Студенческие отряды являются своего рода визитной карточкой МИИТа. География их дислокации с каждым годом ширится. Нынешним летом, к примеру, в третьем трудовом семестре были задействованы полторы тысячи человек, а распределились они по трем десяткам сфер деятельности. Мотивирующие факторы для студентов очевидны – трудовой опыт и материальная поддержка. Многие из них радуются первым заработанным деньгам. Диапазон зарплат этим летом составлял от 15 до 50 тыс. руб. в месяц.
– Традиционно основной для нас является железнодорожная отрасль, – сообщил заместитель руководителя Управления молодежной политики университета Алексей Лучин. – Этим летом в МИИТе для ОАО «РЖД» были сформированы десять профильных отрядов: проводников пассажирских вагонов, помощников машиниста, билетных кассиров, вожатых в детских оздоровительных учреждениях, общестроительные и круглогодичные отряды по ремонту подвижного состава.
По словам начальника штаба студенческих отрядов МИИТа Юрия Завалихина, основная трудность заключалась в оформлении на производственную практику студентов, которые учатся по целевым направлениям. Однако ОАО «РЖД» пошло навстречу, и практика, организованная университетом в рамках трудового семестра, засчитывалась как пройденная на «нужном» предприятии. Командир отряда проводников Виктор Виноградов напомнил о проблеме, которая возникла в подготовительный период: было непросто получить справки в поликлиниках о состоянии здоровья, особенно в психоневрологическом и наркологическом диспансерах. Дело в том, что многим иногородним студентам, проживающим в общежитиях, было трудно в разгар учебного года ехать за документами по месту жительства. А московские поликлиники таких справок не дают, хотя по закону должны это делать. В самой работе трудностей не возникало, отметили молодые командиры. Главное для студента – втянуться в процесс, пройти «обкатку».
Старшекурсник Института управления и информационных технологий МИИТа Андрей Ромашко этим летом был приглашен работать в штаб, а раньше трудился в отрядах проводников и помощников машиниста. Сначала «низшим чином», потом командиром.
– С начала календарного года в мои обязанности входило формирование отряда, – рассказал он. – Нужно было вывешивать объявления в учебных корпусах, давать информацию на студенческое радио и в газету. Всех желающих записывали на курсы рабочих профессий факультета довузовской подготовки. Там мы получали навыки для работы и узнавали правила техники безопасности.
Безопасность, по словам Андрея, всегда превыше всего. Поэтому все студенты изучили правила техники безопасности, прошли медкомиссию. Человек с практики должен вернуться здоровым. В этом отношении командир – ответственная должность. Не допустить развития конфликтных ситуаций в бригаде, проследить, чтобы все получили зарплату, – эти и многие другие задачи легли на плечи молодого человека.
– Вот так железная дорога ставит на рельсы жизни, – резюмировал Андрей Ромашко.
В этом году в МИИТе впервые был сформирован отряд монтеров железнодорожного пути. Они занимались обслуживанием и ремонтом путей, содержанием метрополитеновских тоннелей. Отряд билетных кассиров и операторов на транзакционных терминалах самообслуживания продолжил сотрудничество с Московским железнодорожным агентством. Местами их работы стали железнодорожные вокзалы Москвы. Круглогодичные отряды «Вагонник», «Ремонтник», «Локомотивщик» трудились на Московском локомотиворемонтном заводе, Московском вагоностроительном заводе имени Войтовича, в ГУП «Московский метрополитен», АО «Федеральная пассажирская компания».
Ежегодный миитовский отряд гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций был создан для контроля и обеспечения мер безопасности в учебных корпусах, служебных помещениях и общежитиях, проверки работоспособности противопожарного оборудования. По словам замруководителя Управления молодежной политики МИИТа, бойцы отряда были ориентированы на подготовку к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, Алексей Лучин отметил отряд «Максимум», сформированный для работы в детских оздоровительных лагерях. Студенты МИИТа работали в детских лагерях Подмосковья – «Кратово», «Старая Руза» и многих других.
– Изюминка этого направления – профориентация. Ведь в основном в наших лагерях отдыхают дети железнодорожников. Их общение со студентами формирует профессиональный выбор, укрепляет династии, – сказал Алексей Лучин.
С ним солидарен командир отряда вожатых Алексей Борисов, занимающийся такого рода работой уже семь лет. Три из них – в родном МИИТе.
– В других лагерях работают практиканты в основном из педагогических институтов, а мы едем именно к детям железнодорожников, – пояснил Алексей Борисов. – С детьми интересно, хотя и сложно – ведь их нужно воспитывать. У меня в отряде есть вожатые, которые сами лет десять ездили в этот лагерь и в дальнейшем хотят отправлять туда своих детей. Это позволяет проводить мероприятия на хорошем уровне. Руководство меняется, может не знать, какие здесь традиции. А дети и вожатые свои традиции сохраняют.
В этом году студенты МИИТа также обеспечивали бесперебойную работу информационного центра Министерства транспорта РФ, оказывали юридическую помощь и занимались правовым обучением московских школьников. Их руками приводилась в порядок территория самого университета и столичные парки района Марьина Роща. Проводники пассажирских вагонов трудились на многих направлениях – от курортных городов (Сочи, Анапа, Новороссийск) до дальневосточных и северных регионов (Мурманск, Северодвинск, Воркута, Хабаровск, Владивосток). Поезда, обслуживаемые студенческими бригадами МИИТа, отправлялись со всех вокзалов Москвы. И здесь вуз выходит за рамки летнего периода: во время массовых зимних пассажирских перевозок был сформирован отряд проводников. Он состоял из четырех поездных бригад, каждая из которых была закреплена за конкретным составом.
Летом 2015–го был создан еще один отряд – для работы стюардами на высокоскоростных поездах «Сапсан». Другая новинка – отряд «Две столицы», сформированный из студентов МИИТа и Петербургского государственного университета путей сообщения. Его бойцы были задействованы в проектах по реконструкции железнодорожных магистралей в Юго–Восточном регионе страны.
Для командира отряда «Две столицы» Тиграна Алексаняна самое главное – создание благоприятной рабочей атмосферы.
– Ребята у нас дружные. Оттого и работа спорится, – отмечает командир.
Отряд был задействован на строительстве стратегического объекта – дополнительного соединительного пути с путепроводной развязкой. Молодые люди занимались покраской зданий, заменой рельсов, а также сборкой стрелочных переводов. Для московских и питерских студентов был специально построен студгородок с футбольными и волейбольными площадками, штабом (где был телевизор и другие атрибуты цивилизации), бытовками (в которых проживали по четыре человека) и оборудованными душевыми кабинами.
Словом, молодые люди получили уникальный опыт работы в команде, освоили дополнительную рабочую профессию и повысили свой профессиональный уровень. Ну и, конечно, заработали неплохие деньги, которые, как говорится, лишними не бывают.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
27.08.2015