До открытия летней Универсиады в Казани осталось всего ничего. Счет пошел на дни. И столица Татарстана в преддверии большого праздника наводит лоск. И не только на спортивных базах и комплексах.
Ремонтируются дороги, открыто движение аэроэкспресса, проходят учебные тренировки в международном аэропорту. А вот как решаются вопросы транспортной безопасности в городе, нас пригласил посмотреть, поснимать, поспрашивать Информационный центр Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.
Не откладывая дела в долгий ящик, по прилете в международный аэропорт Казань мы отправились на встречу с теми, кто по долгу службы обеспечивает безопасность пассажиров. Познавательную экскурсию для нас провели заместитель начальника авиационной службы безопасности Виктор Сафаров и начальник линейного отделения полиции в аэропорту Казань Тимур Мухаметшин. Вот что они нам рассказали.
В настоящее время существуют серьезные требования по безопасности пассажиров, которые находятся в здании пассажирских терминалов. И аэропорт Казань выполняет эти требования по оснащенности спецсредствами своих терминалов. Система обеспечения безопасности стандартна для аэропортов и предполагает многоуровневый визуальный и технологический контроль пассажиров и багажа.
В терминалах аэропорта учтены все элементы безопасности, которые рекомендованы законодательством РФ. Введенный в строй прошлой осенью терминал 1А оснащен двумя входными группами, которые полностью укомплектованы рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями. Также оборудованы и пункты предполетного досмотра: только плюс к стандартному набору техники здесь установлены радиоволновые сканеры. Их использование заметно повысило эффективность досмотра и сократило время прохождения пассажирами этой процедуры. При этом его применение обеспечивает обнаружение скрытых в одежде и на теле человека объектов из любых материалов – взрывчатых веществ, взрывных устройств, боеприпасов, огнестрельного и холодного оружия, а также наркотических средств и контрабанды. Тщательной проверке подвергаются не только пассажиры, но и персонал аэропорта и члены экипажа воздушного судна. Служебный вход также оборудован металлодетектором и интроскопом, точно так же здесь выкладывают на ленту сумки и верхнюю одежду, проверяются служебные пропуска.
– Ну а если пассажир окажется с норовом и откажется от навязанного досмотра?
– Его право. Но о полете ему придется забыть. Это уже наше право.
Еще одна горячая новость – завершено строительство периметрального ограждения аэропорта протяженностью 14 километров. На эти цели было выделено 194 млн руб. из федерального бюджета в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Это ограждение включает в себя новейшие разработки наших ученых. Оно оснащено не только традиционными системами видеонаблюдения, предупреждения проникновения и барьером безопасности «Егоза», но и тепловизорами – приборами, которые работают при любом освещении и погоде. Еще одно их преимущество – дальность работы, они улавливают тепло на расстоянии порядка трех километров. Информация автоматически передается на пульт дежурного.
Всех нас поразил новенький ситуационный центр обеспечения безопасности. Посмотришь на табло – глаза разбегаются: сюда передается информация со 194 камер ви-
деонаблюдения, которыми оснащен терминал. Оператору не позавидуешь – 12 часов за пультом.
– Скажите, а вы после работы телевизор дома смотрите?
– Конечно. Какой же без него досуг?!
Камеры видят все. Пошел человек против потока – он на экране крупным планом. Залежался предмет больше десяти минут без присмотра – он обведен красной рамкой.
А еще установленные контрольно–пропускные пункты в аэропорту оборудованы техническими средствами с возможной принудительной остановкой транспорта, что позволяет исключить вероятность несанкционированного проникновения транспортных средств в аэропорт. Также вся территория аэропорта оборудована ограждениями с предупреждающими знаками о запрете проникновения на охраняемую территорию.
Кончились для аэропорта и арендные проблемы. В смысле кинологов. Раньше для осмотра вызывали взрывотехника и специалиста с четвероногим другом. Теперь на базе линейного отдела полиции аэропорта есть своя кинологическая служба. Работу по выявлению взрывчатки и наркотиков будут выполнять три обученных пса.
…Казань заканчивает наводить лоск. Совсем скоро, наверняка, будет блеск. И навсегда – поражающая красота!
Виктор ЧИРКИН,
Юрий ПИРОГОВ (фото),
наши спецкоры
Казань – Москва
14.06.2013