• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

С прицелом на «железку»

День «сурика»Подготовка юристов и экономистов в МИИТе имеет свою специфику.

День «сурика»Говорят, что на рынке труда наблюдается переизбыток юристов, менеджеров и экономистов. Как результат, за последние три года Минобрнауки России более чем на 80% сократило бюджетный прием на экономические и юридические специальности в транспортных вузах. И в последние два года для Юридического института Московского госуниверситета путей сообщения выделение бюджетных мест совсем не предусмотрено. А в Институт экономики и финансов МИИТа в нынешнем году на бесплатное отделение планируется принять всего 30 человек (для сравнения: в 2013 году были зачислены 124 бюджетника). Насколько обосновано такое сокращение в условиях, когда отрасль испытывает нехватку квалифицированных кадров?

Юристы нужного профиля

Запоминающаяся практика была у пятикурсника Юридического института МГУПСа (МИИТа) Владимира Тимошичева, обучающегося по специальности «юриспруденция и гражданское право». На протяжении двух месяцев Владимир занимался адаптацией различных правовых документов под нужды департамента безопасности движения ОАО «РЖД». Задачи, которое ставило перед ним начальство, были непростыми, но он очень старался. Правда, адаптировать закон, связанный с обеспечением авиационной безопасности, под нужды железнодорожной компании ему не удалось. По словам Владимира, в авиации, как и в железнодорожной отрасли, своя специфика. Студент выпускного курса уверен в том, что по окончании вуза без работы не останется. В компании он зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Несомненно, его там ждут как хорошо подготовленного специалиста.
А студентке четвертого курса Нине Сац, получающей специальность юриста, довелось проходить практику в правовом департаменте ОАО «РЖД». Поначалу девушку слегка смутила непростая процедура получения допуска в эту солидную компанию, но молодой коллектив профессионалов встретил ее очень радушно. В департаменте девушка занималась обработкой данных исковых заявлений, проводила правовой анализ различных происшествий на железной дороге. Советами помогали будущие коллеги. А потом поручили вести собственное дело, предложив искать пути его правового решения. Нина с гордостью вспоминает, как самостоятельно вела первое дело в суде. Девушка планирует окончить вуз и трудоустроиться именно в эту компанию. Сейчас же в планах – двухлетняя учеба в магистратуре Юридического института МГУПСа.
По словам директора Юридического института МГУПСа Николая Духно, практически сразу трудоустраиваются около 80% выпускников вуза. Широко распространенную точку зрения о переизбытке юристов на рынке труда он считает заблуждением.
Институт предлагает студентам широкие возможности построения карьеры, отмечает заместитель директора ЮИ МГУПСа по учебно–методической работе Марианна Филиппова. Залогом этого являются перечень специальностей и направлений, по которым вуз осуществляет подготовку, эксклюзивные профили и специализации, а также возможности дополнительного образования. Транспортно–правовой профиль является одним из ключевых направлений. Около двух третей его учебных дисциплин так или иначе посвящены транспортной тематике. Это транспортное право в его широком понимании, право международных перевозок, актуальные проблемы транспортной безопасности, правовое регулирование трудовых отношений в транспортном комплексе, правовое положение учреждений, подведомственных Минтрансу России, и многое другое. В целом таких дисциплин (если к ним еще присовокупить дисциплины, реализуемые в МИИТе) наберется около тридцати.
– Кроме этого, у нас создана уникальная магистерская программа – правовые основы государственного и корпоративного управления на транспорте, – говорит Марианна Филиппова. – Она ориентирована исключительно на потребности работодателей транспортного комплекса.
Второкурсница ЮИ МГУПСа (МИИТа) Полина Юданова объясняет выбор вуза тем, что многочисленные частные юридические вузы, появившиеся в свое время, как грибы после дождя, зачастую предоставляют молодым людям лишь «верхушки» знаний. В результате выпускники таких учебных заведений не могут трудо-устроиться, потому что ничего толком не умеют делать. Оплата же учебы в высокостатусных университетах, по мнению девушки, зачастую оказывается не по карману простому смертному. По качеству обучения, замечает Полина, Юридический институт МГУПСа ничуть не хуже других престижных вузов. Аргумент в пользу МИИТа еще и в том, считает Полина, что он славится своими тесными контактами с железнодорожными и другими транспортными компаниями, что уверенно гарантирует трудоустройство по окончании вуза.
Впрочем, не только транспортные компании нуждаются в молодых специалистах, обладающих крепкими правовыми знаниями. На официальном сайте Юридического института в разделе «Ярмарка профессий» можно ознакомиться с вакансиями, о которых сообщают различные предприятия и организации. Например, требуются специалисты в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, Управление Минюста России по Московской области и другие, спектр очень широк. Предлагается пройти стажировку в аппарате правительства Москвы. Может, кому–то размеры первоначальных окладов покажутся скромными, но для толковых молодых специалистов в солидных компаниях и учреждениях всегда предусмотрен последующий карьерный рост.
– Когда проводится анализ того или иного ЧП, рассматривается вопрос построения новых транспортных коридоров или решается проблема развития скоростного движения, без правовых знаний не обойтись, – поясняет директор Юридического института МГУПСа (МИИТа). – Поэтому востребованность наших специалистов заметно увеличивается. Каждый год запрашивается определенное количество выпускников в разные структуры, причем не только в железнодорожные, но и в другие транспортные компании, а также в Министерство транспорта РФ. Но правовые знания – это больше, чем профессия юриста, – считает Николай Духно. – Они позволяют пре-успеть практически в любом виде деятельности и даже организовать собственное дело. Правовые знания у работников транспорта приобретают новый смысл в решении сложных задач отрасли. Потребности в правовых знаниях на транспорте из года в год возрастают.

Профицит экономистов – миф?

Не переживает насчет будущего трудоустройства и пятикурсница Института экономики и финансов МИИТа Анна Яшина. Ее специальность, связанная с экономикой и управлением на железнодорожном транспорте, очень востребована на рынке труда. Однако, окончив вуз, девушка планирует продолжить научную деятельность в качестве аспиранта кафедры экономики и управления на транспорте родного института. Обучение по целевому направлению такую возможность предполагает, тем более что девушка выиграла грант Московской железной дороги на написание дипломного проекта, тематика которого связана с разработкой сбалансированной системы показателей на МЖД. Задача, которую ставит перед ней предприятие, связана с построением долгосрочной финансовой стратегии компании на основе предоставленных данных.
Студентка четвертого курса Института экономики и финансов МИИТа Алина Трещева пишет диплом на тему «Экономическая эффективность перевозок грузов в контейнерах». В рамках своей темы Алина рассматривает железнодорожные, водные и смешанные виды перевозок, что связано с таким перспективным направлением, как логистика. Производственную практику студентка по целевому направлению проходила в отделе стратегического развития компании ПАО «ТрансКонтейнер». Удалось понаблюдать воочию, каким образом в терминале осуществляются погрузка и разгрузка контейнеров, а также работа товарно–экспедиторской конторы на железнодорожной станции.
Виктория Шерстнева, одногруппница Алины, окончив вуз, хочет работать в какой–либо престижной транспортной компании. Она интересуется темами, связанными с историей развития транспорта, стимулированием инновационной деятельности в этой сфере. Практику проходит в одной из дирекций пассажирских обустройств ОАО «РЖД», где ее распределили в финансово–экономический отдел. Приоритет на железной дороге всегда будет иметь экономист, знающий технологию железнодорожного транспорта, считает студентка. Специалистам, которые приходят на работу в компанию из неотраслевого вуза, приходится непросто: им необходимо значительно больше времени на то, чтобы погрузиться в специфику транспортной экономики.
По словам заведующей кафедрой экономики и управления на транспорте Института экономики и финансов МИИТа профессора Натальи Терешиной, за 85 лет существования вуза здесь накоплен большой опыт и сформировались традиции в подготовке экономистов и менеджеров на транспорте. Не прекращается работа по укреплению связей с производством и расширению прямого участия в финансово–экономической работе отечественных транспортных предприятий.
Студенты транспортных вузов в процессе обучения получают не только необходимые компетенции в области теории экономики и управления, но и знания в вопросах обеспечения безопасности перевозочного процесса, оптимизации товарообменных процессов, развития межрегиональных и международных связей. Для того чтобы понять особенности экономики транспорта, считает Наталья Терешина, нужно овладеть основными знаниями о транспорте как особой сфере человеческой деятельности. Сфера эта, можно сказать без преувеличения, очень сложная. Целый ряд экономических дисциплин, таких как статистика, цено-образование, управление затратами и себестоимостью на транспорте, существенно сложнее в сравнении с другими отраслями и видами хозяйственной деятельности.
– Таким образом, экономист–транспортник должен быть, с одной стороны, знающим экономистом, – отмечает Наталья Терешина, – а с другой – специалистом в области функционирования и развития транспорта, что требует уникальных компетенций, не формируемых в рамках существующих стандартов подготовки среднестатистического экономиста или менеджера. Скажем, для экономиста–транспортника необходимы глубокие компетенции в области техники и технологии отдельных видов транспорта – знание особенностей и сфер рационального применения различных видов транспорта для оценки возможностей выстраивания их эффективного взаимодействия. По словам профессора, в условиях глобализации экономики и транспорта особое значение приобретает формирование компетенций в области логистики, а также в области техники и технологий – для того, чтобы квалифицированно оценивать и прогнозировать применение инновационных, экономически эффективных проектов и решений.
Руководство отраслевых вузов продолжает настаивать на том, что подготовка кадров в области юриспруденции и особенно экономики на транспорте должна быть признана профильной. Подобное предложение с обоснованиями было направлено в Минтранс и Минобрнауки России. В нем среди прочего представители отраслевого образовательного сообщества высказывают серьезную озабоченность тенденцией к сокращению бюджетных мест на экономических и юридических направлениях в железнодорожных вузах. По словам Натальи Терешиной, Минтранс России поддержал идею придания экономистам транспорта статуса профильного направления для подведомственных вузов. Мин-обрнауки в общем тоже не против, но только после того, как будут разработаны профес-сиональный и образовательный стандарты, в которых будут четко определены черты между неотраслевой и транспортной экономикой или
юриспруденцией.
За подготовку проекта образовательного стандарта в инициативном порядке взялся Институт экономики и финансов МИИТа. Документ уже направлен в оба ведомства.
– Сейчас нас устроит увеличение бюджетных мест хотя бы до прежнего уровня. Только тогда можно говорить о конкурентной среде в сфере подготовки экономистов, – считает Наталья Терешина.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

4.06.2015

 

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya