на транспорте МВД России.
Вопросы антитеррористической защищенности объектов транспорта в последние годы в России стали иметь особенную актуальность и остроту. После взрывов в Москве, прогремевших в 2010–2011 годах, Правительство Российской Федерации поставило и перед федеральными органами исполнительной власти ряд задач, направленных на совершенствование транспортной безопасности, выработку комплексного подхода в этой деятельности.
Одним из важных субъектов в этой области является Министерство внутренних дел Российской Федерации, в структуре которого имеется Главное управление на транспорте (ГУТ) МВД России – самостоятельное подразделение центрального аппарата министерства, возглавляющее систему органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (ОВДТ).
В текущем году криминогенная обстановка на объектах транспорта остается не простой. За четыре месяца 2011 года органами внутренних дел на транспорте зарегистрировано 22,6 тыс. преступлений. Среди них 2 террористических акта.
Несомненно, основной очаг напряженности – это регионы Северного Кавказа. В 2011 году совершены 4 подрыва железнодорожного полотна на участках Махачкалинского отделения Северо–Кавказской железной дороги. И это несмотря на то, что принимаются превентивные меры: перед прохождением в дневное время пассажирских поездов проводится спецпоезд с балластом. В целях защиты объектов транспорта в республиках Северного Кавказа от актов незаконного вмешательства министерство вынуждено держать там значительную группировку сил и средств.
После совершения теракта в аэропорту «Домодедово» совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, предприятиями и организациями транспорта ГУТ МВД России и ОВДТ приняты дополнительные меры по обеспечению безопасности граждан на объектах транспорта. Во всех аэропортах страны организован стопроцентный досмотр на входах в аэровокзальные комплексы. Осуществлена перегруппировка имеющихся сил и средств для увеличения плотности нарядов на вокзальных комплексах, создаются оперативно–сыскные подразделения, которые в круглосуточном режиме работают в пассажиропотоке и нацелены на выявление по поведенческим признакам лиц, склонных к совершению преступлений, в том числе и потенциальных террористов.
Совместно с дирекциями вокзальных комплексов проработаны вопросы по закрытию излишних входных зон. На всех крупных вокзалах устанавливаются стационарные металлодетекторы (на сегодня уже установлено 126 рамок). В организованных зонах досмотра силами служб безопасности и сотрудников полиции с использованием данных средств контроля осуществляется выборочный досмотр граждан. Для оказания помощи в обеспечении безопасности и участия в досмотровых мероприятиях в Москве, Санкт–Петербурге и Южном федеральном округе привлечены военнослужащие внутренних войск, задействуется их кинологическая служба.
Работа Главного управления на транспорте МВД России и подразделений транспортной полиции в первую очередь нацелена на обеспечение устойчивой работы обслуживаемых видов транспорта, личной и имущественной безопасности пассажиров и работников транспортной инфраструктуры. Исходя из своей компетенции, Главное управление активно участвует в процессах, происходящих в сфере транспортной безопасности.
В настоящее время проводится большая нормотворческая работа, а также совершенствование и укрепление материально–технического потенциала противодействия преступности на транспорте. Реализуется комплекс организационно–практических мер, направленных на совершенствование форм и методов противодействия терроризму, координацию работы всех субъектов транспортной безопасности.
Как показала практика, без согласованных действий всех субъектов обеспечения транспортной безопасности и межведомственного взаимодействия эффективного заслона терроризму не поставить. Иначе здесь может получиться ситуация, как в известной басне Крылова про лебедя, рака и щуку. Поэтому налажен тесный контакт с Минтрансом России, ФСБ России, МЧС России, ОАО «РЖД», другими заинтересованными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами транспорта, их службами безопасности.
В соответствии с решением Национального антитеррористического комитета от 22 февраля 2011 года в субъектах Российской Федерации созданы координационные советы на объектах транспорта по их антитеррористической защищенности из числа представителей субъектов транспортной инфраструктуры, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов во главе с руководителями органов безопасности. На объектах транспорта проведены 19 учений для слаженной работы всех структур, задействованных в обеспечении защищенности граждан на объектах транспорта. Все эти меры также призваны содействовать межведомственной координации.
Понимая актуальность этого направления работы, при разработке новой структуры ГУТ МВД России было заложено создание нового отдела по межведомственному взаимодействию в вопросах транспортной безопасности.
Живой интерес к мерам реагирования в России на террористическую угрозу проявляют другие страны, в том числе в рамках международного сотрудничества правоохранительных органов. Например, представитель ГУТ МВД России в марте т. г. участвовал в Международном симпозиуме по антитеррористической проблематике под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности, проходившем в Вене (Австрия). А в апреле мне довелось выступить перед американскими коллегами, посетившими МВД России.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации проведена экспертиза действующего законодательства в сфере транспортной безопасности на предмет его полноты и достаточности для нейтрализации угроз и ответственности за ненадлежащее исполнение требований. Предложения по его совершенствованию доложены Президенту Российской Федерации. В настоящее время идет подготовка и согласование плана–графика по разработке нормативной правовой базы. ГУТ МВД России принимает непосредственное участие в этой работе.
С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции», предусматривающий участие сотрудников полиции в обеспечении авиационной безопасности, охране аэропортов и объектов их инфраструктуры, а также обязанность выносить заключения о возможности допуска к работе в службе авиационной безопасности.
Полиции предоставлено право осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства и другие предметы, запрещенные к обороту, изымать указанные предметы при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения, принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия указанных вещей и предметов.
Закреплено право проверять соблюдение правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов, запрашивать и получать от руководителей организаций, служб авиационной безопасности, подразделений ведомственной охраны, а также от перевозчиков и иных организаций необходимые документы и информацию, выдавать этим руководителям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и проверять их исполнение, при наличии информации о возможном нарушении требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета, задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушными судами.
Одновременно на полицию возложена обязанность участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечении правового режима контртеррористических операций, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.
В связи с тем, что в настоящий момент нормативно не урегулированы положения, регламентирующие проведение сплошного досмотра пассажиров на всех видах транспорта, и отсутствует законодательное закрепление осмотра всех лиц, следующих на территорию объектов транспортной инфраструктуры, задействованным в этой сфере федеральным органам исполнительной власти предстоит разработать проекты соответствующих нормативных правовых актов.
Так, в настоящее время уже разработан проект закона о проведении досмотра подразделениями транспортной безопасности на всех видах транспорта. В настоящее время идет согласование законопроекта.
Активное участие ГУТ МВД России принимало и в разработке Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года
В течение трех лет с учетом выделенного финансирования из различных бюджетов будет проведен огромный объем работы по технической оснащенности объектов транспортной инфраструктуры средствами безопасности. На оснащение органов внутренних дел на транспорте выделено бюджетных средств на общую сумму 1,8 млрд рублей, на совершенствование кинологической службы ОВДТ предусмотрено 22,7 млн рублей.
Продолжает совершенствоваться деятельность подразделений по досмотру, которые действуют в 176 аэропортах страны (из них 70 международных). Эти подразделения в настоящее время являются специфическими и имеются только в транспортной полиции. С момента их воссоздания (2004 год) не зафиксировано ни одного случая проноса террористами на борт самолета взрывных устройств или взрывчатых веществ.
Выполняется большой объем досмотровой работы. Только за 4 месяца т. г. сотрудниками транспортной полиции совместно с работниками САБ досмотрено свыше 221 тыс. авиарейсов, более 15 млн авиапассажиров. Пресечено более 16 тыс. попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ, выявлено 353 преступления и более 15 тыс. административных правонарушений. Изъято 32 единицы огнестрельного и 358 единиц холодного оружия.
Среди проводимых в настоящее время мероприятий главком большое внимание уделяется обучению личного состава и совершенствованию данного процесса. Это позволит подготовить к службе в полиции компетентных и грамотных специалистов.
Эффективное противодействие преступности и защита объектов транспорта от актов незаконного вмешательства невозможны и без решения другой актуальной проблемы – достаточной численности сотрудников транспортной полиции. Какая бы совершенная техника не была задействована на вокзалах и в аэропортах, без человеческого фактора заслон терроризму не поставить.
С 24 января и по настоящее время транспортная полиция вынуждена продолжать работать в усиленном варианте несения службы. Это позволяет выставлять на посты ежесуточно до 5 тыс. сотрудников, что увеличивает плотность нарядов на 25%.
После террористического акта в Домодедово ОАО «РЖД» закупило стационарные рамки–металлодетекторы, которые были установлены на железнодорожных вокзалах для обеспечения контроля входного режима. Вместе с тем только своими силами использовать эти установки и отработать пассажиропоток транспортная полиция не в состоянии из–за нехватки сотрудников. Поэтому на этих рамках задействованы не только сотрудники полиции, но и внутренних войск, работники ЧОП.
Работы много и идет она активно. Текущий период времени для Главного управления на транспорте МВД России очень важен, совершенствуется работа не только в рамках реформирования министерства, но в настоящее время идет формирование законодательной базы, наработка опыта и в сфере транспортной безопасности. Можно сказать, что идет закладка фундамента для совершенствования деятельности транспортной полиции всей страны.
Все это послужит основной нашей задаче – построить работу органов внутренних дел на транспорте так, чтобы любому гражданину, будь он пассажиром или работником транспорта, было безопасно и комфортно. А также поставить надежный заслон преступности и терроризму.
Полковник милиции
Александр БРЕВНОВ,
заместитель начальника Главного управления
на транспорте МВД России