• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Ноу–хау для стальных магистралей

Ноу–хау для стальных магистралейВ Чебоксарах прошла 1–я региональная конференция «Государственно–частное партнерство как эффективный инструмент модернизации экономики регионов».

Ноу–хау для стальных магистралейВ Чебоксарах прошла 1–я региональная конференция «Государственно–частное партнерство как эффективный инструмент модернизации экономики регионов». Участие в ней приняли представители промышленных предприятий – членов Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») из 30 регионов России.

Вокзал на солнечных батареях

Железнодорожный транспорт среди утвержденных на государственном уровне приоритетных направлений инновационного развития не значится. И совершенно напрасно. Именно он сегодня формирует повышенный спрос на инновационную продукцию. Примеров много: это и первый в России высокоскоростной поезд «Сапсан», и совместный с компанией Siemens проект строительства 54 современных поездов для обслуживания Олимпиады–2014 в Сочи. К инновационным продуктам можно отнести также новый пассажирский электровоз, который строят компании–партнеры «Трансмашхолдинг» и «Альстом», и новый грузовой электровоз компаний Siemens и «Синара». В «верхах» еще только планируют программы энергосбережения, а на сети железных дорог уже установили 120 тысяч счетчиков, завязав их в единую информационную систему, которая позволяет в реальном режиме времени следить за энергопотреблением от Москвы до Владивостока. Кроме того, разработаны проекты «умных» вокзалов, в которые заложены самые современные технологии энергосбережения. Так, например, вокзал в Адлере будет «питаться» от солнечных батарей, а в системе кондиционирования воздуха использована энергия моря.
При этом железнодорожный транспорт вовлекает в орбиту своих интересов предприятия в разных регионах страны. Так, несколько лет назад, когда еще только начинался подъем транспортного машиностроения, чебоксарскому заводу «Промтрактор–Промлит» дали заказ на дефицитное вагонное литье. А сегодня в ОАО «РЖД» говорят: если бы не этот завод, то с вагонным литьем был бы полный провал. Заказ помог выжить и самому заводу в то время, как спрос на его основную продукцию упал. А высокая требовательность железнодорожников к качеству продукции заставила заводчан изменить технологию литья. В результате сегодня здесь лучшая в стране технология!
 Не случайно именно Чувашия была выбрана местом для проведения первой конференции. «У нас огромный инновационный потенциал, – открывая форум, заявил президент Чувашской Республики Николай Федоров. – И он поддерживается правительством республики, которое исповедует философию не выживания, а развития».
В Чувашии работают более 1000 крупных и средних предприятий, которые дают 30% ВРП. Даже в минувшем кризисном году они произвели продукции на 103,3 млрд рублей. При этом инвестиции в основной капитал выросли с 2,9 млрд рублей в 2004 году до 8,1 млрд рублей в 2008–м – в 2,5 раза! Железным дорогам поставляют свои изделия 19 предприятий республики. Их список, как и ассортимент продукции, постоянно расширяется. В рамках конференции было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики и НП «ОПЖТ», цель которого – формирование территориального научно–производственного кластера, обеспечивающего разработку, производство и продвижение на рынок конкурентной продукции железнодорожного машиностроения. Подписали его заместитель председателя кабинета министров Чувашской Республики – министр промышленности и энергетики Юрий Волошин и президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович. Кстати, такое же соглашение было подписано в этом году и с министерством промышленности и торговли Республики Татарстан.

От тележки – до электроники

Создать в Чувашии научно–производственный кластер более чем реально. Мы побывали на «Эларе» в Чебоксарах. Это высокотехнологичное предприятие – научно–производственный комплекс имени Г.А. Ильенко. Раньше он работал в основном на военную и гражданскую авиацию, а сегодня выпускает микропроцессорные системы и пульты управления для локомотивов, а кроме того, информационно–транзакционные терминалы для продажи билетов на поезда, которые уже можно увидеть на самых крупных вокзалах Москвы и Санкт–Петербурга. Пока железнодорожники закупили 45 терминалов, а установят тысячу – об очередях в кассы народ забудет.
«Элара» участвует и в создании систем железнодорожной автоматики – выпускает, в частности, приемник и генератор сигналов тональных рельсовых цепей. За пять лет сотрудничества с ОАО «РЖД» объем железнодорожной продукции на предприятии вырос с 2,5 млн до 1,5 млрд рублей.
По словам генерального директора «Элары» Анатолия Арановича, за последние 10 лет в предприятие вложено более 140 млн долл. В производстве печатных плат предприятие – лидер в стране. Здесь выпускают платы жесткие и гибкие, многослойные (до 24 слоев), 4–5–го класса точности. В гражданском секторе производства задействованы 180 конструкторов, которые тесно сотрудничают с отраслевыми НИИ, в частности, с ВНИКТИ.
 Но проблем тем не менее хватает. Как отметил технический директор Владимир Прохоров, производители «умных» систем нередко сталкиваются со сложностями при сертификации продукции, а также с неготовностью машинистов принять инновации. Не всегда квалифицированно выполняется и ремонт техники в депо из–за нехватки специалистов. «Элара» предложила постгарантийное обслуживание систем – но откликнулись лишь 3 депо из 42, где они эксплуатируются. Между тем производители готовы даже использовать собственный самолет, чтобы доставить детали на место. Сервис, о котором еще недавно только мечтали, сегодня вполне реален. Да и возможности новая техника открывает совсем иные: есть, например, автоматизированные системы, которые могут производить диагностику локомотива «на ходу» и сообщать в депо о неисправностях. Микропроцессоры позволяют управлять подвижным составом даже в удаленном режиме. Но к этому пока не готовы железные дороги.
Транспорту нужна комплексная модернизация – техники, инфраструктуры и кадрового потенциала. Производителям сегодня есть что предложить. Так, ОАО «ВНИИР» предлагает создание цифровых подстанций и «умных» сетей, а также свою помощь в создании новых тяговых преобразователей, за которыми пока мы ездим в Европу.
Есть в Чувашии и ноу–хау, о которых железнодорожники не знали. Генеральный директор ЗАО «ЧП «Сеспель» Владимир Бакшаев рассказал, что его предприятие сегодня участвует в создании нового вагона из алюминия для перевозки сыпучих грузов. Преимущества его очевидны: если на разгрузку старого вагона требуются 26 часов и 4 рабочих, то новый – с пневмовыпуском – разгружается максимум за три часа и дополнительной очистки не требует. При строительстве таких вагонов используется новый способ сварки – трением. И «Сеспель» – единственное предприятие в стране, обладающее для этого специальным оборудованием.
Есть и еще одно предприятие в Чувашии, с которым все связывают большие надежды. Это Канашский вагоноремонтный завод, который стал вагоностроительным. В 2006 году он вошел в концерн «Тракторные заводы», и это ускорило его модернизацию. Здесь вовремя поняли, что строительство и ремонт грузовых вагонов – это бизнес бесконечный и поэтому очень перспективный. Рядом со старыми корпусами появился новый цех – целый завод площадью 55 тысяч кв. метров. Оборудование для него поставила японская компания «Ниппон Шарье» – создатель знаменитых поездов на магнитной подушке. Сегодня в здании завершается укладка специальных 3–слойных полов, выдерживающих многотонную нагрузку. А затем начнется монтаж автоматизированных линий. Уже летом планируют первую из них запустить. С пуском всего завода каждые 40 минут будет производиться 1 вагонокомплект. При 2–сменной работе завод будет выпускать 24 грузовых вагона ежесуточно. В год – не менее 6 тысяч. Самое главное, это будут абсолютно новые вагоны – с повышенной грузоподъемностью и нагрузкой на ось 25 тонн. У них будут и новые тележки. Одна из них – американского происхождения. Компания «Амстед рейл» вложила в нее все передовые идеи и адаптировала ее для российской колеи 1520 мм. Сегодня эта тележка проходит испытания на перегоне Майкоп – Белореченская и показывает хорошие результаты.
На заводе нам продемонстрировали целую линейку новых грузовых вагонов, автомобилевозов и платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Кстати, за ними уже выстроилась очередь. Так, крупный заказ на подвижной состав разместила в Канаше Первая грузовая компания.
«Потребитель хочет сегодня иметь качественные вагоны, а у нас гарантирован межремонтный пробег в 500 тысяч километров, – заметил главный конструктор Александр Тен. – И мы работаем над тем, чтобы увеличить его до миллиона».

Хартия ответственного бизнеса

Появление в Чувашии современного научно–производственного кластера трудно переоценить, особенно если учесть, что в целом конкурентоспособность нашей промышленности низка. По словам заместителя руководителя НП «ОПЖТ» Антона Зубахина, в 2009 году лишь 5% продукции отечественного машиностроения отправлено на экспорт, зато объем импорта составил 53%, и с каждым годом он увеличивается. Причин плачевного положения много. Наш Налоговый кодекс не стимулирует инновации. Между тем процесс их производства очень затратный. И без налоговых льгот деньги вкладывать рискованно. Да и контракты с поставщиками должны заключаться на 3–5 лет с гарантированным объемом поставок. Иначе трудно планировать инвестиции.
Сегодня большая часть инноваций разрабатывается за счет прибыли, тогда как в других странах затраты относятся на себестоимость продукции. Кроме того, право на интеллектуальную собственность у нас оставляет за собой государство, а частному бизнесу это не интересно. Помимо этого у нас высоки административные барьеры, нет нормальной системы технического регулирования. В результате опытные образцы инновационной продукции часто не доходят до рынка. Да и сертификация продукции выливается в долгую и дорогостоящую процедуру, причем сертифицировать оборудование приходится сразу в нескольких отечественных регистрах, да еще и получать международный сертификат, поскольку наши сертификаты за рубежом не признают. Но зато за предприятиями у нас наблюдают 12 надзорных органов. Бдят! На одном из уральских заводов даже создали специальное подразделение – по взаимодействию с этими органами. Все это только тормозит развитие. Сегодня, правда, не без участия НП «ОПЖТ» готовятся поправки в ФЗ «О техническом регулировании» с тем, чтобы создать условия для допуска на рынок инновационной продукции.
Но есть и еще одна немаловажная проблема. Как выразился один из участников форума, всем нашим инновациям грош цена, если не будет качества. А оно, увы, нередко оставляет желать лучшего. Представитель департамента технической политики ОАО «РЖД» Константин Иванов привел такие цифры: на железные дороги пришло 1116 новых локомотивов, и в их работе зафиксировано 3570 отказов, в том числе более 1,5 тысяч – системного характера. Парадокс, но качество новой тяговой техники хуже той, что производилась 20 лет назад. Только в прошлом году убытки ОАО «РЖД» из–за этого составили 113 млн рублей. Причины известны: с 1990 по 2006 год производство электровозов в стране упало в 26 раз. Растеряли и кадры, и технологии. Да и от мощной конструкторской школы мало что осталось. Если в 1990 году в стране работали 2 научно–исследовательских института и 7 проектно–конструкторских бюро, в которых насчитывалось 6300 специалистов, то сейчас их в три раза меньше – немногим более 2 тысяч человек.
Надо восстанавливать российскую инженерную и конструкторскую школу. Повышать качество выпускаемой продукции и создавать мотивацию для инноваций. Задачи непростые, но именно с этой целью и было создано Некоммерческое партнерство, которое предложило всем своим членам добровольно подписать хартию о взаимодействии ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ» и предприятий транспортного машиностроения – производителей железнодорожной техники, узлов и компонентов. В ней декларируется ответственное ведение бизнеса, и главный принцип – непрерывное развитие, создание инновационных, качественных продуктов.
Основные направления инновационной политики на железнодорожном транспорте до 2015 года определены в «Белой книге» ОАО «РЖД». А сегодня разработан и стандарт инновационной деятельности. Кстати, он – первый в стране. Железнодорожники и здесь оказались первыми. Некоммерческое партнерство намерено представить его в Минэкономразвития и Государственную думу РФ с целью разработки законодательной базы, регулирующей сферу инновационных разработок. В планах ОПЖТ – создание Национального центра динамических испытаний транспортной техники, где будут моделироваться различные нагрузки. Этот центр будет работать не только на стальные магистрали, но и на гражданскую авиацию, а также наземный транспорт. К его созданию привлекли ЦАГИ, где накоплен огромный опыт таких испытаний. Кстати, известная компания «Бомбардье» именно в «трубах» ЦАГИ обкатывала свои локомотивы.
Железнодорожники знают: главное – сдвинуть дело с «мертвой точки», раскрутить колесо, а там процесс сам пойдет.

Тамара АНДРЕЕВА,
обозреватель «ТР»

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya