заседание коллегии Ространснадзора.
Состоялось расширенное заседание коллегии Рос транснадзора. Председательствовал руководитель службы Александр Касьянов. В работе коллегии принял участие заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул.
В повестку дня были включены сразу три разноплановых вопроса. Речь шла о контроле и надзоре за эксплуатацией судоходных, гидротехнических, портовых, морских и речных сооружений; об автоматизации в сфере автомобильного транспорта и о состоянии и мерах по повышению эффективности в области транспортной безопасности.
Пока – пилотные проекты
После коллегии Ространснадзора, определившей приоритетные направления в контроле за гидротехническими сооружениями (ГТС), прошли четыре года. Срок немалый. И вполне достаточный, чтобы переломить негативные тенденции на этом направлении. Даже при огромном количестве объектов транспортной инфраструктуры. Судите сами: здесь и судоходные шлюзы, плотины и дамбы, трубы и дюкера, водосбросные сооружения и аварийно–ремонтные заграждения, насосные станции и судоподъемники.
Так вот, в результате предпринятых мер количество судоходных гидротехнических со- оружений, находящихся в предаварийном и аварийном состоянии, снизилось на 41,4 и 80% соответственно. А число тех, что пребывают в неудовлетворительном и опасном состоянии, снизилось на 35,9 и 87,5%. Такие цифры озвучил начальник Управления Госморречнадзора Петр Ермолаев. Впрочем, несмотря на позитивные сдвиги, проблем еще хватает. В том числе и со стороны организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения. В частности, при значительных штрафах они привлекают квалифицированных юристов. И суды, даже констатируя факт нарушения, из–за процедурной казуистики (отсутствие в зале инспектора, которому довольно далеко добираться) отказывают в наложении штрафов.
Пользуясь рядом определенных ограничений ФЗ–294, владельцы ГТС умело уходят даже от плановых проверок. Собственники сооружений заключают договор сроком на 1 год, а по его истечении перезаключают договор аренды с новым оператором или вновь образованным юридическим лицом. И таким образом оказываются за пределами контроля и надзора.
Стоит отметить, что достаточно новой работой для Ространснадзора стало определение величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС. Сложность в том, что она связана не только со знанием гидротехники, но и с географическими, социальными, экономическими и промышленными особенностями региона, подверженного временному затоплению в результате аварии ГТС.
Становится очевидным, что в условиях недостаточного количества квалифицированных кадров, большого количества объектов не обойтись без современных информационных технологий. Так, по заказу Ространснадзора два года назад был создан пилотный проект системы комплексного мониторинга судоходных и портовых ГТС в ЦФО.
На втором этапе решения задач ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2015 года» был создан и внедрен модуль комплексного мониторинга судоходных ГТС. Все это даст возможность получать данные параметров фактичес- кого состояния гидроузлов и уровня их безопасности и оперативно реагировать на обстановку без выезда на ГТС.
Системы уже в действии
Если сотрудники Госморречнадзора пока еще в ожидании реальной помощи от инноваций, то их коллеги из Госавтодорнадзора уже пожинают плоды от внедрения автоматизированных систем. Одна из них – Система контроля автомобильного транспорта – допуск, инспектирование, разрешение (СКАТ–ДИР).
Ее целью является повышение эффективности работ по оформлению разрешительных документов, выдаваемых территориальными управлениями, а также по контролю и надзору за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими автомобильные перевозки по территории Российской Федерации, в том числе перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В настоящее время комплекс СКАТ–ДИР установлен в 64 управлениях, 18 территориальных отделах, центральном аппарате – в центре обработки данных.
За 10 месяцев 2013 года системой обработаны более 40 тыс. заявлений. Ее реестр насчитывает порядка 250 тыс. субъектов контроля.
Начальник Управления Госавтодорнадзора Юрий Нежемлин привел пример организации работы в Республике Башкортостан. Прием и выдача всех документов осуществляются одним госслужащим в созданном «Едином окне». Принятые документы рассматривает начальник управления с наложением резолюции по компетенции отделов, где далее руководителями отделов они распределяются исполнителям для подготовки разрешительных документов. Это исключает возможность общения заявителей с госинспекторами.
В целях повышения эффективности проведения контрольно–надзорных мероприятий в 2014 году планируется внедрение одной из составляющих системы СКАТ–ДИР – «АРМ–Инспектор». Данный блок предназначен для оптимизации деятельности инспекторского состава при проведении инспекторских проверок хозяйствующих субъектов.
При проведении транспортного контроля за период 2013 года Ространснадзором были проконтролированы около 1 млн автотранспортных средств, выявлены более 120 тыс. нарушителей.
На сегодняшний день транспортный контроль осуществляется на 175 контрольных пунктах, в работе которых задействованы порядка 1000 человек.
С целью повышения эффективности транспортного контроля Ространснадзором разработана и внедрена информационная система СКАТ–ТК.
С ее помощью решена задача по созданию единой автоматизированной системы транспортного контроля, сформирован единый реестр учета и контроля использования разрешительных документов. На сегодняшний день СКАТ–ТК обеспечивает возможность транспортного контроля на внешней границе Таможенного союза. Так, в 2013 году на стационарном контрольном пункте в Смоленской области на базе СКАТ–ТК реализована работа автоматического распознавания нарушителей, выявляемых транспортной инспекцией Республики Беларусь. При проезде таких транспортных средств система «Ураган» автоматически подает сигнал на пост, и инспектор знает, какое транспортное средство необходимо остановить. Внедрение данной системы позволило существенно упростить работу транспортных инспекторов Смоленского управления Госавтодорнадзора. Если говорить о весовом контроле, то его основной задачей является обеспечение сохранности автомобильных дорог и создание благоприятных условий для эффективного функционирования транспортного комплекса страны в целом.
Система весового контроля основывается на стационарных пунктах весового контроля (СПВК), работу которых обеспечивают Ространснадзор, Госавтоинспекция и Росавтодор. В настоящее время на сети федеральных автомобильных дорог функционируют 34 СПВК. В 2013 году на данных СПВК проконтролированы более 13 млн транспортных средств, из них выявлены 23 тыс. с превышением весовых параметров, штрафные санкции применены к 20 тыс. нарушителей (86%).
Вместе с тем статистика показывает, что нарушителей гораздо больше. Только за 10 месяцев 2013 года без остановки и контрольного взвешивания через СПВК проследовали около 600 тыс. транспортных средств, у которых предварительное взвешивание показало перегруз. Учитывая, что при контрольном взвешивании перегруз подтверждается в среднем у каждого 6–го транспортного средства, можно уверенно сказать, что 100 тыс. нарушителей остались безнаказанными, а федеральный бюджет недополучил штрафов на сумму около 500 млн рублей. Данный факт обусловлен тем, что Ространснадзор не имеет полномочий по остановке грузовых транспортных средств российских перевозчиков и принятию штрафных санкций по ст. 12.21.1 КоАП РФ к нарушителям.
В режиме реального времени
Ространснадзор в сфере обеспечения транспортной и авиационной безопасности осуществляет контроль более чем за 400 тыс. субъектов транспортной инфраструктуры, которые используют миллионы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Как доложил начальник Управления транспортной безопасности Роман Таланцев, в 2013 году контрольно–надзорные мероприятия проводились Ространснадзором в отношении субъектов транспортной инфраструктуры на основании ежегодного плана проверок, в том числе комплексными комиссиями, включающими представителей органов транспортной прокуратуры, ФСБ России и МВД России, а также в ходе проведения внеплановых проверок. В результате проведены 3947 плановых и внеплановых проверок, что в 1,5 раза больше, чем в 2012 году.
По их итогам выявлены 9524 нарушения требований нормативных правовых актов по транспортной и авиационной безопасности, что на 906 нарушений больше, чем в 2012 году. Выданы 2732 обязательных для исполнения предписания, что на 854 предписания больше, чем в 2012 году.
В результате контрольно–надзорной деятельности выявлены следующие типовые нарушения требований российского законодательства в области транспортной безопасности. Во–первых, не соблюдаются сроки по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Как следствие – своевременно не разрабатываются планы обеспечения транспортной безопасности. Во–вторых, не разработаны в полном объеме организационно– распорядительные документы (приказы, инструкции, положения), направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности. В–третьих, фактическое состояние и укомплектованность объектов инженерно–техническими средствами охраны и защиты (ограждение территорий, средства связи и оповещения, системы видеонаблюдения, системы для принудительной остановки автотранспорта и др.) не способны в полной мере обеспечить защиту большинства объектов транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В целях повышения эффективности федерального государственного контроля и надзора в области транспортной безопасности Минтрансом России на базе Ространснадзора в 2013 году развернуты автоматизированные рабочие места инспекторов с возможностью доступа к единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности. Доступ к данной системе позволит инспектору в реальном режиме времени получать информацию о категорировании объектов и транспортных средств, процессе утверждения их оценки уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности.
Также создается сегмент по контролю за соблюдением порядка передачи сведений перевозчиками и субъектами транспортной инфраструктуры в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах, который в автоматическом режиме должен выдавать сообщения о нарушении данного порядка.
Кроме того, на базе существующих дежурно–диспетчерских служб Ространснадзора созданы 5 автоматизированных центров контроля и надзора на транспорте (1 – главный, 4 – территориальных), к концу года планируется ввести в строй оставшиеся 4 центра; поставлены 18 мобильных пунктов контроля (надзора) с функциями подвижного оперативного штаба на месте события; в центральном аппарате и территориальных управлениях Ространснадзора внедряется Комплексная информационная система управления контрольно–надзорной деятельностью по транспортной безопасности, которая позволяет обеспечивать автоматизированную обработку информации, осуществлять контроль за устранением выявленных нарушений, вести административное производство, а также осуществлять дистанционный контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.
Виктор ДМИТРИЕВ
12.12.2013