движения составит 120 км в час. Стоимость объекта – 7,4 млрд рублей. Новая дорога снизит нагрузку на улично–дорожную сеть поселка, повысит безопасность движения и улучшит экологическую обстановку в этом населенном пункте.
Пока же участникам инспекции пришлось своими глазами увидеть и оценить всю напряженность обстановки на этом участке: начиная с 878 км дорога сузилась до двух полос, и по направлению к Москве собралась многокилометровая очередь из фур и большегрузов вперемежку с легковыми машинами. Последние пытались объехать ее и слева по обочине и даже справа по встречке и судорожно встраивались в общую линию, когда видели машину ГИБДД, сопровождавшую официальную делегацию. По обе стороны дорогу плотно оккупировали стихийные рынки: под самодельными навесами женщины торговали фруктами, соленьями–вареньями и другими товарами. Клиентов было не так много, а те, кто все же остановились купить фрукты, создавали еще больше проблем для движения. Такая ситуация продолжалась до 891 км. Потом дорога расширилась, но трещины и неровность покрытия то и дело давали о себе знать.
Еще один крупный проект для Ростовской области, который имеет отношение к М–4 «Дон», – это реконструкция мостового перехода через р. Дон на км 1061+569 (левый) в городе Аксай. По данным директора РТФ «Мостоотряд–10» Александра Голошивца, проект реконструкции предусматривает полную разборку существующего левого Аксайского моста и возведение на его месте современного мостового перехода, стоимость проекта составляет 2,7 млрд рублей. Реконструкция объекта будет завершена в сентябре 2014 года, на время работ движение по трассе «Дон» будет осуществляться по правому Аксайскому мосту, построенному в 1995 году, пояснила начальник отдела ремонта, содержания, дорожных сооружений и транспортной безопасности ГК «Автодор» Татьяна Боль.
– Первоначально обхода Аксая в долгосрочной программе компании не было, – признался в интервью Сергей Кельбах, – но после детального обсуждения этого проекта с руководством области стало понятно: необходимо, чтобы этот объект попал в нашу программу. Это важно не только для Аксая, но и для всей федеральной трассы, потому что в этой зоне мы увеличиваем скорость движения транспортных средств, направляющихся на юг, – добавил он.
Еще одну остановку делегация сделала на границе с Краснодарским краем – на 1119 км, где в будущем появится многофункциональная зона (МФЗ) нового типа. Создание МФЗ предусматривает организацию целого комплекса услуг – автотурист сможет здесь не только заправить и помыть машину, но и отдохнуть в гостинице, пообедать в ресторане. Планируется, что комплекс будет введен в эксплуатацию уже через год. Кстати, немногим далее, в Краснодарском крае, подобная МФЗ уже введена в эксплуатацию под маркой Роснефти: первые ее посетители остались довольны функциональностью, дизайном и комфортом комплекса и выразили надежду, что все МФЗ этой сети будут одинаково качественны.
Краснодарский край и Республика Адыгея
Длина автодороги М–4 «Дон» в Краснодарском крае составляет 400 километров. Из них около ста будут реконструированы до 2014 года. Сейчас работы по расширению дороги уже идут в Кущевском, Кореновском и Динском районах края. Пребывание делегации Автодора в Краснодарском крае началось со встречи главы компании Сергея Кельбаха с руководством региона.
– Масштабные работы по реконструкции краевого участка трассы идут полным ходом, – подтвердил глава «Автодора». – Только в 2012–2013 годах инвестиции в реконструкцию федеральной трассы на территории края составят около 25 млрд рублей. В итоге уже к Олимпиаде–2014 регион получит современную четырехполосную автомагистраль первой категории, разделенную барьерным ограждением и оснащенную автоматизированной системой управления движением. Уже в нынешнем году будут сданы в эксплуатацию два участка трассы протяженностью около 40 километров.
– У М–4 есть еще одна важная роль – от нее напрямую зависит развитие курортов Краснодарского края, – в свою очередь подчеркнул первый вице–губернатор края Джамбулат Хатуов. – Из 12 миллионов россиян, ежегодно отдыхающих на Кубани, большинство приезжают к нам на личных автомобилях. И мнение этих людей о главных курортах страны начинает формироваться уже в дороге. Вряд ли оно будет позитивным, если придется несколько часов простоять в пробке на подъезде к Сочи, Джубге или Новороссийску.
Еще одной остановкой стал участок дороги М–4 «Дон» км 1346, где на территории Республики Адыгея планируется строительство транспортной развязки. Здесь ее очень не хватает, однако предстоит решить еще много вопросов как организационного, так и правового характера, прежде чем можно будет приступать к работе.
– Мы хотим, чтобы 22 км автомобильной дороги М–4 «Дон», которые проходят по территории Республики Адыгея, внесли свой вклад в развитие этого региона. Чтобы было приблизительно как в Монако: «Сбрось скорость, иначе не заметишь нашу страну», – пошутил Сергей Кельбах.
Конечными остановками в четырехдневной поездке стали одни из самых сложных участков – км 1385 – км 1442 и км 1451–км 1501, где также был определен масштаб работ, которые в целом должны завершиться к 2018 году.
Чем ближе к Черному морю, тем более живописными становились горные пейзажи вокруг. Было очевидно, что потенциал этих мест – огромный, но его будет трудно реализовать без современной скоростной автомагистрали. И дело даже не в том, что Олимпиада в Сочи может стать толчком экономического развития юга России, а в том, что под любой масштабный проект нужно создать твердое основание, которое может быть источником развития еще долгие годы после олимпийских побед.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»
2.08.2012