представители власти и бизнеса.
Пятый Международный железнодорожный бизнес–форум «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи собрал более тысячи участников, представителей 300 крупнейших компаний из 35 стран мира. Ключевой его темой стала «Стратегия модернизации на «пространстве 1520»: инновации, инвестиции, интеграция, интеллект».
Выступая с трибуны форума, заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков отметил, что интерес к нему с каждым годом растет, и это говорит о том, что встречи, дискуссии в таком формате востребованы не только среди партнеров по «колее 1520». Железнодорожный транспорт, по словам вице–премьера, позволяет интегрировать социально–экономическое пространство разных стран, расширить возможности для бизнеса, культурного обмена, сохранения традиций добрососедства.
Его значение как ключевого звена экономики особенно выявилось во время кризиса. «Мы извлекли уроки из кризиса, – заявил Александр Жуков. – Главный вывод – необходимо повышать конкурентоспособность и эффективность при обеспечении разумной финансовой политики. Нам нужен поиск новых «точек роста» национальной экономики на основе «прорывных» решений, инноваций и ресурсосбережения».
Одной из главных «точек роста» является развитие транспортной инфраструктуры, уверен президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Он отметил, что это базовая задача для всех, кто понимает экономические тренды.
Инфраструктура – основной базис и для развития «пространства 1520». Не будет опережающего развития железных дорог – не будет развития экономики. Кроме того, это мощный инструмент для преодоления любого кризиса, что показал пример Китая, Италии, США. Так, в Германии сохранили объем инвестиций в свои железные дороги, несмотря на все финансовые сложности. А в Америке сегодня поставлен вопрос о строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей, хотя все знают: американцы – «нация автомобилистов».
А наш транспорт нуждается в ускоренном техническом обновлении. Не секрет, что основные технические решения на сети железных дорог с колеей 1520 мм закладывались в прошлом веке. Почти два десятилетия железнодорожный транспорт испытывал хроническое недофинансирование и практически не обновлялся. Необходим рывок. Ключевыми направлениями стратегии «модернизации 1520» должны быть создание и внедрение новой техники и технологий, обновление кадрового потенциала. Приоритеты уже определены: это развитие инфраструктуры с целью обеспечения необходимых пропускных способностей железных дорог и формирование сквозных «супермагистралей» – международных транспортных коридоров, предоставляющих высокий уровень сервиса.
Многое уже делается. Так, президент национальной компании «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин сказал, что его страна планирует вложить в модернизацию железнодорожных активов 35 млрд долларов до 2015 года. Сегодня реализуется международный проект, который обеспечит выход к странам Персидского залива. Строительство участка рельсового пути в Казахстане завершат к концу этого года. Развивается сеть дорог и внутри республики. В частности, направление на Китай. В прошлом году экспорт сырья в эту страну вырос на 20%, в том числе железной руды – в 4 раза.
Развиваются и международные транспортные коридоры Восток – Запад и Север – Юг. В рамках первого сегодня планируют проложить железнодорожную линию с шириной колеи 1520 мм до Братиславы и Вены. Это, несомненно, ускорит развитие связей между Европой, странами СНГ и Китаем. А в рамках коридора Север – Юг есть планы открыть прямое сухопутное железнодорожное сообщение. Рассматриваются несколько вариантов, в том числе предложение Казахстана и Туркменистана – проложить железнодорожную ветку на восточном побережье Каспия.
Большой интерес и западные, и восточные партнеры проявляют и к программе «Транссиб – за 7 суток», разработанной в ОАО «РЖД». В результате ее реализации уже в 2012 году будет обеспечена возможность доставки грузов от восточной до западной границы России за 7 суток. Потенциал транзитных перевозок по МТК Восток – Запад оценивается экспертами в 1,5 млн ДФЭ в год. Поэтому важно сделать этот маршрут привлекательным. Спрос растет, в связи с этим увеличивается перечень маршрутов следования контейнерных поездов. В конце прошлого года был открыт ряд новых маршрутов, в частности, Латвия (Рига) – Россия (Кунцево–2), Финляндия (Бусловская) – Россия (Шушары).
Ускорение движения пассажирских поездов тоже входит в стратегию «модернизации 1520». ОАО «РЖД» сегодня строит совместные планы с Украиной по открытию скоростного пассажирского сообщения на маршрутах Москва – Киев, Москва – Адлер, а также Москва – Симферополь, Севастополь, Феодосия. Развивается скоростное пассажирское движение и на западном направлении – с выходом на Минск, Брест, Варшаву и Берлин.
Но первым шагом в развитии международного скоростного пассажирского движения станет запуск новых скоростных поездов «Пендолино» между Санкт–Петербургом и Хельсинки. Это совместный российско–финляндский проект. И он находится уже в завершающей стадии. Скоростное пассажирское сообщение планируется открыть в декабре 2010 года. По самым скромным расчетам, это позволит к 2014 году увеличить количество перевозимых пассажиров в 1,6 раза.
А вот высокоскоростное движение пока тормозится. Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Фоат Комаров заметил, что Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года намечено построить в России всего 1200 км высокоскоростных магистралей. Это слишком мало для такой страны, как наша, считает депутат. «Так мы никогда не выйдем на рельсы новой экономики», – заявил он.
Построив ВСМ Санкт–Петербург – Москва, можно решить массу проблем, в том числе и социальных. Мы создадим комфорт пассажирам и обеспечим безопасность перевозок на сверхзагруженном направлении. Есть и другие перспективные проекты. Так, депутат Законодательного собрания Санкт–Петербурга Анатолий Зайцев представил на форуме интереснейший проект «маглева» – высокоскоростной линии для поездов на магнитном подвесе, которую можно проложить в Царское Село, соединив его с аэропортом, вокзалом и центром города. Такие поезда уже ходят в Японии и Китае. Почему бы и нам не обзавестись этим чудом техники?
Сегодня в стране взят курс на трансферт лучших мировых технологий. Иным способом трудно преодолеть отставание от мирового технического прогресса. На форум в Сочи приехали капитаны западной индустрии – представители крупнейших компаний Siemens, Alstom, Татра–вагонка. Кстати, пять лет назад на первом форуме «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи российская компания «Синара» подписала соглашение о кооперации с Siemens, и за это время пройден путь от идеи до создания нового электровоза. А теперь был заключен контракт с Siemens на поставку в столицу Олимпиады–2014 Сочи современных электропоездов Desiro. Здесь же, на форуме, им дали имя «Ласточка». Подписанные документы предусматривают в дальнейшем локализацию производства этих поездов на территории России. Возможно, для этого выберут СЭЗ в Татарстане.
Помимо этого в рамках форума в этом году были заключены соглашения о сотрудничестве с компанией Talgo (по внедрению устройств автоматизированного перевода поездов с российской на европейскую колею), с «Трансмашхолдингом» – о производстве новых пассажирских электровозов ЭП20, меморандум о сотрудничеств с Siemens в 11 областях и другие контракты, которые оцениваются в десятки миллиардов рублей.
Но мало обновить технику и инфраструктуру. В модернизации экономики важную роль играет и человеческий фактор. И об этом на форуме тоже шел острый разговор. Эксперты говорили о том, что у нас сложился баланс социально–трудовых отношений сырьевой, а не инновационной державы. Надо создавать квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие места и бороться с таким уникальным явлением, как «работающие бедные». При этом стратегии развития во всех компаниях и регионах должны быть сопряжены с программами занятости. Пора перестать финансировать бедность! Надо заниматься подготовкой кадров для инновационной экономики. И это должны делать все – и государство, и компании, и отраслевые вузы. Кстати, в некоторых из них, в частности в МИИТе, уже появились факультеты инновационных технологий.
Самый больной вопрос: где взять деньги на модернизацию? Заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский заявил, что он давно перестал верить в чудеса – не надо ждать манны небесной, нужно работать, развивать механизмы ГЧП, привлекать стратегических инвесторов. В стране уже реализуются первые концессионные соглашения, правда, пока на строительстве автодорог. Но в ближайшее время в законодательство внесут поправки, и тогда можно будет использовать концессии и в железнодорожном строительстве. Его поддержали и другие участники форума, которые полагают, что только несовершенство законодательной базы не позволяет частному бизнесу вкладывать деньги в транспортную инфраструктуру.
Деньги есть, и это хорошая новость, подтвердила президент ООО «Морган Стэнли банк» Елена Титова. Транспортная инфраструктура остается привлекательной для инвесторов даже в условиях экономического кризиса. «Посмотрите, – сказала она, – акции железнодорожных компаний торгуются на бирже лучше других. Успешно прошло и размещение еврооблигаций ОАО «РЖД». Но частный капитал, конечно же, ищет проекты быстро-окупаемые, высокодоходные. И здесь велика роль государства, его вложения в инфраструктуру имеют мультипликативный эффект – они создают ощущение стабильности в отрасли и повышают интерес зарубежных инвесторов. Поэтому необходимо создавать такую инвестиционную среду, которая позволила бы привлекать долгосрочные инвестиции».
Эффективным решением может стать утверждение на законодательном уровне модели «сетевого контракта» – когда государство выступает в роли заказчика необходимого уровня пропускных способностей национальной транспортной инфраструктуры. Кстати, сегодня разработана методика расчета бюджетной эффективности, которая учитывает комплексный эффект от инвестиций в ключевые проекты развития железнодорожной отрасли. Сделан и расчет минимального объема государственной поддержки для реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД». Он составляет более 400 млрд рублей на период до 2015 года. При этом расчеты показывают, что уже в 2020 году доходы государства от реализации ключевых проектов развития железнодорожного транспорта превысят вложенные в них инвестиции.
Государству выгодно вкладывать инвестиции в транспортную инфраструктуру. Инвестируя, оно будет получать доходы, в первую очередь за счет налоговых поступлений от отраслей промышленности, для которых развитие железных дорог снимет транспортные ограничения. Добавьте к этому увеличение рабочих мест и в целом оживление экономики, транспорт ведь является заказчиком продукции многих отраслей. Так что овчинка стоит выделки!
Тамара АНДРЕЕВА,
обозреватель «ТР»