Необходимо менять механизмы управления.
Анализ проведенных в 2014 году Сибирским управлением Госавтодорнадзора проверок показал, что почти половина всех нарушений (49%), влияющих на обеспечение безопасности перевозок пассажиров, приходится на частные предприятия и организации, одна треть – на индивидуальных предпринимателей. Доля же таких нарушений, приходящихся на муниципальные предприятия, составила всего 17%. Такие данные привел в интервью начальник Сибирского управления Государственного автодорожного надзора Василий ИВАНЬКО.
– Что стоит за этими цифрами?
– Эти цифры показывают разный подход к проблемам безопасности со стороны муниципальных предприятий и частных автоперевозчиков, свидетельствуют о том, что они выбрали в качестве приоритетов: соблюдение транспортного законодательства, безопасность пассажиров или получение прибыли. Вот вам для сравнения другие цифры: по состоянию на 1 июля этого года на территории Новосибирской области и г. Новосибирска на основании лицензии осуществляли свою деятельность 549 субъектов предпринимательства с 4363 единицами транспорта. Из лицензированных 379 индивидуальных предпринимателей и 170 юридических лиц – только 31 предприятие государственной или муниципальной формы собственности. Свою материально–техническую базу (теплые стоянки, помещения и оборудование для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств, предрейсового и послерейсового технического осмотра автобусов и медицинского осмотра водителей, классы для проведения занятий и инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями и т. п.) имеют 30% от общего количества лицензиатов.
– А остальные?
– Они все это арендуют, не желая вкладывать средства в развитие своего бизнеса и создание внутрипроизводственных систем контроля.
Вступивший в действие приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 конкретизировал требования к субъектам транспортного комплекса в части обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов и дал предпосылку для развития собственных материально–технических баз и систем внутрипроизводственного контроля.
К слову, за последние два года количество лицензиатов уменьшилось более чем на 150 субъектов. Причины тому – то же отсутствие необходимой для безопасного функционирования материально–технической и производственной базы у субъектов с одним–двумя транспортными средствами и как следствие их укрупнение на основе предприятий, имеющих соответствующую инфраструктуру. Добавьте сюда невозможность исполнения в полном объеме постановления Правительства РФ от 02.04.2012 № 280, установившего требования к соискателям лицензии и лицензиатам в части обеспечения безопасных условий перевозок пассажиров, в том числе осуществление предрейсового медицинского осмотра водителей и ежедневного предрейсового осмотра транспортных средств.
– К чему это привело?
– В 2014 году нашими инспекторами проведены 533 проверки, в ходе которых выявлены 1039 различных нарушений, из них почти две трети (63%) составили нарушения требований именно по безопасной эксплуатации транспортных средств и нарушения в исполнении субъектами требований Устава автомобильного транспорта и Правил перевозок пассажиров. Прежде всего это нарушения в организации и проведении стажировок и инструктажей водителей (15,5% от общего количества); отсутствие медицинского освидетельствования и медицинских справок на водителей (7,4%); нарушения режима труда и отдыха водителей (5,8%); нарушения в организации проведения ТО и ремонта транспортных средств (15,9%); несоответствие заявленных к перевозкам пассажиров транспортных средств по конструкции и назначению нормативным требованиям и видам перевозок (8,8%); нарушения в организации проведения ежедневного технического контроля транспортных средств при выпуске их на линию (9,5% от общего количества) и другие.
– Эти нарушения – следствие низкой квалификации организаторов перевозок или недисциплинированности водителей?
– И то, и другое. Мы не раз обращали внимание на недостаточную компетентность тех, кто призван организовывать эту работу с водителями и развивать внутрипроизводственные системы контроля. Стажировки водителей проводятся формально, при их проведении материалы обследования дорожных условий на маршруте и материалы служебных расследований причин и обстоятельств ДТП не используются. Особенно неудовлетворительно обстоят дела на предприятиях, выигравших по конкурсу новый маршрут, но не имеющих в штате водителей–наставников для проведения на нем стажировки.
Что касается подготовки водителей–профессионалов, то она в последнее время серьезно ослаблена. Не все учебные заведения имеют учебно–методическую и производственную базу, преподавательский состав, уровень которых позволяет сегодня в полном объеме подготовить водителя категории D.
Должна быть создана сеть учебных заведений для такой подготовки – с автодромами, современными транспортными средствами, системой предварительного тестирования и гарантированным трудоустройством выпускников. В Новосибирске через службу занятости на базе некоторых учебных заведений создана контрактная система подготовки водителей для транспортных предприятий. Однако желающих работать водителем на автобусе немного. Это тяжелая и ответственная работа, и чтобы на нее было много желающих, необходимо поднять престиж профессии, серьезно снизившийся в последнее время…. Все это можно сделать в рамках федеральной целевой программы, направленной на повышение безопасности при перевозках пассажиров посредством надлежащей подготовки и переподготовки водителей категории D.
Автотранспорт становится все сложнее, его оборудование совершенствуется, а требования к подготовке водителей практически не меняются. Считается, что есть у водителя права – и этого достаточно. Но ведь летчиков, машинистов локомотивов, которые тоже возят пассажиров и управляют сложными транспортными средствами, готовят гораздо более серьезно. Почему же к водителям такое отношение? Раньше требования к водителям автобусов были гораздо жестче. А отбора по психофизическим параметрам вообще нет. Не все руководители автопредприятий следят за своими работниками. Зачастую они узнают о нарушениях от нас, когда мы приезжаем с проверкой на предприятие.
– В последнее время многие высказывают озабоченность по поводу распространения так называемых заказных перевозок, для организации которых достаточно подать уведомление. Многие этим пользуются, начиная по сути регулярные перевозки пассажиров по «застолбленным» маршрутам…
– Нам знакома эта ситуация. Хотя стоит отметить, что в регионах Сибири эта проблема не стоит так остро, как в центральной части России. Сегодня на территориальные органы Госавтодорнадзора возложены полномочия по контролю за деятельностью субъектов на рынке заказных автобусных перевозок и соблюдением закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Мы готовы к диалогу с потребителями данных услуг – и с пассажирами, и с субъектами, заказывающими или фрахтующими автобусы у перевозчиков.
Обозначенная проблема заказных перевозок требует решения. Здесь надо рассмотреть вопросы корректировки законодательства.
Во–первых, если уже нет возможности вернуться к лицензированию перевозок пассажиров по заказам как к наиболее действенному механизму государственного регулирования данного вида деятельности, необходимо изменить механизм уведомительной системы. Ответственность за работу без уведомления об осуществлении этой деятельности должна наступать в тех же пределах, что и за работу без лицензии, а подача уведомлений должна быть обязательной для всех. Должна быть предусмотрена возможность административного приостановления деятельности за неоднократные нарушения.
Во–вторых, необходимо пересмотреть понятийный аппарат в Уставе автомобильного транспорта, ограничив возможность перевозки неопределенного круга лиц по заказам только в пределах городской черты.
В–третьих, субъект предпринимательской деятельности должен иметь право осуществлять перевозки пассажиров на регулярных маршрутах только при наличии договора с органом исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования. Такие изменения создадут предпосылки для эффективного контроля за деятельностью перевозчиков и установят ограничения доступа на рынок для нерадивых.
– А как, на ваш взгляд, возможно кардинально изменить ситуацию с безопасностью на транспорте? Что для этого нужно сделать?
– Нужны постоянные совместные системные действия. Именно постоянные. Мы убедились, что наиболее эффективны выездные рейдовые мероприятия, проводимые совместно с сотрудниками ГИБДД, судебными приставами, налоговой службой, работниками органов местного самоуправления, минтранса Новосибирской области с целью проверки выполнения требований транспортного законодательства, в том числе приказа Минтранса России от 15.01.2014 № 7. Как можно выявить нарушения? Только при проверке непосредственно на месте: выпуск транспорта на линию, контроль за состоянием водителей и т. д.
На Сибирское управление, осуществляющее свою основную, контрольную, деятельность на территории Новосибирской области, возложены функции координации деятельности других управлений Госавтодорнадзора в субъектах Сибирского федерального округа. Это прежде всего распространение передового опыта.
Сейчас в центре нашего внимания – законодательство о страховании жизни и здоровья пассажиров. Главное, чтобы и пассажир знал, что существует такой закон, защищающий его права, и чтобы субъект предпринимательской деятельности не забывал о его существовании. Весь опыт по выявлению нарушений, анализ путей ухода от обязанностей по страхованию, использованию страховых средств – вот что нас сегодня интересует. Например, Сибирским управлением были выявлены попытки ухода одного предпринимателя от исполнения требований обязательного страхования. И перевозчик, учитывая, что практика применения закона пока несовершенна, попытался избежать ответственности. Но в суде он проиграл и по его решению потерял гораздо больше, чем он бы заплатил, оформив договора страхования пассажиров. Мы разослали материалы по всем управлениям, чтобы на этом примере учились другие.
В Алтайском крае была наработана практика борьбы с уже упомянутыми перевозчиками, которые пытаются работать без договоров с органами власти. При активном участии местного УГАДН была внедрена практика приостановления деятельности таких фирм через суд. Этот опыт мы также распространили в регионы округа, а в Новосибирской области он уже дал свои положительные плоды.
Нам необходима возможность проверять автотранспорт на базах отстоя: на складах, рыночных терминалах. Сейчас это можно делать только на трассах во время движения. Но водители порой не останавливаются на требования нашего инспектора. Потому что штраф за это меньше (500 руб.), чем за перегруз или отсутствие разрешительных документов: на водителя – до 2,5 тыс. руб., на юридическое лицо – до 15 тыс. руб. Мы предлагаем увеличить штраф за такое нарушение.
Два автопоезда с грузами без разрешительных документов простояли на Коченевском посту два с половиной месяца. Хотя весь маршрут был расписан таким образом, чтобы объехать посты ГИБДД и посты весового контроля. Но попали в поле нашего зрения во время рейда… И до устранения нарушения простояли, потеряв много денег. Так что лучше соблюдать требования действующего законодательства.
И если в течение полугода (сейчас – 3 месяца) не рассчитался – запретить въезд или выезд с территории РФ. За каждое нарушение – соответствующая кара. Должна быть неотвратимость наказания. И каждый должен это знать.
спецкор. «ТР»
Новосибирск
25.09.2014