Насколько готовы перевозчики, транспортники и пассажиры
к новым правилам, включенным
в качестве поправок в ФЗ № 16
«О транспортной безопасности».
«Ни для кого не секрет, что безопасность в небе начинается с обеспечения безопасности на земле. Наши пассажиры давно уже привыкли к тому, что в аэропорт надо прибыть заблаговременно и пройти предварительный досмотр. В авиации такой порядок существует уже давно, более сорока лет. Как и неписаное правило: досмотр должен быть профессиональным и тщательным, но при этом максимально корректным для пассажиров. Я хочу особо подчеркнуть – профессиональным! То есть доверить проводить его можно лишь специально подготовленным и обученным сотрудникам, которые призваны обеспечить безопасность населения на транспорте».
Эти слова были сказаны директором учебного центра «АэроМаш» Наталией Кан на заседании экспертного «круглого стола» на тему: «Создание служб транспортной безопасности в России: чего ждать пассажирам и перевозчикам? Программа подготовки и обучения специалистов». Он состоялся в издательском доме «Комсомольская правда». Его участники попытались выяснить, насколько готовы перевозчики, транспортники и пассажиры к новым правилам, включенным в качестве поправок в ФЗ № 16 «О транспортной безопасности», проект которого находится на рассмотрении в Госдуме. Эти поправки в случае их принятия, а у транспортного сообщества нет сомнения, что депутаты их одобрят, существенно расширят полномочия служб безопасности в части проведения досмотра пассажиров и их личных вещей на всех видах транспорта.
Первый вступила в разговор за «круглым столом» начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности ГУТ МВД РФ Алла Антонова: «Отрадно, что в новом проекте закона учтены наиболее важные, на наш взгляд, предложения и замечания, высказанные экспертами и сотрудниками транспортной полиции. О необходимости создания специализированных подразделений транспортному сообществу стало ясно с первых дней, как только стали проводить конкретные мероприятии по организации досмотра пассажиров на железнодорожных и автовокзалах и на других объектах транспортной инфраструктуры. Это позволит нашим сотрудникам, контактируя с созданными подразделениями, основное внимание уделять непосредственным обязанностям – следить за порядком в аэропортах, на вокзалах, в метрополитене. Сегодня у нас в России нет единообразия в охране транспортных объектов. Единая же служба подготовленных по единым стандартам специалистов позволит повысить уровень защищенности всей транспортной инфраструктуры, в том числе и от террористических угроз. Что касается пассажиров, то с принятием поправок в законодательство никаких особых изменений для них не вводится. Они уже на многих вокзалах проходят предварительный досмотр, почти как в аэропортах. А от того, что его будут осуществлять специально подготовленные и обученные специалисты, пассажиры только выиграют».
Что касается обучения и переподготовки сотрудников транспортной полиции, то Алла Антонова напомнила, что в этом направлении уже много лет работает Всероссийский институт обучения, переподготовки и повышения квалификации работников МВД. Особое внимание здесь уделяется обучению сотрудников по транспортной безопасности. В институте создан Центр подготовки высококвалифицированных специалистов, несущих дежурства на транспортных объектах. Он представляет собой аналог действующего аэропорта Домодедово и оснащен всеми необходимыми учебными пособиями, оборудованием и техническими средствами. Обучение проводится по пятиуровневой системе обеспечения.
Не секрет, что при принятии решения о создании подразделений транспортной безопасности самым острым остается кадровый вопрос. Причем проблемы возникают уже при заполнении штатного расписания. Ведь на работу нельзя принимать людей с непогашенной судимостью. И тех, кто состоит на учете в психиатрическом или наркологическом диспансерах. А также граждан, уволенных с работы за дисциплинарные проступки и действия, порочащие честь государственного служащего. Не стоит пытаться поступить в специализированные подразделения и тем, на кого органы внутренних дел составили заключение о невозможности допуска на работу, связанную с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья людей. В ФЗ № 16 предложено внести ряд поправок. В частности, нельзя принимать в эти подразделения людей, связанных с криминалом, и тех, кто совершил преступления, которые не были своевременно раскрыты. Как и людей, употребляющих наркотики или злоупотребляющих алкоголем. Не место на такой ответственной службе и тем, кто намеренно исказил в заполняемых анкетах достоверную информацию о себе. Как и нарушителям трудовой дисциплины на прежней работе. Вот сколько сведений требуется кадровикам тщательно проверить, прежде чем дать добро на прием.
Что касается подготовки и обучения сотрудников транспортной безопасности, то и здесь в вузах сталкиваются с определенными проблемами. Но и они вполне успешно разрешаются. МИИТ по праву считается головным среди всех транспортных учебных заведений. И не случайно, что именно в нем была создана Академия комплексной безопасности, а при ней учебный центр транспортной безопасности. Таких учебных центров в стране сейчас девять, все учебные программы для них, методические пособия разрабатывают в МИИТе. О том, какие задачи решают в Академии комплексной безопасности, поведала начальник учебного центра Марина Жарикова. Основная из них – это профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и должностных лиц в области транспортной безопасности и преподавательского состава для учебных центров страны. На Академию также возложена обязанность создания сети филиалов головного учебного центра, а также разработка с учетом специфики категорий обучающихся (население, специалисты транспортного комплекса) электронных средств, обеспечивающих возможность самостоятельно заниматься непрерывной профессиональной подготовкой и повышением квалификации в области транспортной безопасности.
Что касается создаваемых подразделений транспортной безопасности, то сотрудники, ответственные за досмотр пассажиров, грузов и ручной клади, проходят обучение в этом учебном центре по шести разработанным в 2012 году программам. Они рассчитаны на 72 часа занятий. А другие работники транспорта знакомятся с методами и средствами проведения досмотра. К их услугам предоставлены три лаборатории, аудитория для практических занятий и компьютерный класс.
Марина Жарикова сообщила, что лаборатория «Технические средства досмотра пассажиров, ручной клади и багажа» оснащена самым современным оборудованием и приборами, позволяющими обнаруживать запрещенные к провозу на транспорте вещества и предметы, в том числе и взрывчатые. В лаборатории «Психологический профайлинг» сотрудники создаваемых подразделений учатся по поведенческой реакции выявлять в потоке пассажиров потенциальных преступников и террористов. Лаборатория «Инженерно–технические средства обеспечения транспортной безопасности» оснащена наглядными пособиями средств и систем охраны объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и метрополитенов. В аудитории для практических занятий проводится отработка навыков применения переносных средств и мобильных комплексов. А в компьютерном классе обучающиеся на тренажерах осваивают программы для планирования мер и контроля состояния безопасности транспортных объектов, оценки их уязвимости и другие.
«Сегодня в нашем центре могут проходить обучение до 1,5 тыс. человек в год. В наступающем 2014 году будет увеличено количество учебных программ, закуплены новые тренажеры и другие технические средства. Кстати, все разработанные нами программы обучения востребованы. К сожалению, до сих пор нет еще у нас стандартов обучения и квалификации специалистов в области транспортной безопасности», сказала в заключение Марина Жарикова.
К ее словам можно добавить, что в наступающем новом году рядом с одной из станций подземки появится пункт управления безопасностью работы столичного метрополитена. На его создание выделено более 120 млн рублей. В этот пункт будет поступать информация с камер, установленных в зонах досмотра, металлических рамок, датчиков радиации и взрывоопасных веществ. Все сотрудники нового центра безопасности пройдут обучение по специальной программе и получат специальную форму.
Директор учебного центра «АэроМаш», что расположен в районе аэропорта Шереметьево, Наталия Кан убеждена, что на сегодня их УЦ АТБ располагает самой современной в России материально–технической базой. Для проведения наглядных занятий в распоряжение учащихся предоставлено специальное оборудование: компьютеры, интроскопы, стационарный и ручные металлодетекторы. Имеется учебный пункт досмотра, специализированные аудитории и учебный класс. Преподавателями разработаны и сертифицированы более 20 учебных программ. Большое внимание уделяется совершенствованию форм обучения и информационной составляющей учебного процесса. Так, совместно с центром ФСБ РФ были организованы тематические семинары «Выявление и локализация взрывчатых предметов и веществ, способы их сокрытия», в которых приняли участие специалисты служб безопасности ведущих аэропортов страны и образовательных учреждений. Особой гордостью директора учебного центра является программа по обучению профайлингу, в которой обобщен передовой опыт по обеспечению безопасности в аэропортах Израиля и Лондона. Курс уникален. И он ведется уже 2 года.
В настоящее время на всех пунктах досмотра в международном аэропорту Шереметьево работают специалисты этого предприятия. А всего здесь уже прошли обучение более 12 тыс. человек. Сейчас организованы курсы для подготовки сотрудников полиции, которые будут помогать обеспечивать безопасность и порядок в Сочи на Белой Олимпиаде.
«Вообще, нам проще по сравнению с другими учебными центрами, – константировала Наталия Кан, – поскольку у нас была наработана правовая законодательная база, есть международные стандарты обучения, согласованные с ИКАО».
После этих слов невольно возникает вопрос, а надо ли железнодорожникам, другим перевозчикам городить огород, разрабатывать свои стандарты, тратя на это немалые средства. Не проще ли воспользоваться наработками авиаторов, ведь досмотр пассажиров в аэропортах и на вокзалах мало чем отличается по технологии и организации.
Владимир ЧИСТОВ
26.12.2013