Редкая неделя обходится без происшествий на транспорте. Ничего не попишешь, такова жизнь. Первая полная семидневка июля тоже без них не обошлась. В Серпуховском районе Московской области разбился легкомоторный двухместный самолет. В Ульяновской области сошли с рельсов восемь вагонов с дизтопливом, что привело к пожару. На реке Свири в Ленинградской области сел на мель теплоход, получив пробоину в районе моторного отсека.
Как всегда, вышел еженедельный отчет Ространснадзора. Сотрудниками Управления и территориальных органов государственного морского и речного надзора, например, были проведены 734 инспекторских проверки, выявлены 448 нарушений. Все виновные названы практически поименно. Название «Булгарии» в списках не значилось. Самой резонансной могла стать авария с самолетом Ан–24, совершившим вынужденную посадку на реке Обь. На его борту находились 37 человек, по последним данным, семь из них погибли. Те, кому предстоит за это отвечать, поспешили заговорить о компенсациях родственникам погибших. Однако Президент РФ Дмитрий Медведев поставил вопрос ребром – вообще отказаться от эксплуатации украинских самолетов Ан–24.
К этому времени уже стало известно о трагедии с теплоходом «Булгария». Вспомним, как это было...
Считается, что одни не преступают закон, потому что нельзя. Такая вот данность, аксиома. Другие – потому что боятся. В последние годы появилась новая формация. Боятся, но все же преступают. Может, отсюда у них этот первородный страх, желание поскорее снять с себя ответственность.
Наверняка не без них появилась первая информация из пресс–службы Приволжского регионального центра МЧС. «С круизного теплохода «Булгария» спасены 169 человек, из них двое госпитализированы». Вскоре пришло дополнение: «Один человек погиб, судьба троих неизвестна».
Шок наступил потом. Когда страна узнала, что на борту теплохода, следовавшего по маршруту Булгар – Казань и затонувшего на Куйбышевском водохранилище, были 208 человек. И только 79 из них удалось спастись. Самое ужасное в том, что основные жертвы трагедии – женщины и дети. Воистину, российский «Титаник»!
Что же произошло? Двухпалубный дизель–электроход «Булгария», построенный еще в 1955 году в Чехословакии, получил крен вправо и за несколько минут ушел на дно. По мнению экс–капитана «Булгарии» Миняева, к катастрофе привели сразу несколько факторов. Крен мог возникнуть из–за того, что на борту было мало топлива – владелец экономил. Трех баков электрохода хватает на 40 тонн горючего, а заливают в несколько раз меньше – чтобы хватило на рейс. Судно, по мнению бывшего капитана, наклонилось в сторону бака, где было больше горючего.
Похоже, одной из причин трагедии стали неработающие кондиционеры, которые заставили команду открыть иллюминаторы, через которые потом и хлынула вода. Прибавьте сюда тот факт, что корабль перевозил 208 пассажиров при разрешенном максимуме в 140 человек.
Кто виноват? На сегодняшний день известно, что компания «Аргоречтур», которой принадлежало затонувшее судно, не входит в Единый реестр туроператоров. Это значит, что фирма продавала круизные туры, не имея на это права. В Роспотребнадзоре также заявили, что у теплохода не было судового санитарного свидетельства, а значит, «Булгария» не имела права перевозить пассажиров.
Поэтому понятен сильнейший эмоциональный всплеск председателя Правительства РФ Владимира Путина на совещании в Казани с членами правительственной комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы.
«Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, безалаберность, алчность, грубое нарушение правил технологической безопасности», – заявил премьер–министр. И тут же вопросил: «Вообще, как могло получиться, что компания без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов могла работать? Как вообще билеты продавали в порту? Кто разрешил? Как выпустили из порта? Как порт заключил договор с этой компанией, не имеющей ни одной лицензии на обслуживание в порту? Как это могло случиться?»
Виновным, безусловно, придется ответить. Заметим, что уже задержаны директор «Аргоречтура» Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. В отношении обоих возбуждено уголовное дело. Им грозит до 10 лет лишения свободы.
…Лежит на сердце и еще один вопрос: «Так что же с нами нынче происходит?» Вот сотрудники ГИБДД Астраханской области провели нестандартный стресс–тест для водителей. Под колеса автомобиля положили велосипед, а рядом – ребенка с имитацией травм. Организаторов такого теста примерно наказали. Но вот итог – большинство проезжавших даже не пытались помочь «пострадавшему».
Конечно, речное судно не автомобиль. Тут по газам не дашь. Но все же, все же… Не оказали помощь потерпевшим проплывавшие мимо сухогруз «Арбат» и буксир «Дунайский–66». Их капитанов тоже ждут уголовные наказания.
И до земли поклон морякам теплохода «Арабелла», которые спасли утопающих.
Не хотелось вспоминать известную поговорку: «Пока гром не грянет…» Теперь вот Илья Пророк набатом пробил. Министр транспорта РФ Игорь Левитин уже поручил своему заместителю Виктору Олерскому проработать вопрос внесения изменений в нормативно–правовые акты для повышения уровня безопасности эксплуатации судов и режима плавания на внутренних водных путях. Глава Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев говорит о том, что нужно вносить изменения в Закон «О транспортной безопасности». Общественная палата предлагает внести поправку в Закон «О туристической деятельности в России», закрепляющую обязательность страхования средств передвижения туристов. Остановлена эксплуатация нескольких судов, аналогичных «Булгарии». Начались поголовные проверки пассажирских судов в регионах.
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко направил руководителям государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, ФГУП «Канал имени Москвы», ФГУ «Речная администрация Московского бассейна» письмо о необходимости проведения в бассейнах внеочередной проверки наличия у владельцев пассажирских судов договоров на навигационное обслуживание
В связи с аварией 10 июля 2011 года пассажирского теплохода «Булгария» с большими человеческими жертвами, проверкой уровня безопасности эксплуатации судов и режима плавания на внутренних водных путях Российской Федерации руководителям ГБУ поручено провести в бассейнах внеочередную проверку наличия у владельцев пассажирских судов договоров на навигационное обслуживание и лицензии на перевозку пассажиров. В случае отсутствия лицензии должны быть приняты меры к недопущению плавания таких судов.
В дальнейшем наличие лицензии должно являться условием заключения договоров на навигационное обслуживание.
Руководитель агентства также обязал руководителей указанных предприятий и учреждений установить жесткий контроль за проведением работ по навигационно–гидрографическому обеспечению условий плавания судов по внутренним водным путям, по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, в том числе проведению путевых работ (дноуглубительных, выправительных, тральных, дноочистительных, изыскательских и других работ по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях), организацией технологической связи внутреннего водного транспорта в соответствии с утвержденными Росморречфлотом схемами организации связи, эксплуатацией объектов технологической связи и электрорадионавигации, систем обеспечения безопасности судоходства.
Президент России Дмитрий Медведев провел совещание с представителями силовых ведомств, посвященное расследованию причин крушения теплохода «Булгария». Глава государства попросил руководителя Следственного комитета Александра Бастрыкина доложить о том, что делается, чтобы разобраться в трагедии. Какие последствия и уроки должны быть извлечены? «Катастрофа должна быть расследована самым тщательным образом. За это преступление должны ответить не стрелочники – те, кто бумажки подмахнул, а все, кто организует этот процесс», – подчеркнул президент.
Виктор ДМИТРИЕВ