Максим Соколов совершил рабочую поездку в Самару, где провел совещание по развитию внутреннего водного транспорта.
Глава Минтранса провел совещание по развитию внутреннего водного транспорта (ВВТ). В обсуждении проблем отрасли приняли участие губернатор Самарской области Николай Меркушкин, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов, представители субъектов РФ, Росморречфлота, администраций бассейнов внутренних водных путей, союза «Национальная палата судоходства», коммерческих структур.
Открывая совещание, министр отметил, что в настоящее время речной транспорт оказывает свои услуги в 51 субъекте РФ, участвует в международных перевозках. Но при этом доля внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет менее 2%. В обновленной Транспортной стратегии, которая сейчас находится в Правительстве РФ, определены базовые приоритеты и направления развития транспортного комплекса страны, и одной из значимых проблем названа несбалансированность развития единой транспортной системы страны. В качестве примера отмечено значительное отставание внутреннего водного транспорта от тех параметров, каких он достигал некогда в транспортной системе Советского Союза.
Характерная для России сезонность транспортного использования внутренних водных путей (ВВП) является объективным фактором, но, считает Максим Соколов, не полностью объясняет недостаточную реализацию транспортного потенциала речного транспорта. Нынешнее состояние инфраструктуры ВВП, которая находится в федеральной собственности, снижение гарантированных глубин сегодня не позволяют эффективно эксплуатировать имеющийся флот. Внутренний водный транспорт нуждается в восстановлении инфраструктуры, строительстве новых судов, в стимулах для привлечения грузопотоков. «В конечном итоге наша общая задача – повысить привлекательность внутреннего водного транспорта и для грузоотправителей, и для инвесторов, и для населения, и для всех субъектов рынка», – заявил министр. Важно также повысить уровень безопасности судоходства на реках страны.
Максим Соколов сообщил, что Минтранс продолжает разрабатывать стратегию развития внутреннего водного транспорта до 2030 года. Она будет представлена Правительству РФ осенью этого года. Для динамичного развития, по мнению министра, необходима координация действий государства на федеральном, региональном уровне и бизнес–сообщества.
Директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников рассказал собравшимся о законодательных и научно–исследовательских инициативах министерства.
Среди основных факторов, которые негативно влияют на развитие внутреннего водного транспорта, Константин Пальников назвал сезонность, значительный возраст портовых, гидротехнических сооружений, перегрузочной техники, флота, наличие лимитирующих участков на ВВП. В стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ, разработкой которой занимается Минтранс, впервые за длительный период проводится комплексное исследование всех составляющих внутреннего водного транспорта. Оно направлено на разработку научно обоснованных предложений и моделей развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года. Приводятся обоснования конкретных мероприятий по флоту, портам, внутренним водным путям, созданию мультимодальных логистических центров, мерам государственной поддержки внутреннего водного транспорта.
Константин Пальников сообщил, что подготовка стратегии близится к завершению. Минтранс планирует обеспечить ее широкое общественное обсуждение, провести консультации с субъектами РФ.
Комментируя выступление директора департамента, министр обратил внимание участников совещания на то, что в качестве серьезной меры поддержки и стимулирования развития ВВТ послужит введение в четвертом квартале 2014 года платности за пользование федеральными автомобильными дорогами. Всем грузовым автомобилям массой свыше 12 т придется «раскошелиться». Это, естественно, будет стимулировать грузоотправителей к переключению грузов на внутренний водный транспорт. «Это, конечно, только одна из мер, – заметил Максим Соколов. – Должна быть целая система, и мы ее увидим в готовом варианте нашей стратегии».
Заместители руководителя Росморречфлота Виктор Вовк и Юрий Костин рассказали о мерах по устранению инфраструктурных ограничений на ВВП и практических шагах по реализации государственной политики по обеспечению безопасности судоходства.
Предложения судоходной индустрии по повышению привлекательности внутреннего водного транспорта озвучил член совета союза «Национальная палата судоходства», председатель совета директоров ОАО «СК «Волжское пароходство» Ришат Багаутдинов. Но в начале своего выступления он напомнил, что сегодня средний возраст самоходных сухогрузов составляет 37–38 лет, средний возраст самоходных наливных судов – 39 лет, пассажирских судов – 33 года, круизных – 43 года.
При этом по мере старения грузовых судов существенно возрастают риски значительных повреждений и затопления при аварии. Возникает риск попадания в окружающую среду топлива, наливных грузов, опасных грузов. Достаточно высока вероятность возникновения пожаров, повреждения береговой инфраструктуры. Новое поколение речного флота, которое уже отчасти находится в воплощении, имеет более высокий экологический стандарт, соответствующий требованиям международных конвенций. Это более прочные корпуса, более мощные и экономичные двигатели, современное оборудование, высокий уровень автоматизации управления…
Что касается новых пассажирских судов, которые существуют пока, к сожалению, в виде проектов, они обладают повышенными стандартами безопасности, повышенной пассажировместимостью, высокой энергоэффективностью двигателей, высоким комфортом для размещения пассажиров. Спрос на подобные суда огромен, и сегодня крупнейшие иностранные туроператоры готовы подписывать сразу на несколько лет договора на эксплуатацию таких судов.
Почему же не наблюдается бурное строительство речного флота? Причины понятны. Первая – высокая стоимость строительства судов. Вторая – сезонность эксплуатации речного флота. Это один из самых существенных факторов. Как следствие сезонности – большие сроки окупаемости, в связи с чем возникают сложности привлечения долгосрочного финансирования для строительства речного флота. Меры господдержки, которые на сегодняшний день существуют, по мнению Ришата Багаутдинова, недостаточны.
Союз «Национальная палата судоходства» (СНПС) разработал десятилетнюю программу утилизации судов, реализация которой призвана помочь судоходным компаниям в обновлении флота. По оценкам экспертов, программа обойдется в 12–14 млрд руб. Предложения СНПС направлены на рассмотрение в Минтранс и Минпромторг.
Проект предусматривает утилизацию старых судов (возрастом свыше 30 лет) и выделение единовременной выплаты из бюджета на приобретение новых. Размер утилизационного гранта будет не менее 10% от стоимости нового судна.
Чтобы получить право на грант, судоходная компания должна утилизировать судно, которым владеет не менее трех лет, и вложить полученные деньги (от утилизации и грант) в постройку нового. Заказ должен размещаться на отечественных верфях. СНПС рассчитывает включить в эту схему возмещение 2/3 затрат на уплату лизинговых платежей при покупке судов отечественного производства.
Для запуска программы из федерального бюджета потребуется 1,2–1,4 млрд руб. в год. По расчетам, максимальные мощности российских верфей – 30–50 речных судов в год, а средняя стоимость судна – 15 млн долл. Если предложения СНПС будут одобрены, от этого выиграют как судовладельцы, которые смогут обновить свой флот, так и судостроители, которые будут обеспечены заказами примерно на 10–15 лет.
Утилизационный грант могут получить и владельцы круизных судов. Сейчас компании готовы за пять лет заказать в России 12 круизных судов, рассчитанных на перевозку 300–500 пассажиров.
Участвовать в новом проекте утилизации готовы три лизинговые компании. Если государство согласится запустить программу уже в 2014 году, оно почти сразу сможет окупить вложенные средства. Судовой грант планируется выдавать судовладельцу уже после того, как новое судно построено и верфь заплатила все налоги. Специалисты оценивают общий размер налоговых платежей и отчислений в бюджет от строительства сухогруза (дедвейт – 5,4 тыс. т) более чем в 60 млн руб., от танкера (дедвейт – 7 тыс. т) – около 90 млн руб.
По мнению Ришата Багаутдинова, размер утилизационного гранта примерно сопоставим с суммой, которую мог бы получить судовладелец от перепродажи судна на вторичном рынке. Совокупность мер – утилизационный грант, пролонгация постановления Правительства РФ № 383 и долгосрочное финансирование (не менее 15 лет) в виде операционного лизинга могут стать для судовладельцев стимулом массово обновлять флот и сдавать устаревшие суда.
Для справки: речной флот России насчитывает сейчас более 14 тыс. судов, из них средний возраст около 4 тыс. судов – свыше 40 лет, возраст еще 4,5 тыс. судов – 31–40 лет. И только около 400 судов эксплуатируются меньше десяти лет.
В выступлениях участников совещания назывались и другие меры, нацеленные на повышение эффективности развития внутреннего водного транспорта и обеспечение безопасности судоходства.
* * *
В этот же день министр и губернатор приняли участие в торжественной церемонии закладки первого камня нового аэровокзала ОАО «Международный аэропорт «Курумоч». Программа развития авиаузла предусматривает строительство нового пассажирского терминала площадью не менее 35 тыс. кв. м и ввод его в эксплуатацию не позднее 31 декабря 2014 года. Пропускная способность нового пассажирского терминала составит более 3,5 млн человек в год. Суммарный объем инвестиций – более 12 млрд руб.
Максим Соколов осмотрел также введенный в эксплуатацию капитально отремонтированный участок дороги – подъезд к Самаре от М–5 «Урал». Министру также были представлены стратегические проекты развития дорожно–транспортной инфраструктуры Самарской области.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
25.07.2013