О том, как ее усилить, шла речь на III Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму – 2014».
Конференция прошла на площадке правительства Москвы под председательством заместителя министра транспорта РФ Николая Захряпина. Сопредседателями форума стали первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту Виталий Ефимов и заместитель председателя комитета Александр Старовойтов.
Для участия в конференции собрались более 300 участников со всех уголков страны. Тематика обусловлена повышенным вниманием к вопросам обеспечения безопасности на транспорте, которые нашли свое отражение в обновленной редакции «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года». В феврале нынешнего года внесены изменения в законодательство в области транспортной безопасности, кроме того, Минтранс России подготовил пакет проектов нормативных правовых актов, требующих обсуждения с учетом реалий сегодняшнего состояния отрасли.
Форум начался с работы четырех секций по видам транспорта и завершился пленарным заседанием, на котором были подведены итоги секционных заседаний и выработана единая консолидированная позиция представителей отрасли с рекомендациями по вопросам обеспечения транспортной безопасности.
Перед пленарным заседанием во время встречи с журналистами Николай Захряпин заявил, что внесенные в феврале дополнения в нормативно–правовые акты и, прежде всего, в закон «О транспортной безопасности», учитывают реальные условия функционирования транспортного комплекса. При этом дополнительные акты нормативного регулирования позволяют повысить эффективность системно реализуемых мер по обеспечению транспортной безопасности.
Что касается нового пакета документов, он направлен на дальнейшее совершенствование законодательства. В частности, прописаны такие понятия, как подразделения транспортной безопасности с соответствующими полномочиями, досмотр со всеми особенностями. Появилась аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, которая определяет конкретных лиц на объектах и субъектах транспортной инфраструктуры, отвечающих за вопросы обеспечения безопасности и непосредственно их реализующих.
Нашла отражение в новых документах сертификация технических средств по обеспечению безопасности, что является важным и существенным вкладом в реализацию подходов, направленных на повышение защищенности объектов.
Совершенствуется система профессиональной и дополнительной подготовки специалистов по транспортной безопасности, разработаны типовые программы обучения, которые будут направлены в учебные заведения.
Определены органы аттестации и аттестующие организации сил обеспечения транспортной безопасности, их подразделений. Словом, по мнению замминистра, разработан ряд норм, который позволяет обеспечить более системную и качественную подготовку специалистов.
Говоря о финансировании мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, Николай Захряпин отметил, что вести расчеты сложно даже в предварительном варианте. Потому что для каждого субъекта транспортной инфраструктуры, транспортных средств предусматривается индивидуальный подход. В этом, собственно говоря, и состоит идея: не навязывать субъекту какой–то перечень мероприятий, а предложить ему реализовать ряд требований. Они по сути являются целевыми индикаторами для конкретного субъекта. А их достижение зависит от того, какие у него финансовые возможности, особенности функционирования, географическое расположение, наконец, какие меры по транспортной безопасности уже реализованы.
В ходе пленарного заседания заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Старовойтов выступил с докладом о состоянии законодательства в сфере транспортной безопасности и перспективах его совершенствования. Он подчеркнул, что, несмотря на значительные успехи по совершенствованию нормативного правового регулирования сферы транспортной безопасности, остается немало нерешенных вопросов и противоречий, зачастую создающих избыточные административные и финансовые барьеры для представителей транспортной отрасли. Это увеличивает издержки и снижает конкурентоспособность отечественных компаний.
Это подтвердил Николай Захряпин, который отметил важность конференции как площадки, где российские транспортники могут обменяться мнениями именно по вопросам практического применения законодательства в сфере транспортной безопасности. По его мнению, подобные форумы позволяют наладить обратную связь между чиновниками, разрабатывающими нормативные правовые акты, и российскими транспортниками, которым приходится требования этих документов выполнять. Такой обмен мнениями важен для обеих сторон. Он позволяет оперативно решать возникающие проблемы, корректировать законодательство и в конечном счете повышать защищенность транспортного комплекса России от актов незаконного вмешательства.
Между тем, как показали дискуссии на секциях и пленарном заседании, у транспортного сообщества остается много вопросов. В частности, по итогам обсуждения на секции «Воздушный транспорт» выработано консолидированное мнение о необходимости реальной унификации требований отечественного законодательства и международных норм, а именно – транспортной и авиационной безопасности. На реализацию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на воздушном транспорте уже вложено более 20 млрд руб., а общие затраты в перспективе могут составить порядка 100 млрд руб.
Участники секции были ознакомлены с новыми технологиями в рентгеновской досмотровой технике, особенностями управления безопасностью аэропорта, в том числе с проблемами традиционного подхода к построению системы безопасности и способами их решения.
На секции «Железнодорожный транспорт. Метрополитены» специалистами отмечено, что разработка нормативных правовых актов в сфере транспортной безопасности идет медленно. В результате транспортники просто не в состоянии выполнить требования закона «О транспортной безопасности», поскольку порядок реализации заложенных в законе норм должным образом не разъяснен. При этом на них регулярно налагаются штрафные санкции за неисполнение норм закона. По мнению специалистов, правильным решением было бы возложить полномочия по категорированию и оценке уязвимости объектов на их собственников, исключив навязывание им завышенных требований. Сегодня для полной реализации требований законодательства в сфере транспортной безопасности только Московскому метрополитену необходимо 12 млрд руб., а личный состав подразделений транспортной безопасности должен составить 19 тыс. человек. Это почти половина работающих сегодня на метрополитене сотрудников.
Участникам секции были представлены современные технологии видеонаблюдения, включающие «умные» функции видеоаналитики, которые позволяют обеспечивать безопасность на транспорте и успешно используются не только на метрополитене, но также и на вокзалах, в аэропортах и других местах массового скопления людей.
О проблемах с реализацией требований законодательства на морском и речном транспорте на пленарном заседании рассказал модератор профильной секции, президент союза «Национальная палата судоходства» (СНПС) Алексей Клявин. Сегодня флот (в частности, морской) – наиболее либеральный сегмент транспортного рынка. И если требования национального законодательства становятся обременительными для судовладельцев, то они могут легко сменить «страну флага». По словам президента СНПС, в результате на долю судов под российским флагом приходятся лишь 3% в общем объеме морских грузоперевозок в портах России. И ситуация будет усугубляться, пока не будут устранены противоречия между отечественным и международным законодательством в сфере безопасности на флоте. В частности, законодательно не до конца урегулирован вопрос признания планов транспортной безопасности в качестве планов охраны в соответствии с Кодексом ОСПС. Аналогично обстоит дело с обеспечением транспортной безопасности морских и речных судов и иных плавсредств, находящихся в ведении Росрыболовства, Атомфлота, нефтяных и газовых компаний, Минобороны и др.
Участники секции «Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство. Городской электротранспорт» особенно активно обсуждали приказ Минтранса России от 23 июля 2014 года № 196 «Об установлении перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта». По мнению делегатов конференции, этот перечень нуждается в дальнейшем расширении с целью исключения из него объектов транспортной инфраструктуры и ТС, не являющихся опасными с точки зрения транспортной безопасности. Были высказаны предложения по внесению изменений в критерии оценки ОТИ дорожного хозяйства при определении их категории с точки зрения значимости, а также по снижению требований транспортной безопасности к ОТИ третьей и четвертой категорий.
Большое количество вопросов у представителей
автомобильного транспорта
вызывает и механизм исполнения приказа Минтранса России о формировании и ведении автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах (АЦБПДП). Следует учитывать тот факт, что иностранные перевозчики уклоняются от его исполнения, и это ставит их в более выигрышные условия.
По общему мнению делегатов конференции, обсуждение проблем оказалось продуктивным и полезным для всех участников. При этом представители госорганов и транспортного сообщества единодушны в том, что в сфере транспортной безопасности нужно придерживаться принципа разумной достаточности. Так, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов заметил, что есть предварительные расчеты, которые показывают, что при существующих подходах на полную реализацию требований закона №16–ФЗ на всех видах транспорта может понадобиться около 1 трлн руб. Это очень много для экономики России, которая сейчас находится далеко не в лучшем состоянии. Поэтому там, где это не создаст угрозы безопасности, нужно стараться минимизировать расходы на подобные мероприятия.
Но, конечно, подходить к этому стоит осторожно и взвешенно. Как сказал заместитель руководителя
Ространснадзора Владимир Черток, международный терроризм постоянно ищет слабое звено. Например, сейчас таким звеном является автомобильный транспорт – и ОТИ, и ТС. И статистика показывает, что количество угроз на транспорте в России продолжает расти. В прошлом году были зафиксированы 543 реальные угрозы и 60 прямых АНВ. В 2014–м эти цифры могут возрасти.
По итогам конференции будут приняты рекомендации транспортного сообщества по наиболее актуальным вопросам регулирования деятельности в области транспортной безопасности на территории России. Этот документ будет направлен заинтересованным органам федеральной законодательной и исполнительной власти для изучения и использования в процессе совершенствования правовой базы.
обозреватель «ТР»
18.09.2014