в интересах не только железнодорожников,
но и всей транспортной отрасли.
Результаты деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта в 2012 году, задачи на плановый период 2013 – 2015 годов, а также итоги работы и ближайшие планы учреждений, подведомственных агентству, обсудили участники заседания Совета Росжелдора.
Открыл заседание министр транспорта РФ Максим Соколов. Он заявил, что Росжелдор решает важнейшие задачи, напрямую затрагивающие интересы не только участников рынка железнодорожных перевозок, но и всей транспортной отрасли. Министр отметил работу агентства по принятию решений об открытии железнодорожных станций, о примыкании новых путей к существующим, по осуществлению пономерного учета вагонов всех форм собственности.
По словам Максима Соколова, при предоставлении госуслуги по пономерному учету подвижного состава наметилась положительная динамика по сокращению сроков ее исполнения. Улучшилась работа по введению в эксплуатацию автоматизированной информационной системы перечня железнодорожных станций, которая находится во всеобщем доступе и позволяет пользователям оперативно получать информацию о работе каждой конкретной станции по коммерческим операциям.
Говоря о проделанной работе в вопросе безопасности движения на железных дорогах России, Максим Соколов отметил, что безопасность находится не на должном уровне. Особую тревогу вызывают транспортные происшествия по причине излома боковых рам тележек грузовых вагонов.
«Прошу уделять приоритетное внимание безопасности движения поездов и при необходимости ставить перед Минтрансом задачи, касающиеся компетенции министерства в части актуализации нормативной базы или по другим вопросам», – сказал министр.
Он подчеркнул важность вопроса кадрового обеспечения железнодорожного транспорта. Девять университетских комплексов, подведомственных Росжелдору, успешно готовят специалистов высшего и среднего профессионального образования для стальных магистралей. Сохраняется система целевой подготовки специалистов, созданная для удовлетворения потребностей железнодорожных предприятий, удаленных от региональных центров. Тесно выстроено взаимодействие железнодорожных предприятий и университетов как научных организаций. Около 40 научных школ ведут исследования по разработке передовых технологий и модернизации производства. Министр отметил активность ученых вузов, непосредственно участвующих в разработке новых типов подвижного состава, систем обеспечения движения поездов и организации перевозок, внедрении передовых технологий в строительство и содержание железных дорог и искусственных сооружений.
С основным докладом на заседании выступил исполняющий обязанности руководителя агентства Владимир Чепец. Он сообщил, что в 2012 году Росжелдором как главным распорядителем средств федерального бюджета была продолжена реализация ряда мероприятий по финансированию объектов капитального строительства в рамках подпрограммы «Железнодорожный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», а также распоряжений Правительства РФ по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда РФ.
Так, на реализацию ФЦП в 2012 году направлены бюджетные ассигнования в объеме 2,7 млрд рублей, объем исполнения по которым составил 100%. Это лишь 4,6% от ранее утвержденной суммы в первоначальной редакции программы. Очевидно, считает Владимир Чепец, что финансирование по годам, предусмотренное в действующей редакции, значительно отличается (в сторону уменьшения) от средств, предусмотренных первоначальной редакцией программы, а также от проекта программы, который прошел согласование с федеральными органами власти и находится на утверждении в Правительстве РФ.
В условиях резкого сокращения финансирования программы, а также относительно нестабильных финансовых возможностей ОАО «РЖД» с учетом возрастающей потребности в развитии железнодорожной инфраструктуры, по мнению Росжелдора, требуются актуализация и пересмотр стратегических документов железнодорожного транспорта.
Чтобы ликвидировать разрыв, возникший между целями документов стратегического развития и текущим бюджетным процессом, необходимо сосредоточить усилия агентства, других федеральных органов исполнительной власти на подготовке предложений в Правительство РФ по трем ключевым направлениям. Их назвал в своем выступлении заместитель руководителя Росжелдора Евгений Луковников.
Первое – это сетевой инфраструктурный контракт, призванный формализовать и законодательно закрепить требование государства к содержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры. Введение сетевого контракта позволит государству обеспечить гарантированное качество транспортного обслуживания, оптимизировать программы развития железнодорожной отрасли, а владельцу инфраструктуры создать необходимые условия для ее устойчивого функционирования и развития. Применение сетевого контракта целесообразно для тех проектов и линий, которые выполняют значимую для государства геополитическую, оборонную, социальную функцию, но нерентабельны для ОАО «РЖД» с коммерческой точки зрения. Сетевой контракт позволит государству осуществлять данные проекты, не увеличивая тарифную нагрузку на основную массу грузоотправителей и пассажиров.
Второе – переход к системе долгосрочных тарифов на сроки не менее пяти лет с установлением приемлемой доходности на инвестированный капитал. Это создаст понятные для государства, перевозчика и пользователей транспортных услуг «правила игры», позволяющие всем участникам планировать свое развитие. А также – эффективно действующий механизм привлечения инвестиций в железнодорожную отрасль на основе метода RAB–регулирования (доходность инвестированного капитала).
И, наконец, третье ключевое направление – введение государственного заказа и стандартов транспортного обслуживания населения. Принятие закона о регулярном пассажирском сообщении в РФ позволит государству формализовать стандарты транспортного обслуживания населения и обеспечить заданные объемы социально значимых пассажирских перевозок. Компании–перевозчики получат возможность планировать и развивать свой бизнес, что создаст необходимые условия для развития эффективной конкуренции на железнодорожном транспорте.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»
14.03.2013