Научно–практическая конференция: «Высокоскоростное движение в России – проблемы, пути и перспективы развития» стала первым мероприятием, прошедшим в рамках «Трансортной недели–2013». В ее работе приняли участие представители Администрации Президента РФ, Государственной думы, Министерства транспорта РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО «РЖД», транспортных и железнодорожных компаний, производителей транспортной техники, научной и университетской общественности, а также железных дорог и крупнейших компаний в области скоростного движения Германии, Испании, Франции.
Участники представительного форума собрались в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ), что глубоко символично – это крупнейшее в стране учебное заведение более ста лет готовит профессионалов для железной дороги. Сегодняшние студенты – это будущие специалисты, и не исключено, что именно выпускники МИИТа придут трудиться на высокоскоростные магистрали, за которыми – будущее.
С приветственными словами к собравшимся обратился заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. В своем выступлении он сказал о том, что решение о развитии высокоскоростного движения в России принято на самом высоком уровне. Реализация проекта ВСМ предусмотрена в прогнозе социально–экономического развития РФ до 2020 года, а также в Транспортной стратегии до 2030 года. С учетом того, что проект сложный технически и емкий финансово, руководство страны дало возможность еще более подробно его проработать, дополнительно изучив технические и технологические аспекты, отметил замминистра. По его мнению, рассмотрение этого вопроса на конференции с участием представителей компаний с лучшим мировым опытом будет способствовать выбору оптимального варианта реализации проекта. «Синергия проекта очень высокая, – подчеркнул Алексей Цыденов. – На участке Москва – Казань в поле тяготения линии проживают около 35 млн человек. Это фактически четверть всего населения страны. Возникает возможность создания новых рабочих мест, новой системы развития агломерации. Получается совершенно другое качество жизни в тех регионах, где проходит ВСМ».
Президент компании «Сименс» в России и Центральной Азии Дитрих Меллер назвал высокоскоростную магистраль Москва – Казань проектом национального масштаба. На сегодняшний день в мире функционирует около 20 тыс. км высокоскоростных дорог. Воплощение в жизнь российского перспективного проекта добавит к перечню еще почти 800 км, а это очень весомая цифра.
Компанию «Сименс» и российских промышленников объединяют давние партнерские отношения. Немецкий концерн появился в нашей стране 160 лет назад – в 1853 году в Санкт–Петербурге было основано бюро «Сименс и Гальке». Компания построила Императорскую телеграфную сеть, которая соединила Санкт–Петербург, Москву, Киев, Каунас и другие города. Так началась история немецкого концерна в России, которая успешно продолжается и в наше время. Именно «Сименс» делает для России высокоскоростные экспрессы «Сапсан», курсирующие между Москвой и Санкт–Петербургом.
Дитрих Меллер назвал «Сапсан» прообразом модернизации России. Поезд способен развивать скорость до 350 км/ч, но на российских железных дорогах ограничивается 250 км/ч. Ему также принадлежит российский железнодорожный рекорд – 290 км/ч. В дальнейшем планируется увеличить скорость движения поезда на отдельных участках до 330 км/ч.
Другой успешный совместный проект – электропоезд «Ласточка». Сегодня наша страна занимает второе место в мире по протяженности железных дорог – 88 тыс. км. Этой сетью ежегодно пользуются миллионы пассажиров, по ней перевозится свыше триллиона тонн грузов, что ставит Россию на первое место в Европе. Несмотря на столь высокие показатели, отечественные модели железнодорожных составов безнадежно устарели. Назрела необходимость создания качественно новой техники. В компании ОАО «РЖД» приняли решение о поиске подрядчика для производства современных электропоездов. Таким подрядчиком стал немецкий концерн «Сименс». Поезда, выпускаемые компанией «Сименс», максимально адаптированы к российским реалиям и отвечают высоким требованиям безопасности. 17 декабря 2009 года ОАО «РЖД» и концерн «Сименс АГ» подписали контракт на разработку и поставку 38 электропоездов «Ласточка» на платформе DesiroRus для пригородных пассажирских перевозок. А 21 сентября 2010 года в Берлине в рамках международной выставки «Иннотранс» ОАО «РЖД» и концерн «Сименс АГ» подписали контракт на поставку еще 16 электропоездов для пригородных пассажирских перевозок «Ласточка» с началом локализации их производства в России. Эти поезда будут переданы ОАО «РЖД» в конце 2014 года. Таким образом, проект включил в себя производство 54 электропоездов «Ласточка» с общим бюджетом около 600 млн евро.
Директор проекта высокоскоростного движения в России Национальной компании французских железных дорог Марк Свечин поделился практикой реализации проектов ВСМ во Франции, так как эта страна является признанным лидером в области европейского высокоскоростного движения. Именно Франция запустила первую высокоскоростную магистраль в западном мире.
Первоочередные условия, по словам Марка Свечина, которые необходимо будет соблюсти подрядным организациям, это «следование требованиям по расходам и прохождение аукциона». Также к основным моментам он отнес принятие решения о том, для каких целей будет использоваться магистраль – только для пассажирских перевозок или по ней пойдут и грузовые поезда.
Французы вначале использовали высокоскоростные магистрали только для пассажирских перевозок, а сейчас вследствие недостаточного количества пассажиропотока комбинируют пассажирское движение с грузовым в целях экономической сбалансированности перевозок.
«Прежде чем приступить к проектированию и строительству магистралей, – подчеркнул Марк Свечин, – следует определить законодательную и нормативную базы, так как подобные железнодорожные артерии являются дорогостоящими объектами, и менять нормативную базу в процессе эксплуатации будет очень дорого».
Создание высокоскоростных железнодорожных магистралей потребовало принципиально новых подходов к обеспечению безопасности функционирования железной дороги. Причем требования предъявляются очень жесткие и обеспечиваются специальными комплексными мерами.
Высокий уровень безопасности обеспечивается, в частности, проектными параметрами, полным обособлением ВСМ от других путей сообщения (устройством пересечений в разных уровнях с автомобильными дорогами, пешеходными переходами и т. д.). Полоса отчуждения ВСМ, как правило, изолирована, нахождение в ней посторонних людей, проникновение животных не допускается.
На ВСМ обеспечивается непрерывный мониторинг состояния земляного полотна и искусственных сооружений; ведется наблюдение за состоянием атмосферы, в частности, за силой и направлением ветра, интенсивностью выпадения осадков, в некоторых случаях осуществляется контроль сейсмической активности. Полученные данные передаются непосредственно в автоматизированные системы управления движением на высокоскоростной магистрали. Также используются комплексные методы управления движением поездов на базе интегрированных систем сигнализации, централизации и блокировки.
В заключение своего выступления Марк Свечин сказал, что при строительстве ВСМ «…мы будем рядом с вами и окажем посильную помощь…».
К числу мировых лидеров в области высокоскоростных дорог относится и такая европейская страна, как Испания. По протяженности ВСМ она уступает только Китаю. Первый заместитель директора по международным связям АДИФ Хоакин Хименес Отеро рассказал об истории создания магистралей и перспективах их эксплуатации. Решение о строительстве высокоскоростных магистралей Испания приняла в середине 1980–х.
В 1992 году первая линия длиной 471 км была сдана в эксплуатацию.
Кризис 1993 года заставил Испанию отложить планы по дальнейшему внедрению ВСМ. Но в 1997 году строительство ВСМ было возобновлено.
На сегодняшний день ВСМ в Испании – это 3080 км дорог с проектной скоростью 350 км/ч и коммерческой – 310 км/ч, 324 поезда ежедневно, 25 млн пассажиров в год и 22,7% от общего объема пас.–км. Общий объем финансирования ВСМ с 1986 года составил 79 242 млн евро. Строительство ВСМ идет по принципу государственно–частного партнерства (в том числе используется система контрактов жизненного цикла). 19% инвестиций в железные дороги обеспечивают частные и государственные фонды, 18% – фонды ЕС, 16% – займы, 12% – капитальные вложения, 29% – вклады имуществом.
Безусловный интерес у собравшихся вызвало выступление первого вице–президента ОАО «РЖД», генерального директора ОАО «Скоростные магистрали» Александра Мишарина. Выступая на пленарном заседании, он рассказал об основных экономических показателях проекта ВСМ Москва – Казань и изменениях, которые необходимо внести в существующее законодательство в части установления специальных норм, регулирующих вопросы резервирования и изъятия земель для строительства и эксплуатации инфраструктуры ВСМ.
Обстоятельный и развернутый доклад позволил сделать однозначный вывод о необходимости и важности строительства подобного объекта, позволяющего решить ряд социально значимых задач. Высокоскоростная магистраль сама по себе – грандиозный проект с многомиллионными инвестициями, но он инициирует и другие крупные инвестпроекты в сфере промышленного производства, жилищного строительства, высшего образования и науки. Численность занятого населения, обеспечиваемая мультипликативными эффектами от строительства ВСМ (без непосредственно занятых в строительстве или эксплуатации магистрали), превысит 370 тыс. человек.
В ходе столь грандиозного строительства будут возведены 53 больших моста, 78 – средних, 49 эстакад, 33 железнодорожных и 128 автодорожных путепроводов. Общая протяженность путепроводов, мостов и эстакад составит 117 764 пог. м, или 15% от длины железнодорожной линии Москва – Казань.
Уже на стадии строительства проект даст существенный макроэкономический эффект – ВРП регионов прохождения ВСМ получит мультипликативный прирост в размере 150 млрд руб. в сумме за период 2014–2019 годов. Более 400 млрд прироста ВРП будет распределено по другим регионам. Создание ВСМ приведет к ускорению экономического роста не только территорий прохождения трассы, но и других регионов России, создаст мультипликативный эффект для выпуска продукции и услуг в размере 1,2 трлн руб. в сумме за 2014–2019 годы.
Среди обрабатывающих отраслей наибольший эффект получит промышленность строительных материалов (117 млрд руб.), металлургия (111 млрд руб.), машиностроение (более 41 млрд руб.).
Мультипликативный эффект от строительства ВСМ сгенерирует бюджетный эффект в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за период 2014–2019 годов в размере 174,6 млрд руб.
Более того, ВСМ позволит увеличить совокупный прирост ВВП за счет агломерационных эффектов на 6,85 трлн руб. в период 2020–2030 годов, что приведет к ускорению темпов прироста ВВП за этот период на 18,8%.
По итогам пленарного заседания состоялось подписание соглашения между ОАО «Скоростные магистрали» и Фондом содействия реализации Конвенции о правах инвалидов «Доступная среда и универсальный дизайн», целью которого является содействие в создании доступной среды на объектах ВСМ для инвалидов и иных маломобильных групп граждан.
В рамках научно–практической конференции также прошли «круглые столы», посвященные вопросам локализации и адаптации технологий ВСМ, системам управления и электрификации, а также кадровым проблемам обеспечения деятельности ВСМ.
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»
19.12.2013