Союз строителей железных дорог для обсуждения на «круглом столе» в рамках «Транспортной недели – 2015» выбрал тему транспортного строительства в условиях сегодняшних экономических вызовов.
О крупных железнодорожных проектах рассказал заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. Он отметил, что в ближайшей перспективе намечена реализация беспрецедентных объемов строительства железнодорожной инфраструктуры. Так, среди проектов с участием государственной поддержки замминистра выделил следующие: строительство инфраструктуры порта Восточный–Находка, развитие Байкало–Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги, строительство железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск, железнодорожный обход Краснодара, развитие железнодорожной станции Новороссийск, подходы к Керченскому мосту, развитие Московского и Мурманского транспортных узлов, участок железной дороги Чертково – Миллерово и ряд других.
«У нас есть амбиции и возможности для реализации масштабных проектов, и я уверен, что в 2016 году они все будут реализованы в полном объеме с соблюдением всех требований», – подчеркнул Алексей Цыденов.
При этом для максимальной отдачи железнодорожной инфраструктуры в России надо применять инновационные и технологические решения. Алексей Цыденов напомнил, что проект высокоскоростной железнодорожной магистрали является в полной мере инновационным, с возможностью использования передовых технологий развития отрасли.
В число обсуждаемых вопросов организаторы включили такие, как: спрос на технологии, какая инфраструктура необходима для развития высокотехнологичного и конкурентоспособного рынка транспортных услуг и другие. Однако, несмотря на широту предложенной тематики, участники мероприятия свое внимание сконцентрировали на обсуждении строительства ВСМ. О том, на какой стадии находится строительство, какие стоят задачи и с какими проблемами уже пришлось столкнуться, рассказал первый вице–президент ОАО «РЖД» по развитию скоростного и высокоскоростного движения, генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин. В первую очередь он сообщил, что общая стоимость проектирования ВСМ составляет 23 млрд руб. Конкурс на проектирование ВСМ Москва – Казань вы-
играл российско–китайский консорциум во главе с ОАО «Мосгипротранс» при участии Нижегородметропроекта и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd. Проектные работы должны завершиться в 2016 году, и на эти цели намечено израсходовать 15 млрд руб. По его словам, выделенных средств достаточно для расчетов с проектировщиком в первом полугодии. «Вопрос уже не столько в деньгах, сколько в проектных компаниях – успевают ли они по времени реализовывать проектирование», – высказал опасение Александр Мишарин. И оно, кстати, не единственное. «Проектирование ведется по 15 специальным техническим условиям, которые разработаны двумя транспортными университетами, Московским и Санкт–Петербургским, и утверждены приказами Минстроя. Нужно перевести их в своды правил, нужно выпустить еще 20 с лишним стандартов, и эту работу надо провести не в отдаленном будущем, а в 2016 году», – добавил он.
Кроме того, необходимо провести комплекс работ по подготовке территории, что выделено в отдельный этап строительства. Такой шаг будет способствовать сокращению продолжительности инвестиционных и строительных циклов, позволит привлекать иностранные и отечественные организации, обладающие современными технологиями и управленческими навыками, к участию в конкурсах и аукционах на строительство инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта. До сих пор подготовку территории для строительства объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта нельзя было выделить в отдельный этап. Однако это важно при реализации масштабных, капиталоемких, технически и технологически сложных инфраструктурных проектов, реализуемых в том числе на территории крупных населенных пунктов с большим количеством подлежащих выносу из зоны строительства инженерных коммуникаций, наличием большого количества собственников земельных участков и недвижимости, подлежащих изъятию для строительства.
Выделение в отдельный этап строительства комплекса работ по подготовке территории позволит разработать проектную документацию только на выполнение этого комплекса работ и полностью подготовить территорию для капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта, освободив ее от всех обременений.
По высокоскоростной магистрали будет осуществляться как пассажирское, так и грузовое движение, а у каждого из направлений – свои задачи и особенности. По словам Александра Мишарина, подобное разделение движения по ВСМ уже в ближайшее время потребует утверждения новой методики распределения по классам и категорированию железнодорожных линий. «Ввод специализации значительно влияет на требования к конструкциям и технологиям – для грузового движения важна нагрузка, вес – это одна технология, для пассажирского – скорость. Соответственно, возникают и различные требования. Нам важно провести масштабную работу по пересмотру нормативной базы. Перед транспортными и железнодорожными строителями сегодня стоят очень амбициозные задачи. Мы столкнулись не с переизбытком мощностей, как производственных, так и человеческих, а, скорее, с недостатком», – резюмировал Александр Мишарин.
Образно говоря, получается, как в фильме «Кавказская пленница», где один из героев говорит: «Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но... не имею желания».
И все же, несмотря на имеющиеся серьезные проблемы, РЖД представили первые эскизы внешнего и внутреннего вида поезда, который, возможно, будет возить пассажиров по высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Каждый поезд будет состоять из 12 вагонов и сможет развивать скорость до 360 км/ч. Состав сможет вмещать более 700 пассажиров. Большая часть мест – 380 – самого дешевого, так называемого туристического класса. Еще в составе будут 22 места первого класса, 112 кресел бизнес–класса и 229 мест второго класса.
Локомотивы для ВСМ Россия и Китай будут строить вместе. По итогам заседания российско–китайской рабочей группы между локомотивостроительной корпорацией «Чжунчэ чанкэ» и ОАО «Скоростные магистрали» были достигнуты договоренности по проекту высокоскоростной железнодорожной магистрали. В частности, планируется создать совместное производство подвижного состава и оборудования. В первую очередь начнется производство состава для железнодорожной магистрали Москва – Казань. По замыслу инициаторов, китайская сторона возьмет на себя обязательство предоставить технологии производства.
Участники «круглого стола» отметили, что такое масштабное строительство – это полигон для применения новых технологий и технических решений, материалов и конструкций, особенно, когда речь идет о развитии высокоскоростных магистралей для поездов со скоростями в 300–400 км/ч.
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»
24.12.2015