В столице Узбекистана Ташкенте под председательством президента ОАО «РЖД» Олега Белозерова состоялось 63–е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. С момента своего образования эта организация играла и продолжает играть ключевую роль в развитии интеграционных связей на пространстве СНГ.
Благодаря деятельности совета удалось сохранить технологическое единство сети железных дорог, обеспечить согласованное развитие инфраструктуры и тарифной политики железных дорог государств – участников Содружества.
В 63–м заседании совета приняли участие руководители железнодорожных администраций Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, ассоциированные члены совета – руководители железнодорожных администраций Грузии, Латвии и Финляндии. На заседании также присутствовали руководители железнодорожных администраций Литвы и Эстонии и председатель дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. В качестве наблюдателей – представители железнодорожной администрации Ирана и Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.
В итоге были подписаны более 60 нормативных и технических документов, урегулированы вопросы взаиморасчетов между железнодорожными администрациями, переписи грузовых вагонов и контейнеров, разработаны график движения поездов, план формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами в международном сообщении.
«Следует признать, что ни одна из железнодорожных администраций не в силах в одиночку решить задачи и проблемы, возложенные на Совет по железнодорожному транспорту. В этом его роль и значимость», – подчеркнул заместитель премьер–министра Республики Узбекистан Батир Закиров.
Олег Белозеров, подводя итоги эксплуатационной работы сети железных дорог государств – участников Содружества за
9 месяцев 2015 года, отметил, что за этот период перевезены 1,4 млрд тонн грузов, что ниже аналогичного уровня 2014 года на 5,1%. Грузооборот на железнодорожном транспорте сократился на 1,7% и составил 2077,4 млрд т–км. При этом средняя дальность перевозок грузов увеличилась на 3,5% и достигла 1447 км. Перевозки грузов в международном сообщении сократились на 7,2% и составили 15% от общих объемов перевозок.
По словам Олега Белозерова, все это время сеть железных дорог работала в условиях избыточного парка вагонов и наличия в общем парке более 86% приватных вагонов, что негативно сказалось как на управляемости парком, так и на производительности грузового вагона.
За этот период на сети железных дорог государств – участников СНГ перевезены в международном пассажирском сообщении 14,8 млн пассажиров (–36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Снижение пассажиропотока характерно для всех железнодорожных администраций. Наибольший уровень падения объемов перевозок пассажиров произошел на железных дорогах Эстонской Республики (–58,2%), Украины (–54%) и Азербайджанской Республики (–42,8%).
По информации председателя дирекции совета Петра Кучеренко, при разработке графиков движения поездов на 2015–2016 годы размеры пассажирского сообщения были сокращены более чем в два раза, отменены 106 международных пассажирских поездов, что составляет 54% к графику прошлого года. Из 32 направлений следования международных пассажирских поездов 19 являются убыточными (60%). Из оставшихся в графике движения 120 международных пассажирских поездов возможной отмене из–за убытков подлежат около 70 поездов.
«К сожалению, в межгосударственном пассажирском сообщении пока сохраняется негативная динамика. Отток пассажиров на альтернативные виды транспорта свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности железных дорог, – считает Олег Белозеров. – Тем не менее резервы можно найти в повышении качества и ускорении прохождения таможенных процедур».
По мнению главы РЖД, работа по совершенствованию пассажирских перевозок в международном сообщении должна вестись с учетом новых подходов к порядку расчетов за проследование международных пассажирских поездов. В ходе обсуждения этого вопроса большинство железнодорожных администраций отметили, что предлагаемая система расчетов приведет к увеличению себестоимости перевозок более чем в 10 раз. Например, при переходе на оплату за проследование поездов формированием Республики Казахстан по территории РФ убытки от международных пассажирских поездов составят без НДС 18,5 млн руб., а с учетом налога на добавленную стоимость – 225,5 млн руб. (убыток увеличивается в 12 раз).
«Целесообразно уже сейчас организовать работу с национальными органами по установлению льготного налогообложения при оказании услуг по проследованию поезда в международном сообщении», – констатировал Петр Кучеренко.
Олег Белозеров привлек внимание участников заседания к проблеме ресурсосбережения: «Учитывая, что энергоемкость наших экономик пока превышает среднемировой показатель в 2–2,5 раза, внедрение бережливых технологий, аналогичных тем, что используются в развитых странах мира, дополнительно могло бы сэкономить до 35% потребляемой электроэнергии».
Работа по освоению новой техники и внедрению передовых технологий активно ведется в Беларуси, России, Казахстане, Узбекистане. Модернизируются существующие ремонтные предприятия, создаются новые производства по выпуску современного подвижного состава и другой железнодорожной техники.
Значительных результатов в сфере энергоэффективности достигла Латвийская железная дорога, где удельный расход дизельного топлива с 2007 года сократился на 10%.
На Литовских железных дорогах парк локомотивов и вагонов пополняется самым современным энергоэффективным подвижным составом.
На Южно–Кавказской железной дороге в Армении программа ресурсосбережения за 2014 год выполнена с превышением по всем показателям. Экономический эффект составил 105%.
По словам генерального директора Южно–Кавказской железной дороги Сергея Валько, с 2008 года – начала концессионной деятельности – ЮКЖД инвестировала в инфраструктуру 250 млн долларов. В 2015 году эта сумма составит 13,5 млн долларов. «В сентябре мы запустили тяговую подстанцию в Памбаке, которая не эксплуатировалась с 1989 года. Подстанция обеспечивает устойчивое напряжение в контактной сети, что исключает риски при работе тягового подвижного состава на участках с уклонами и кривыми малого радиуса. Тем самым мы сохраняем в нормальном техническом состоянии локомотивы, уходим от рисков повреждения рельсов, – сказал Сергей Валько. – В этом году начали капитальный ремонт с использованием новых рельсов. ПМС «Масис» впервые на территории Армении освоила технологию работы с укладочным краном в условиях тоннелей. А всего за эти годы мы заменили 700 тыс. шпал, отремонтировали 440 км путей, 37 мостов, в том числе 250–метровый Заманлинский, который не ремонтировался со дня его ввода в эксплуатацию в 1898 году. Благодаря планомерной работе количество сходов за последние годы сократилось в 10 раз».
По оценке Международного союза железных дорог, ОАО «РЖД» сегодня является одним из лидеров по энергоэффективности перевозок среди железнодорожных компаний, занимает лидирующие позиции по удельным расходам топливноэнергетических ресурсов на тягу поездов, опережая по этим показателям США и ряд европейских стран. Экономический эффект ОАО «РЖД» от энергосбережения за прошедший год составил почти 5 млрд руб. Энергоемкость за последние 10 лет снижена почти на 25%.
С ресурсосбережением неразрывно связаны и экологические проблемы. Железнодорожные администрации Армении, Казахстана, Киргизии, России и Эстонии заключили соглашение о развитии сотрудничества в области охраны окружающей среды. В дальнейшем к нему может присоединиться любая железнодорожная компания.
На «пространстве 1520» разрабатываются и другие важные проекты, направленные на улучшение транспортного процесса, логистической деятельности, информатизации.
Одним из самых значительных совместных начинаний, по мнению Олега Белозерова, является создание Объединенной транспортно–логистической компании (ОТЛК), куда вошли железные дороги Белоруссии, России и Казахстана. По его словам, деятельность в рамках единой операционной модели привела к значительному росту объемов перевозок в транзитном сообщении Китай – Европа.
Нельзя сказать, что участники заседания смогли найти взаимоприемлемое решение всех проблем. В частности, требуют дальнейшего обсуждения вопросы формирования на «пространстве 1520» согласованной политики в области технического регулирования. В стадии разработки находится новая система финансовых взаимоотношений в международном пассажирском сообщении, где главным принципом будет являться плата за проследование поездов по транзитным железным дорогам.
Наряду с решением проблемы снижения пассажиропотока в международном железнодорожном сообщении эти темы станут предметом дискуссии на очередном, 64–м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ, которое состоится в мае 2016 года в Тбилиси.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
26.11.2015