Исторически сложилось, что развитие Новосибирской области во многом определялось ее географическим положением. С запада на восток по территории области проходит Транссиб, параллельно – автотрасса федерального значения «Байкал». Обе они пересекают третью, водную, магистраль – реку Обь. Этот треугольник формирует целую сеть крупных транспортных артерий, которые играют важнейшую роль в жизни как Новосибирской области, так и всего Сибирского региона.
Протяженность автодорожной сети в Новосибирской области превышает 25 тыс. км, из которых более 800 км – федеральные трассы. Особую роль играет областной центр. Именно здесь пересекаются Транссиб, автотрасса «Байкал», река Обь. Отсюда уходит ряд магистралей федерального и межрегионального значения, строительство которых было обусловлено освоением ресурсов Кузбасса, Алтая, нефте– и газоносных районов Севера. Это, в свою очередь, вызвало активное развитие в Новосибирске погрузо–разгрузочного хозяйства, станционных и портовых сооружений, формирование крупнейшего за Уралом авиационно–транспортного узла, рассказал губернатор Новосибирской области Василий Юрченко.
В то же время город, имеющий всего два автомобильных моста, плотную сеть нешироких улиц и резко возросший в последнее десятилетие поток внутригородского транспорта, обострил проблему транзитных перевозок. Все эти факторы и определяют приоритетные направления развития дорожной отрасли субъекта РФ.
Первым приоритетным направлением стало строительство автодорожных обходов Новосибирска – магистралей непрерывного движения с современными развязками, мостами, путепроводами и всей необходимой дорожной инфраструктурой. В прошлом году завершено строительство северного обхода, который соединяет федеральные дороги М–51 и М–53 и обеспечивает формирование международного транспортного коридора Запад – Восток. Протяженность обхода – 76,4 км.
Юго–западный транзит позволит вывести потоки транспорта, следующие по трассе «Байкал» с запада, непосредственно на Чуйский тракт. Ключевым объектом юго–западного обхода является третий мост через Обь. Общая стоимость строительства моста – более 17 млрд рублей.
Восточный обход соединит трассу «Байкал» и Чуйский тракт с восточной стороны. Это самый протяженный сектор – его длина более ста километров. Проектно–сметная документация на строительство первого этапа восточного обхода протяженностью 20 км прошла госэкспертизу. Начаты подготовительные работы к его строительству.
Строительство обходов Новосибирска позволит «закольцевать» город современными автомагистралями и обеспечить непрерывное движение международных и межрегиональных грузо– и пассажиропотоков. Обходные магистрали имеют огромное значение не только для самого Новосибирска, снимая напряжение с его уличной сети, но и для всего Сибирского региона. Строительство объездных трасс благоприятно скажется на развитии экономики и социальной сферы всех сопредельных территорий. Своеобразное дополнение этой программы – планы по строительству и реконструкции автодорог в пятидесятикилометровой зоне Новосибирска.
Второе приоритетное направление – развитие дорожной сети в Новосибирске. К примеру, в 2010 году в областном центре была отремонтирована проезжая часть более 160 улиц, на эти цели направлено около 1 млрд 600 млн рублей. Из них почти 1 млрд 400 млн составили субсидии из федерального бюджета в рамках программы развития улично–дорожной сети крупнейших городов России. Реализация этой программы в регионе продолжается.
Кроме того, областной бюджет своим финансированием ремонта, модернизации, строительства дорог на территориях, прилегающих к Новосибирску, участвует в решении его транспортных проблем. Примером может служить Советское шоссе – все его девять километров проходят по областной территории, но соединяют два района города. За четыре года из областного бюджета на его реконструкцию направлено более 1 млрд рублей. Завершение работ запланировано на будущий год – это будет современная, безопасная дорога.
В Новосибирске реализуется масштабная программа капитального ремонта дворовых территорий и внутриквартальных проездов, на эти цели федеральный бюджет выделил почти 723 млн рублей. Значительные средства заложены на эти цели и в бюджете города.
Третьим приоритетом является ремонт и строительство дорог межрегионального и внутриобластного значения. Самый крупный проект из этого списка – строительство автодороги Новосибирск – Камень–на–Оби. Региональными властями принято решение форсировать работы на этом объекте ввиду его социально–экономической значимости. Развивать сеть дорог местного значения областной бюджет помогает и муниципальным образованиям – через систему субсидий. Свыше 600 млн рублей выделено в этом году. Реализация программ по строительству и ремонту автодорог сказывается на безопасности дорожного движения.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
16.08.2012