Холдингом ОАО «РЖД» летом нынешнего года было перевезено более 393,3 млн пассажиров (что на 6,3% больше, чем в прошлом году). В том числе в дальнем следовании перевезено свыше 50,8 млн пассажиров (что на 2% больше количества пассажиров, перевезенных за аналогичный период 2011 года) и 342,5 млн пассажиров – в пригородном сообщении (что на 7% больше количества пассажиров, перевезенных за аналогичный период прошлого года).
Вице–президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «ФПК» Михаил Акулов в ходе своего выступления подчеркнул, что в июне–сентябре текущего года наиболее заметно вырос пассажиропоток на курортных направлениях. Так, на Черноморское побережье перевезено 10,6 млн человек, что на 5% больше количества пассажиров, перевезенных на Черноморское побережье за аналогичный период прошлого года. Михаил Акулов отметил также, что в сообщении с побережьем Северного Кавказа перевезено 7,7 млн человек (рост к прошлому году – 3%), с Крымом – 2,8 млн человек (рост к прошлому году – 11%).
«С учетом сегодняшних реалий особенно важно, что рост достигнут при одновременном повышении эффективности и улучшении качественных показателей использования подвижного состава, – сказал Михаил Акулов. – В дальнем следовании сокращено количество отправленных поездов (95% к предыдущему году) с одновременным увеличением средней составности (100,2%), улучшены показатели использования вместимости подвижного состава (на 2,6%)».
Традиционно в период летних перевозок в центре внимания железнодорожников находятся дети. Для них было назначено 69 детских поездов на 273 рейса (на 5 рейсов больше, чем в прошлом году). В текущем году перевезли 607 тыс. детей, что на 1,5% больше, чем в прошлом году.
Важным направлением в сегменте дальних пассажирских перевозок является повышение конкурентоспособности перевозок в международном сообщении. Как сообщил начальник департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Геннадий Верховых, рост пассажирских перевозок в международном сообщении в июне–сентябре 2012 года составил 4% к летнему периоду 2011 года. Однако, по его мнению, существуют резервы сокращения времени пассажиров в пути за счет улучшения взаимодействия с пограничными и таможенными органами.
«Причиной четверти всех задержек отправления международных поездов при следовании в Россию на пограничных станциях стало превышение фактического времени проведения контрольных операций над установленным. При «сдаче» международных поездов на иностранные железные дороги данный фактор стал причиной уже более половины задержек, – отмечает Геннадий Верховых. – Поэтому одной из основных задач на 2013 год станет совместная с федеральными органами исполнительной власти работа по формированию единых подходов по установлению временных нормативов осуществления контрольных операций в пунктах пропуска».
Члены правления также согласились, что важной составной частью качественного обслуживания пассажиров является эффективная и «дружественная» система дистрибуции. В РЖД в настоящее время активно развиваются каналы продаж проездных документов. Для минимизации затрат времени пассажира на приобретение проездных документов на сеть железных дорог продолжается поставка терминалов самообслуживания, а также развиваются электронные каналы продаж ОАО «РЖД».
В ближайшей перспективе (2012–2014 годы) предстоит проделать большую работу по переходу на новую форму электронного билета на поезда дальнего следования. А также оценить технологическую возможность и экономическую целесообразность увеличения глубины продажи проездных документов на поезда дальнего следования: до 90 суток – во внутрироссийском сообщении и сообщении с государствами – участниками СНГ, Литвой, Латвией, Эстонией и до 120 суток – в дальнем международном сообщении.
В ноябре нынешнего года будет также реализована технология возврата электронных билетов на сайте ОАО «РЖД».
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»
08.11.12