ИТОГИ
В 2014 году в России построены и реконструированы свыше 580 км и отремонтированы свыше 9500 км федеральных автомобильных дорог. Федеральному дорожному агентству удалось превысить целевые показатели, установленные ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)». Об этих и других итогах работ на федеральной дорожной сети, а также о направленных в регионы субсидиях отчитались в Росавтодоре.
Структуру бюджета Федерального дорожного агентства в 2014 году составляли: строительство и реконструкция федеральных дорог – 35% (148,7 млрд руб.); ремонт и содержание федеральных дорог – 49% (208,9 млрд руб.); субсидии субъектам Российской Федерации – 14% (60,5 млрд руб.); иные затраты – 2% (12,1 млрд руб.). Всего на 2014 год из федерального бюджета было предусмотрено финансирование дорожного хозяйства в объеме 430,2 млрд руб. При этом кассовое исполнение составило 420,6 млрд руб., или 97,8% от бюджетных назначений на 2014 год. Для сравнения: неиспользованный остаток средств федерального бюджета в 2012 году составлял 41,4 млрд руб.; в 2013 году – 20,6 млрд руб.
Таким образом, в 2014 году неиспользованный остаток в целом по главе 108 «Федеральное дорожное агентство» составил 9,6 млрд руб. (2,2% от годовых бюджетных назначений). Из них свыше 3 млрд руб. – по расходам на строительство и реконструкцию, содержание, капремонт и ремонт федеральных автодорог. Остаток обусловлен экономией по результатам реализации проектов, разработки проектной документации и проведения конкурсных процедур, а также длительностью процедур изъятия земель, расторжением контрактов с некоторыми подрядными организациями, срывами сроков передачи проектной документации или длительными сроками ее рассмотрения. Кроме того, более 5 млрд руб. субсидий и иных межбюджетных трансфертов не направлено в регионы по причине длительной разработки администрациями субъектов Российской Федерации проектной документации на объекты капитального строительства, проведения государственной экспертизы данной проектной документации, результатов инженерных изысканий и определения достоверности сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, а также экономией по результатам размещения государственных заказов.
В рамках работ по строительству и реконструкции в 2014 году введены в эксплуатацию 88 объектов, что составляет 581,7 км участков федеральных автодорог (при плановом значении 534,2 км). Для сравнения: по итогам 2013 года ввод объектов составил 486,1 км.
Среди наиболее значимых – объекты Московского транспортного узла, в том числе вторая очередь строительства обхода
г. Дмитрова на Московском большом кольце, участок автомобильной дороги М–5 «Урал» от Московского малого кольца до
с. Ульянино в обход Бронниц; объекты Санкт–Петербургского транспортного узла: подъезд к морскому торговому порту Усть–Луга, транспортная развязка на подъезде к строящемуся морскому порту Бронка от кольцевой автомобильной дороги вокруг
г. Санкт–Петербурга. В Респуб-
лике Татарстан на автодороге М–7 «Волга» введены в эксплуатацию 32 км автодороги I технической категории на участке Казань – Набережные Челны. Досрочно введены обход г. Фатежа на трассе М–2 «Крым» (10,8 км), головной участок автодороги М–9 «Балтия» (13,3 км). По основным транспортным артериям страны обеспечен ввод в эксплуатацию следующих объемов: М–5 «Урал» – 81,583 км; М–7 «Волга» – 36,71 км; М–29 «Кавказ» – 15,36 км; М–56 «Лена» – 124,589 км; М–60 «Уссури» – 35,33 км; М–18 «Кола» – 21,9 км.
Помимо этого благодаря реализации программы по реконструкции ремонтонепригодных мостов в 2014 году введены в эксплуатацию 18 объектов. В рамках работ по комплексному обустройству введены в эксплуатацию 16 пешеходных переходов на федеральной сети автодорог, а также 363,9 км линий электроосвещения, что является существенным вкладом в повышение безопасности дорожного движения на федеральной дорожной сети.
В рамках работ по содержанию, капитальному ремонту и ремонту федеральных автодорог приведены к нормативному состоянию 52,8% (25 738 км) федеральной дорожной сети (при плановом значении 52,63%). Для сравнения: по итогам 2013 года – 45,9% (22 091 км). Доля автодорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, снизилась до 23,43% (11 421 км) (при плановом значении 33,72%). Для сравнения: по итогам 2013 года она составляла 26,4%
(12 706 км).
Всего в 2014 году отремонтированы 9529,2 км участков федеральных трасс (при плановом значении 9370 км). Из них капитально отремонтированы 1587 км и отремонтированы 7942,2 км автодорог. Также произведен капремонт и ремонт 484 искусственных сооружений (из них 301 – мосты).
В 2014 году Росавтодор продолжил работы по расширению системы автоматизированного контроля за весогабаритными параметрами транспортных средств: обновлены пункты весового контроля на км 579 М–10 «Россия» и км 224 М–9 «Балтия», где 24 часа в сутки без участия человеческого фактора производятся фото– и видеосъемка, а также безостановочное взвешивание транспортных средств. В рамках автоматизированной системы учета интенсивности дорожного движения проведена модернизация 339 пунктов. В 2014 году в рамках развития автоматизированной системы метеорологического обеспечения (АСМО) установлены 270 постов метеорологического контроля, 319 постов видеоконтроля. В целом АСМО охвачены более 29 000 км федеральных трасс: функционируют более 900 постов метеорологического контроля и более 1100 постов ви-
деоконтроля. Благодаря АСМО на 10–25% уменьшается расход противогололедных и горюче–смазочных материалов, снижается количество ДТП, увеличивается средняя скорость движения. Посредством дорожных знаков со сменной информацией, управляемых аналитическими подсистемами АСМО, повышается эффективность информирования пользователей автодорог о сложных погодных ситуациях и возможных путях объезда.
В рамках развития системы информирования участников дорожного движения в 2014 году установлены 13 табло и 100 знаков переменной информации, а в целом система сегодня насчитывает 100 табло и 590 знаков переменной информации.
Для повышения контроля качества выполняемых подрядчиками дорожных работ 33 лаборатории Росавтодора в субъектах РФ оснащены современным лабораторным оборудованием и приборами контроля качества.
Межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации в 2014 году были предусмотрены в объеме 60,5 млрд руб., в том числе:
– субсидии по подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» – 36,6 млрд руб., из них на строительство и реконструкцию региональных дорог – 30,0 млрд руб., на строительство подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам – 3,5 млрд руб., на подготовку к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу – 3,1 млрд руб.;
– субсидии по ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» на строительство и реконструкцию региональных дорог – 10,5 млрд руб.;
– субсидии по ФЦП «Социально–экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы» на строительство и реконструкцию региональных дорог – 0,72 млрд руб.;
– субсидии на реализацию мероприятий ФЦП «Развитие Калининградской области на период до 2015 года» по строительству и реконструкции региональных дорог – 2,5 млрд руб.;
– межбюджетные трансферты на реализацию программ дорожных работ на территории Крымского федерального округа – 4,4 млрд руб. Перечисление средств осуществлялось в соответствии с заявками Республики Крым и города Севастополя на предоставление трансфертов;
– межбюджетные трансферты за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации на восстановление объектов дорожного хозяйства в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, поврежденных в результате паводка в 2013 году и наводнения в 2014 году, – 4,73 млрд руб.;
– межбюджетные трансферты Новосибирской области на строительство мостового перехода через реку Обь – 1,0 млрд руб.
Пресс–служба
Федерального
дорожного агентства
12.02.2015